Рассмотрены необходимость и особенности работы над дизайном фирменного знака, этапы разработки дизайна, представлены отдельные варианты дизайна, даны обоснования композиционных решений.
Ключевые слова: дизайн, фирменный знак, этапы работы над дизайном.
Важность и необходимость работы дизайнера по созданию фирменного стиля предприятия неоспорима. Одним из основных элементов фирменного стиля является фирменный знак (товарный знак) – обязательный уникальный идентификационный графический элемент предприятия, компании. Знак должен способствовать идентификации предприятия, компании, фирмы, сообщать о роде деятельности, характере товаров или услуг, стимулировать к сотрудничеству и приобретению товаров, способствовать запоминаемости товаров или услуг, символизировать гарантию, качество и т.д. Поэтому самым значимым и трудоемким является этап работы над фирменным знаком.
Ключевыми моментами при работе над дизайном являются: понимание идейных, стилевых и индивидуальных особенностей; поиск соответствующего композиционного и художественного оформления, проработка изобразительных образов, цветовое и шрифтовое решение, соединение в единое целое всех элементов композиции.
Основные этапы работы рассмотрим на примере разработки фирменного знака факультета Стандартизации, химии и биотехнологии (ФСХиБ) Магнитогорского государственного технического университета.
На первом этапе работы необходимо подробно изучить специфику деятельности предприятия, фирмы. В нашем случае – факультета высшего учебного заведения. На сегодняшний день факультет занимается образовательной и научной деятельностью различного направления, а также подготовкой студентов по программам бакалавриата и магистратуры по следующим специальностям и направлениям: стандартизация и метрология, химическая технология, продукты питания из растительного сырья, техносферная безопасность, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, технология полиграфического и упаковочного производства, товароведение. Потенциальными потребителями услуг факультета являются: выпускники школ, колледжей, молодые люди 15-25 лет, промышленные предприятия - партнеры по совместной научной деятельности и подготовке высококвалифицированных специалистов и в качестве работодателей рабочих мест.
После проведения первого этапа работы - предпроектного анализа, были сделаны определенные выводы о характерных графических элементах выделенных направлений и употребляемых цветах. Особую сложность представляет широта направлений деятельности, которые нужно объединить графическим образами. Основными графическими элементами могут являться: изображения химической тематики, упаковки, кубы; графика из пятиугольников, РСТ, галочки, стрелки, шестеренки, болты, книги, письменные принадлежности и т.п. Учитывая тот факт, что фирменными цветами МГТУ являются темно-синий, красный, считаем целесообразным использовать эти цвета в нашем дизайне. Цвет, объединяющий направление биотехнологии и безопасности жизнедеятельности - зеленый. Все эти цвета также выявлены как характерные для направлений факультета [1,3].
Разработка фирменного знака — это, прежде всего, работа над композицией с учетом правил композиционного построения.
Выделяем три различных пути создания композиции графического знака [1, 2]: формальная (абстрактная) композиция — знак-индекс; стилизация реального объекта — изобразительный знак, шрифтовая композиция — логотип.
Рассмотрим особенности каждого из них [3].
Знак-индекс как вариант формальной композиции.
В идеале композиция знака должна формировать определенный образ. Один из путей создания знака — конструирование его из геометрических фигур, которые складываются в строгую графическую композицию (рис.1).
При выборе формы знака и его ритма нужно обратить внимание на учёт специфики факультета. Изображение получено из простых геометрических объектов, элементы, в данном случае окружность, кажется массивной. Для факультета, занимающегося учебной и интеллектуальной деятельностью, лучше использовать более тонкие, сложные формы. Разработанные знаки впишутся в любой контекст, т.е. композиция является цельной.
Рис.1 Знак-индекс ̶ вариант формальной композиции |
Стилизация объекта по собственному или заданному свойству
Для создания декоративной композиции на основе реальных объектов, как правило, используется прием стилизации. Для стилизации по заданному свойству нами были проведены следующие этапы:
анализ общего понятия, выделение физических и функциональных свойств и признаков;
выявление характеристик, признаков, которые приводят к определенным заданным ощущениям;
построение графической композиции, подчиняющей структурные элементы одному свойству или признаку, в нашем случае — это стрелки, отражающие динамику развития факультета в целом (рис.2).
Рис.2 Стилизация объекта по собственному или заданному свойству |
Изобразительный знак
Изобразительный знак — это частный случай композиции, полученной в результате выделения, подчеркивания, утрирования определенных свойств качеств реального объекта (рис.3, а, г).
Изобразительные знаки построены нами на основе стилизации объекта по заданным свойствам. За основу взяты изображения реальных объектов, в нашем случае — это книги, колбы, шестеренки (рис.3, б, в).
Рис.3 Изобразительный знак |
Конечные варианты отвечают требованиям, предъявляемым к знакам: индивидуальность, лаконичность, компактность композиции.
Знак на основе шрифтовых элементов
В случае, когда знаком является текстовая композиция (логотип) без какого-либо графического элемента, в основу должен быть положен фирменный шрифт (рис.4).
Рис.4 Знак на основе шрифтовых элементов |
При создании шрифтового знака главное — общая форма. Она должна быть простой и компактной, проще должны быть формы букв, являющиеся частью логотипа. В нашем случае сложные выразительные композиции созданы из слов и фраз, впечатление усиливается за счет того, что графическая композиция несет не только эмоциональную, но и информационную нагрузку. При помощи выразительной пластики создан единый художественный образ.
Комбинированные знаки
Композиция фирменного знака состоит из двух частей: текстовой и графической. Это обеспечивает лучшее запоминание знака. Одновременно идет визуальное (знак) и вербальное (название фирмы) восприятие информации .
Шрифтовые символы могут играть роль графической части либо текстовой, но, как правило, основной графический элемент дополняется текстом (рис.5).
Рис.5 Комбинированные знаки |
В ходе проводимой творческой работы было предложено более 60 поисковых вариантов композиций знака. В итоге один из промежуточных вариантов явился победителем объявленного в октябре 2013г студенческого конкурса. На следующем этапе знак значительно переработан, предусмотрены варианты и способы его корректного использования. Итоговый знак может использоваться в нескольких основных вариантах (рис. 6).
а б в
Рис. 6. Основные варианты (предпочтительный вариант а)
На последнем фирменный знак, варианты и способы его корректного использования согласовываются и утверждаются заказчиком. Далее продолжается работа по созданию комплексного фирменного стиля.
Литература:
1. Бодьян Л.А., Медяник Н.Л., Савочкина Л.В. Основы теории цвета. Физиологические и психологические основы цветовосприятия: учеб. пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И.Носова, 2010. 92 с.
2. Бодьян Л.А., Ерочкина И.В. Разработка фирменного знака//Химия. Технология. Качество. Состояние, проблемы и перспективы развития: Межвуз. сб. науч. тр. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2009. С.34-41.
3. Бодьян Л.А., Прач М.Д. Разработка фирменного знака факультета Стандартизации, химии и биотехнологии // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 72 межрегион. науч.-техн. конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. Т.1. С.225-229.