В статье рассмотрен доклад участника межрегиональной конференции, посвященной вопросам развития кредитования реального сектора экономики, субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области А. В. Артюхова — первого заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Выбранная для статьи тема является достаточно актуальной. Для динамичного развития экономики, перехода к инновационному хозяйственному укладу и укрепления позиций России в мировом сообществе необходимо создание устойчивой и эффективной банковской инфраструктуры.
Банковская система является неотъемлемой частью современной финансовой системы и играет важнейшую роль в современных экономических отношениях.
Банковский сектор Тюменской области по итогам 2013 года показал стабильное развитие. Положительная динамика наблюдалась по всем основным количественным показателям, росли активы банковского сектора и прибыль по итогам года.
Стоит отметить, что вклады населения выросли за год на 16,9 %. Вместе с тем банковский сектор России испытывает определенные сложности, связанные с замедлением роста российской экономики и процедурами отзыва лицензий у кредитных организаций в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных. Все это влияет на население и на бизнес. С одной стороны, оздоровление банковского сектора — это положительный момент. С другой — это приносит некоторую нервозность.
Наблюдаются устойчивый опережающий рост просроченной задолженности и высокая закредитованность заемщиков. Это также влияет на работу банков и ужесточает процедуру выдачи кредитов. Кредитная поддержка экономики является одной из центральных проблем банковского сектора.
Крупный, средний и малый бизнес выстраивает свое развитие, основываясь на заемных средствах у банков, что, в свою очередь, ставит в зависимость развитие бизнеса от доступности кредитных ресурсов. Таким образом, очевидно наличие прямых и обратных связей при взаимодействии банков и бизнеса: если банк готов предоставлять длинные и недорогие деньги предприятиям, соответственно, предприятие может стабилизировать свое финансовое состояние, развиваться и предоставлять по доступной цене услуги и товары, обеспечивать рабочие места и стабильный доход населению, своевременно платить по кредитному договору банку, гарантируя тем самым ему стабильный доход.
Однако в современных условиях в процесс взаимодействия представителей бизнеса и банков необходимо вовлечение и третьего участника — государства. Именно меры государственной поддержки оказывают положительное влияние на развитие реального сектора экономики и способствуют привлечению заемных средств в экономику.
Для решения поставленных задач в Тюменской области создана достаточная законодательная база, направленная на привлечение инвестиций, развитие промышленности, а также решение социальных задач. В частности, приняты законы:
1. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области». Принят постановлением Тюменской областной Думы от 24.06.2003г. № 915 (с изменениями на 5 апреля 2013 года).
Настоящий Закон направлен на развитие инвестиционной деятельности на территории Тюменской области, включая территории автономных округов, на повышение заинтересованности лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность, в увеличении производства товаров, работ и услуг, на активизацию привлечения и эффективного использования отечественных и иностранных финансовых ресурсов, передовой техники, технологий.
Настоящий Закон определяет формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Тюменской области, включая территории автономных округов и условия ее предоставления органами государственной власти области, а также гарантии и способы защиты прав держателей инвестиционных проектов.
2. «О поддержке отдельных видов промышленной деятельности в Тюменской области». Принят постановлением Тюменской областной Думы от 23.12.2004г. № 1875 (с изменениями на 27 декабря 213 года).
Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной поддержки отдельных видов промышленной деятельности в Тюменской области.
3. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области».
Принят постановлением Тюменской областной Думы от 24.04.2008г. № 733 (с изменениями на 01 июля 2014 года).
Необходимо отметить, что в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов Тюменская область находится в числе лидеров. Это результат работы, проводимой региональными властями по оказанию мер государственной поддержки инвесторам. Ежегодно в областном бюджете закладываются немалые средства на поддержку и развитие инвестиционной деятельности, реального сектора экономики. Так, на текущий год утверждена Программа государственных гарантий Тюменской области в объеме двух миллиардов рублей на оказание государственной поддержки инвестиционной, промышленной деятельности, строительство и сельскохозяйственное производство.
В областном реестре зарегистрировано 287 инвестиционных проектов на общую сумму свыше одного триллиона рублей. Причем те инвестиционные проекты, сумма которых превышает 300 миллионов рублей, курируются департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, а проекты с суммой менее 300 миллионов рублей — непосредственно муниципалитетами совместно с Инвестиционным агентством Тюменской области.
В конце января в Тюмени прошел первый Тюменский инвестиционный форум «Инвестиции и индустриализация».
Его участниками отмечалось, что приоритетным направлением государственной поддержки инвесторов является субсидирование приобретения нового оборудования и кредитов на строительство новых производственных объектов.
Также важными элементами господдержки являются предоставление налоговых льгот и так называемое административное сопровождение, которое заключается в помощи по подбору и выделению земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, получении соответствующих разрешений на строительство, помощи в техническом подключении к сетям.
Сочетание этих элементов поддержки, оказываемой бизнесу, дает положительный эффект. Не случайно в сложный кризисный период многие инвесторы остались на территории Тюменской области и не свернули своих проектов.
А. В. Артюховым затронута тема законодательного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе, отдельно отмечен областной Закон «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета». Принят постановлением Тюменской областной Думы от 15.07.1999 года № 720 (с изменениями на 24 апреля 2014 года).
Положения данного Закона постоянно совершенствуются, появляются новые участники государственных жилищных программ, расширяется география его применения. Так, настоящим Законом предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки при приобретении жилья молодым семьям и работникам бюджетной сферы. Положениями Закона предусматривается выделение за счет средств областного бюджета субсидии, которая может быть направлена на приобретение готового жилья, строительство индивидуального жилого дома, а также на уплату первоначального взноса, погашение основной суммы долга или процентов по ипотечному кредиту или займу. Реализация положений указанного Закона помогает развивать ипотечное кредитование на территории области и активно вовлекать банки в процесс реализации областных жилищных программ.
А. В. Артюховым отмечалась активная работа в этом направлении таких банков как Газпромбанк, Сбербанк, Запсибкомбан.
От себя хотелось бы отметить показатели Запсибкомбанка за последние несколько лет. На протяжении последних четырех лет Запсибкомбанк активно наращивал объем кредитования МСБ:
- Общее количество заемщиков увеличилось в 7,7 раза.
В посткризисный период восстановления в 2010–2011 годы темпы прироста количества заемщиков МСБ превышали 100 %, в 2012–2013 годы на фоне замедления экономики темпы прироста значительно снизились, до 13–20 % в год.
- Объем кредитного портфеля увеличился в 2,7 раза.
В 2010–2011 годы темпы прироста кредитного портфеля заемщиков МСБ составляли 33–60 %, однако в настоящее время на фоне стагнации экономики отмечается замедление темпов роста кредитования МСБ — прирост задолженности в 2013 году составил 13 %.
- Доля занятого населения в секторе МСБ в России составляет 27 %, тогда как в развитых странах, а также в Польше, Китае данная доля превышает 60 %.
- Доля сектора МСБ в ВВП страны составляет 21 % против 42 -56 % в других странах.
Литература:
1. О. И. Лаврушин. Банковское дело: учебник для студентов, обучающихся по направлению «Экономика». Москва 2013.
2. http://www.duma72.ru/
3. http://admtyumen.ru/