Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 15.12.2014

Статья просмотрена: 2526 раз

Библиографическое описание:

Шикорьяк, И. В. Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста / И. В. Шикорьяк, Ю. А. Горина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 714-716. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14323/ (дата обращения: 16.11.2024).

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст — первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.

Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства. Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С. Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда — предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда — система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. [6, 85 с.]

В исследованиях В. А. Ясвина развивающая образовательная среда — та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда — совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно — через свое содержание и свойства — создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения. [5, 37 с.]

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды — всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, — рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Не удивительно, что окружающий мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, — ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем. [1, 326 с.]

Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически.

Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук, — все это составляет первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей.

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

-        возрастного состава малышей;

-        психологической характеристики группы;

-        количественного соотношения мальчиков и девочек;

-        социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

-        окружающей социальной практики.

Таким образом, окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав — количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности — подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности.

При организации развивающей среды необходимо учитывать следующее: эстетика оформления, интерьер помещений, зонирование групповых помещений (желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой, зоны могут меняться, объединяться, дополняться), динамичность предметной среды. [6, 73 с.]

Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации таких видов деятельности, которые в наибольшей мере способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учётом возраста детей в конкретной группе ДОУ.

Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождается в раннем детстве в недрах предметной деятельности. Именно в «бесцельных», неосознанных действиях зарождается познавательная активность и познавательная мотивация, которая ведет за собой познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, внимания, мышления, речи ребенка.

Особенное влияние предметно-развивающая среда способствует развитию самостоятельности у ребенка дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. В филологии, педагогике и психологии термин «игра» имеет разные толкования. Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В. Даль — русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». У него здесь же: «Играть, игрывать… шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделия». [1, 194 с.]

«Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так: «Игра — один из видов деятельности человека и животных… Детская игра — исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности». [7,68 с.]

Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому и умственному развитию.

Ведущая деятельность определяется как «…деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития». Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. [5, 31 с.]

Поэтому на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает уму возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. [2, 30 с.]

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея — цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

 

Литература:

 

1.      Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст]/ Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

2.      Венгер, Л. А. Большая энциклопедия. Игра и развитие личности дошкольника [Текст]: Сб. науч. тр./ Л. А. Венгер. — М.: Педагогика, 1990. — С. 27–34.

3.      Выгодский, Л. С. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник с татей и документов [Текст]/ Выгодский, Л.С. //Вопросы психологии. -1966. — № 6. — С. 27–36.

4.      Даль, В. Толковый словарь живого русского языка [Текст] / В. Даль. В 4-х т. Т.I. — М.: Русский язык, 1994. — 549 с.

5.      Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст]: методическое пособие / А. В. Калиниченко, С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — Москва: AkademiA, 2000. — 414 c.

6.      Новоселова, С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С. Новоселова, Л. Н. Павлова. 2-е изд. — М.: Айресс Пресс, 2007. — 119 с.,

7.      Психологический словарь. [Текст] — М., 1983. — С. 117.

8.      Советский энциклопедический словарь. [Текст] — М., 1987. — С. 475.

 

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, детский сад, ребенок, ближайшее развитие, вид деятельности, предметно-развивающая среда, развивающая предметная среда, развивающая среда, предметно-пространственная развивающая среда, раннее детство.


Похожие статьи

Организация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос