В последнее время все больше ученых и практиков обращаются к проблемам развития методологии и методики стратегического учета и анализа как информационного источника принятия стратегических управленческих решений, обоснования разработки и реализации стратегии развития, стратегического выбора в условиях многовариантности решений и альтернатив развития.
Необходимость и актуальность совершенствования теоретических и организационно-методических положений стратегического анализа связаны с развитием стратегического учета, учетно-аналитических аспектов разработки и реализации стратегии, информационного обеспечения поддержки принятия стратегических решений.
Проблемам стратегического анализа в последнее время стало уделяться все больше внимания.
Критический мониторинг трактовок стратегического анализа зарубежными исследователями позволил выделить следующие направления раскрытия сущности стратегического анализа и его места в системе стратегического управления:
- И. Ансофф: отождествление процессов стратегического анализа и формулирования стратегии;
- Д. Хасби: стратегический анализ как средство оценки и контроля за реализацией стратегического плана;
- Д. Хасси: аналитические процедуры при формулировании, оценке и реализации стратегических альтернатив;
- Ф. Р. Дэвид: аналитические процедуры определения параметров компании и стратегии развития компании;
- А. Томпсон, А. Стрикленд: аналитическое обоснование стратегического выбора;
- К. Уорд: средство принятия стратегических управленческих решений и т. п.
Разнообразие формулировок сущности и предметной области стратегического анализа является неизбежным, так как сущность и тем более предмет всегда шире, чем самые подробные их определения, и ни одно их них не может быть исчерпывающим. В свою очередь, обобщая различные точки зрения ученых, можно сделать вывод, что на современном этапе стратегический анализ представляет собой системный и комплексный процесс исследования различных областей функционирования хозяйствующих субъектов с целью оценки их социально-экономической эффективности и выработки надлежащих релевантных стратегических решений, повышающих конкурентоспособность организации. Стратегический анализ является аналитической системой информационного обоснования разработки, реализации и корректировки стратегии, оценки ее эффективности.
Предметом стратегического анализа следует считать стратегические решения, определяющие социально-экономическую эффективность и будущую стоимость организации под воздействием внешних и внутренних факторов, находящих отражение через систему экономической информации.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов в области стратегии, стратегического учета и анализа показал, в последнее время стратегический учет получил распространение во многих отраслях, сферах и областях экономики: промышленность, дорожное строительство, водный транспорт, связь, потребительская кооперация, сельское хозяйство, ипотечные корпорации и агентства, финансовые и инвестиционные компании и др.
Отправной точкой исследования эффективных вариантов организации и проведения стратегического анализа на предприятиях явилась разработка и теоретическое обоснование структурно-логической схемы проектирования и проведения стратегического анализа.
Обоснование логики проведения стратегического анализа необходимо проводить с учетом основополагающих факторов его постановки в организациях, обеспечивающих практическую реализацию аналитического процесса:
1) организационное обоснование — организационное обеспечение стратегического анализа;
2) информационное обоснование — информационное обеспечение стратегического анализа;
3) методологическое обоснование — методологическое обеспечение стратегического анализа;
4) методическое обоснование — методическое обеспечение стратегического анализа;
5) программно-техническое обоснование — программно-техническое обеспечение стратегического анализа.
Выделение и реализация главных компонентов в разрезе указанных основополагающих факторов позволит создать основу разработки практических положений процессов стратегического анализа на предприятиях.
Логическое обоснование организации и проведения стратегического анализа ставит вопрос об эффективности проводимых расчетно-аналитических процедур с точки зрения организационного, информационного, методологического, методического и программно-технического обеспечения стратегического анализа.
Организационное обоснование стратегического анализа предполагает определение роли и места анализа в системе стратегического управления, порядка, сроков, периодичности проведения и представления результатов, исполнителей (субъектов анализа), пользователей результатов.
