В данной статье рассмотрены основные причины возникновения дефицита трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.
Предложены методы для привлечения и закрепления трудовых ресурсов на предприятиях в сельских местностях.
Ключевые слова: сельское хозяйство, трудовые ресурсы, научно-технический прогресс, инвестиции.
На сегодняшний день большая часть населения планеты живёт в странах с преобладающим аграрным сектором в экономике. Научно-технические потенциалы таких стран как США, Япония, Германия и Франция: развитые страны ЕС по количественным параметрам примерно одинаковы, но по эффективности различаются.
Лидирующее место занимает Япония, за ней следует США, на третьем месте в нише аграрной экономики расположились развитые страны Европейского Союза [1]. Также необходимо упомянуть Россию, занимавшую в советские времена, лидирующие позиции в НТП аграрного сектора. К сожалению, современное состояние сельскохозяйственного рынка отражает лишь упадок и постоянное снижение развития технологий и рационального, эффективного производства в данной отрасли. В настоящее время производительность выпускаемой продукции отечественного сельского хозяйства в разы ниже по сравнению со странами ЕС и США. Первая из причин «упадка» сельского хозяйства в стране заложена в первоначальной стадии всего процесса производства — в отборе, количестве и качестве трудовых ресурсов. В связи с тем, что сегодняшний же день
Российский рынок труда в сельской местности отражает кризисную ситуацию в экономике страны. Постоянное сокращение объемов сельскохозяйственного производства, рост количества неприбыльных сельскохозяйственных предприятий, глобальное отсутствие социальной сферы в селах и других секторов сельской экономики повлекли сокращение рабочих мест и спровоцировали рост безработицы в деревнях [2, 3].
Лишь аграрный сектор снабжает страну продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Примерно 69 продуктов потребления создается из продукции АПК, а значит, жизненный уровень населения напрямую зависит от эффективности этой отрасли.
Труд — это целенаправленная деятельность каждого человека в процессе производства духовных и материальных благ. Трудовыми ресурсами, является часть трудоспособного населения страны, которая обладает физическими и умственными ресурсами, при использовании которых предоставляются работы и услуги. В АПК трудовые ресурсы это важнейший фактор производства и от того на сколько эффективно он используется, будет зависеть результат производства, выпуска продукции и состояние сельского хозяйства.
По итогам РОССТАТ на 2014 года размещение численности жителей в городах составило 74,3 %, из которых 1,45 % или 2 136 тыс. человек в Новосибирской области [5, 6].
За прошедшие 20 лет престиж сельского труда потерпел весьма большую утрату. В сельских городах с каждым годом только увеличивается отток молодежи в города и мегаполисы, а значит потенциальные и более прогрессивные кадры, способные на эффективное управление уже не ассоциируют свою работу с сельским хозяйством.
На вопрос: «Вернутся ли студенты после обучения в институте обратно в село/деревни?» 70 % опрошенных дали отрицательный ответ. Ответы были разными, такими как: желание сделать карьеру, комфортабельное жилье и разнообразие в проведение досуга городской жизни (кинотеатры, клубы, рестораны, интернет и т. д.), отсутствие достойной заработной платы в селе и современных условий технологий работы, банальное нежелание работать на «земле».
Что касается финансового положения фермерских хозяйств. С 2009 по 2013 года существенно снизилось количество убыточных хозяйств: с 2,8 тыс. до 1,7 тыс. хозяйств соответственно [7, 8]. Но при этом ежегодно растет кредиторская задолженность поставщикам, по кредитам, по отчислениям в государственный бюджет. Можно сделать вывод о том, что государство уже не в компетенции помогать фермерам на уровне субсидий и АПК решают свои проблемы, обращаясь к банкам заемщикам, покупая новую технику, ресурсы в кредит.
В целях совершенствования и модернизации управления сельским хозяйством и впоследствии оздоровления национальной экономики на территории России, должна быть поставлена задача по формированию и эффективному использованию кадрового резерва страны, где государство будет расположено в центральном месте системы [9].
Для развития НТП в сельском хозяйстве необходимо определить основные проблемы, его тормозящие. Не секрет, что несколько хозяйств на территории России до сих пор имеет советский уклад производства, они не инновационны, а значит, не эффективны и как результат не имеют развития, расширения и обладают низкой производительностью труда. Таким образом, для подобного рода сельскохозяйственных предприятий необходима тотальная помощь государства для переоборудования всей технической части [10].