Информационное обоснование стратегического анализа реализуется в виде информационного сопровождения и обеспечения расчетно-аналитических процедур как комплекса информационных технологий, функционирующий на базе использования принципов архитектоники, применяемых при создании информационных систем и обеспечивающих:
- гибкость информационной системы;
- эффективные способы информационного сопровождения бизнеса;
- адаптивность архитектуры информационной системы;
- устранение зависимости от технологии обработки информации;
- стандартизацию обработки информации;
- использование программ системной интеграции;
- отражение изменяющихся условий и требований внешней среды;
- системное архитектурное построение плана счетов;
- использование инжиниринговых бухгалтерских и аналитических инструментов;
- интеграцию объектов стратегического анализа;
- предметно-ориентированный анализ объектов микро- и макроокружения;
- функционирование интегрированных информационных систем, в частности, интегрированной системы стратегического учета;
- интеграцию в план счетов компьютерных программ, адекватно решающих задачи стратегического управления;
- использование сетевых информационных возможностей и преимуществ;
- управление изменениями в различных ситуациях;
- стратегическое управление ресурсным потенциалом;
- эффективное использование информационных ресурсов;
- получение релевантной количественной и качественной информации;
- аккумулирование и группировку информации в условиях риска и неопределенности;
- принятие решений в условиях риска и неопределенности.
Методологическое обоснование стратегического анализа предполагает выбор основных направлений и способов получения, обработки и интерпретации данных, как общих, так и специфичных с учетом специфичности предметной области исследования функционирования организаций во внешней деловой среде.
Методическое обоснование стратегического анализа предполагает разработку, обоснование и использование соответствующих методик анализа, алгоритмов реализации расчетно-аналитических процедур, процессов стратегического анализа, решения вопросов подготовки и оформления результатов анализа, выбора базовых показателей анализа.
Программно-техническое обоснование стратегического анализа предполагает использование современных информационных систем и технологий: объектно-ориентированного подхода, сетевого характера, стратегических информационных технологий, интегрированных стратегических приложений, инжиниринговых компьютерных программ.
С учетом указанных положений концептуальная модель проектирования и проведения стратегического анализа представлена комплексом определяющих факторов:
- организационное обеспечение;
- информационное обеспечение;
- методологическое обеспечение;
- методическое обеспечение;
- программно-техническое обеспечение.
В рамках каждого из представленных факторов выделены главные компоненты обоснования логики организации и проведения стратегического экономического анализа.
Роль и место стратегического анализа в системе стратегического управления определены требованиями информационное обоснование разработки и реализации стратегии, оценки эффективности стратегии, принятия стратегических решений.
Интегрированная информационная система стратегического учета и анализа направлена на качественное информационное обеспечение процесса стратегического управления организацией.
По результатам стратегического анализа принимаются управленческие решения, направленные на:
- достижение поставленных стратегических целей и задач в деятельности организации;
- укрепление существующей конкурентной позиции и дальнейшее развитие конкурентных преимуществ организации;
- достижение высоких финансовых результатов деятельности и максимизацию прибыли;
- обеспечение прироста собственности и наращивание ресурсного потенциала организации;
- обеспечение динамичного развития и экономического роста в течение длительного периода.
Стратегический анализ играет решающую роль в разработке и реализации стратегии развития организации, ее корректировке и оценке результатов осуществления.
Определение роли и места стратегического анализа в системе стратегического управления позволило предложить авторское определение стратегического анализа как аналитической системы информационного обоснования разработки, реализации и корректировки стратегии, оценки ее эффективности, функционально направленной на принятие стратегических решений.
Стратегический анализ предусматривает реализацию расчетно-аналитических процедур поиска, оценки и отбора стратегических альтернатив с определением результатов реализации и оценкой эффективности принятой стратегии, и присутствует на всех этапах стратегического управления организацией.
Организационный механизм стратегического анализа включает порядок, сроки, периодичность проведения и представления получаемых результатов. Указанные вопросы решаются каждой организацией самостоятельно исходя из ее особенностей, информационных потребностей, уровня квалификации исполнителей и др.