Как уже было сказано, наличие высококвалифицированного персонала очень важно в сельском хозяйстве по причине ежегодного роста НТП в области технологий. При появлении современного оборудования в отраслях сельского хозяйства, оно не эксплуатируется в полной мере по незнанию работников о функционале и технологии работы машины. Именно поэтому первоначально необходимо активизировать процессы организации и осуществления подготовки специалистов, создать многоуровневое образование и ввести курсы по ежемесячному повышению квалификации. Во-первых, это позволит привлечь студентов в села, после окончания учебы, что омолодит кадровый резерв, а во-вторых повысить уровень знаний уже работающего персонала на производстве при помощи коммуникации, консультаций новоприбывших сотрудников, которые владеют опытом работы с полностью автоматизированным оборудованием [2, 10, 11].
Специалистов работающих на производстве можно отправлять на курсы повышения квалификации ежегодно и ежеквартально, по необходимости, отправлять в оплачиваемые командировочные ответственное лицо по проведению инструктажа ремонта и пользования новой сельскохозяйственной техники. Данный специалист будет входить в группу кадрового резерва, расположенного в научном исследовательском институте. Благодаря этому будет повышена производительность труда и эффективность.
Так же необходимо повысить уровень качества жизни в селах. Инвестировать освобожденные денежные средства на возведение современных жилых домов, ремонт дорог и автомагистралей, постройку торговых центров и продуктовых супермаркетов, открытие музеев и кинотеатров, увеличение субсидирования на детские сады, больницы. Заработная плата у рабочих на производстве должна быть увеличена минимум до среднего значения для каждого региона соответственно. Все это позволит закрепить новые кадры.
Вторая известна проблема — распределение инвестиций государства. Государственная система финансирования не обеспечивает отрасль АПК субсидиями в полной мере, по сравнению с государственной поддержкой в США. Министерство сельского хозяйства в Америке уже в течение пяти лет практикует значительную финансовую помощь фермерам, то есть государство оплачивает 50 % расходов понесенных в процессе производства, при закупке техники. Так же постоянное улучшение сельскохозяйственного оборудования, доступные кредиты для работников в сельской отрасли. Все стало результатом перепроизводства, излишки произведенного товара страна импортирует странам, которые испытывают дефицит продукции, как животноводства, так и растениеводства. Уже полученный опыт страной-конкурентом должен показать, что данным методом можно и необходимо воспользоваться в критичном положении.
Государственное инвестирование в создание новых энерго-сберегающих, наукоемких технологий, которые способны обеспечить рост эффективности производительности труда и деятельности всего отечественного хозяйства, обязано стоять в приоритете у правительства страны. Если госинвестиции в сельское хозяйство будут стабильно поступать, это выведет сельское хозяйство из кризиса и не исключено, что и коммерческие организации следом будут финансировать отрасль, с целью получения прибыли, что позволит с большими оборотами развивать новые технологические процессы на основе инноваций.
Таким образом, решив выше поставленные проблемы, можно будет устранить: дефицит трудовых ресурсов труда и улучшить экономическое состояние сельскохозяйственной отрасли.
Литература:
1. Крохта М. Г. Роль консалтинговой деятельности в технико-технологическом переоснащении сельского хозяйства / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта, П. П. Холодов; Новосиб. гос. аграр. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. — 200 с.
2. Стадник Т. А. Управление технологическими процессами в сельскохозяйственных организациях / Т. А. Стадник, А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев. — Новосибирск, ЭКОР-книга, 2011. — 245 с.
3. Матвеев Д. М. Освоение научно-технических достижений в сельском хозяйстве: реалии и перспективы / Д. М. Матвеев // Вестник АГАУ. — 2014. — № 8 (118). — С. 187–195.
4. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 11.10.14).
5. Matveev D. M. Current state of production and finance development of scientific and technological progress in agriculture / European Researcher. — 2014. — Vol.(81), № 8–2. — P. 1532–1545.
6. Электронный ресурс: − «macro-econom». Режим доступа: − http://www.macro-econom.ru/economs-2354–1.html. (Дата обращения 11.10.14г.)
7. Menyaykin D. V. Boosting the Investment Attractiveness of Agricultural Production / A. T. Stadnik, D. M. Matveev, D. V. Menyaykin // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 31(8). — P.1535–1539.
8. Стадник А. Т. Зарубежный опыт государственной поддержки сельского хозяйства / Д. М. Матвеев, А. Т. Стадник, Д. В. Меняйкин // Вестник КрасГАУ. — 2014. — № 10. — С. 45–51.
9. Дипломная работа «Пути привлечения инвестиций в сельское хозяйство кадры». Электронный ресурс: −http://5ballov.qip.ru/. Режим доступа: −http://5ballov.qip.ru/ (Дата обращения 11.10.2014г.)
10. Крохта М. Г. Повышение эффективности государственной поддержки технического переоснащения сельского хозяйства / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта // Вестник НГАУ. — 2012. — № 3 (24) — С. 132–136.