В качестве базовых принципов стратегического анализа можно выделить: объективность, целостность, структуризация, полнота, всесторонность, целенаправленность, системность, комплексность, своевременность, согласованность, действенность.
В ходе проведения экономического и финансового анализа компании обычно ограничиваются требованиями системности и комплексности подходов к исследованию отдельного объекта. Для стратегического аспекта анализа необходимо расширение уже установленных рамок; в данном случае речь может идти о межсистемном и всеохватном анализе. И это не искусственное расширение границ анализа. Такой подход продиктован исследованием компании в реальном окружении [1].
Исполнителями, т. е. субъектами стратегического анализа, может быть управленческий персонал различного уровня: аналитики, экономисты, менеджеры, специалисты управления развитием бизнеса, маркетологи и т. п.
Заинтересованными пользователями результатов стратегического анализа выступают собственники и руководство организации, менеджмент организации, совет директоров, акционеры, антикризисные управляющие.
Информационное обеспечение стратегического анализа предполагает:
1) организацию эффективного информационного сопровождения передачи данных от носителя к потребителю, выбор и использование источников получения информации, прежде всего, внешнего характера;
2) формирование информационной базы анализа.
Развитая система информационного обеспечения стратегического анализа включает в себя различные способы и источники информационного сопровождения, посредством которого необходимая информация передается от носителя к потребителю в целях сокращения информационного голода и создания единого информационного пространства: внедрение информационных технологий для расширения рынков сбыта продукции, привлечения инвестиций, поиска инновационных проектов и направлений стратегической активности и т. п.
Методологическое обеспечение стратегического анализа представлено способами, методами и моделями получения, обработки и интерпретации информации с учетом специфичности предметной стороны стратегического анализа.
Методы стратегического анализа являются формализацией объективных явлений и приемов и представленных в рамках концептуальных подходов в качестве целевых установок [1].
Выбор методов стратегического анализа осуществлялся в соответствии с требованиями внешней среды организаций и информационными потребностями стратегического управления, вследствие чего в качестве базовых предлагаются методы многофакторного и многовариантного анализа, позволяющие смоделировать различные варианты состояния функционирования организации под воздействием внешних факторов, обеспечить обоснованный стратегический выбор из ряда альтернативных вариантов.
Используемый инструментарий стратегического анализа достаточно широк и включает также анализ ключевых факторов успеха, ключевых возможностей и компетенций, анализ организационной культуры, групп интересов, разработку сценариев, кривую опыта и т. п.
Методическое обеспечение стратегического анализа предполагает:
- алгоритмизацию расчетно-аналитических процедур и процессов как последовательность обработки информации и получения итоговых данных в виде начального оператора, ряда шагов (итераций), конечного оператора;
- разработку и практическую реализацию методики стратегического анализа как автоматизированного комплекса расчетно-аналитических процедур и процессов по выбранным направлениям и объектам стратегического анализа;
- подготовку и оформление результатов анализа в виде стратегического отчета;
- выбор в качестве базовых показателей индикаторов стратегического спеха — показателей собственности — агрегированного показателя чистых активов и дезагрегированного показателя чистых пассивов в адекватных оценках.
Программно-техническое обеспечение стратегического анализа предполагает использование:
- интегрированных стратегических приложений: информационных систем управления бизнесом, ресурсным потенциалом, экспертных систем, систем поддержки принятия решений;
- автоматизированных методик по направлениям стратегического анализа;
- авторских инжиниринговых компьютерных программ, построенных на базе использования инжиниринговых подходов и процедур.
В результате разработана структурно-логическая схема проектирования и проведения стратегического анализа, определяющая базовые компоненты организационного, информационного, методологического, методического и программно-технического обеспечения данного вида анализа.
Литература:
1. Хорин, А. Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с.
2. Щекотихина Е. А. Стратегический анализ конкурентов организации/ Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4 (13). С. 239.