Ключевые слова: биоразнообразие, сертификация
«Даже целое общество, нация и даже все одновременно существующие общества, взятые вместе, не есть собственники земли. Они лишь ее владельцы, пользующиеся ею, и... они должны оставить ее улучшенной последующим поколениям». К. Маркс. Я не случайно начала с такой цитаты, она как нельзя лучше подходит к теме «Сохранение биоразнообразия при заготовке древесины».
В 1995 г. Российская Федерация ратифицировала принятую в 1992 г. Конвенцию ООН о биологическом разнообразии (далее — Конвенция), взяв на себя ряд обязательств, в том числе по разработке и осуществлению стратегий, программ и законодательных актов по сохранению биологического разнообразия. Стратегическими документами, которые определяют основные направления в области сохранения биоразнообразия в РФ, стали Национальная стратегия сохранения биоразнообразия в России (2001) и Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов (2004). В нормативные правовые документы разных уровней были внесены изменения, учитывающие положения Конвенции о биологическом разнообразии. Сложилась система природоохранного законодательства, основой которой являются федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «Об экологической экспертизе» и др. Претерпело изменения и лесное законодательство. Нормы, направленные на сохранение биоразнообразия, закреплены в Лесном кодексе Российской Федерации и детализированы в подзаконных нормативных правовых актах. К последним, в частности, относятся:
- Правила заготовки древесины;
- Лесоустроительная инструкция;
- Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов и лесов, расположенных на особо защитных участках;
- Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки;
- Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений и др.
Наиболее эффективной мерой сохранения биологического разнообразия является организация сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые могут быть достаточно большими по площади и позволяют сохранять не только объекты растительного и животного мира, их генетический фонд, но и целые природные комплексы со сложной структурой и взаимосвязями [2]. Лесное законодательство также предусматривает сохранение крупных территорий, выделяя различные категории защитных лесов и особо защитные участки лесов [1]. Но необходимо отметить, что на сегодняшний день лесное законодательство регулирует общие вопросы сохранения объектов биоразнообразия на всех уровнях, начиная от довольно крупных участков защитных лесов и особо защитных участков до единичных объектов на лесосеках. Однако на практике лесопользователь сталкивается с проблемами из-за отсутствия в нормативны документах конкретных механизмов сохранения биоразнообразия. Причем решать эти проблемы ему приходится за счет своих ресурсов и зачастую без уверенности в том, что желаемый эффективный результат будет достигнут.
Кроме того, для хозяйствующих субъектов руководством к действию являются не только вышеперечисленные нормы и правила, но и построенная на их основе система планирования видов и объемов хозяйственных мероприятий. Для субъекта Российской Федерации они определяются лесным планом, для лесничества — лесохозяйственным регламентом, для лесозаготовительного предприятия — проектом освоения лесов. Жесткая регламентация в этих документах видов и объемов мероприятий, а также отсутствие четкого механизма внесения в них изменений затрудняет сохранение объектов биоразнообразия.
Устойчивое лесоуправление является важной составляющей повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятий лесного комплекса. В мировой практике основным способом подтверждения ведения экономически жизнеспособного, социально ориентированного и экологически ответственного управления лесами является добровольная лесная сертификация. Лесная сертификация — это деятельность по подтверждению соответствия управления лесами и (или) лесохозяйственной продукции установленным требованиям. Результатом сертификации является получение сертификата о соответствии ведения хозяйства или выпускаемой продукции определенным требованиям. Экологический сертификат обеспечит доступ на экологически чувствительные рынки, будет способствовать заключению долгосрочных и стабильных контрактов, повысит деловую репутацию предприятия и увеличит прибыль. Кроме этого сертификация будет способствовать созданию эффективной системы управления, охраны труда и техники безопасности, повышению профессиональной ответственности персонала и обеспечению устойчивого пользования лесным фондом. В результате лесная сертификация становится эффективным инструментом в повышении конкурентоспособности, сохранении и расширении рынков сбыта лесной продукции, развитии международной торговли, увеличении объёмов лесопользования и обеспечении устойчивого лесоуправления.
В России действует сертификация Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council, FSC). FSC — международная организация, создавшая систему подтверждения экологической и социальной ответственности управления лесами.
Цель Лесного попечительского совета — содействие экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению мировыми лесными ресурсами.
Если открыть Российский стандарт FSC, то мы увидим там таблицы, в которых указаны принципы, критерии и индикаторы. Шестой принцип говорит, что ведение лесного хозяйства должно обеспечивать сохранение биологического разнообразия и связанных с ним ценностей, водных ресурсов, почв, а также уникальных и уязвимых экосистем и ландшафтов и, таким образом, поддерживать экологические функции и целостность лесной экосистемы. И цель диссертации выявить соблюдение данного принципа, трудности при его реализации и прочее.
В конце ХХ в. в лесном секторе наметилась тенденция перехода от модели экстенсивного лесопользования, связанной с освоением новых лесных территорий, к модели не истощительного устойчивого лесоуправления. Правительства большинства стран бореального пояса, включая Россию, в рамках международных соглашений разработали критерии и индикаторы устойчивого управления лесами, а международные природоохранные организации направили усилия на экологизацию лесного бизнеса, чтобы сократить темпы процессов обезлесивания и деградации лесов в мировом масштабе. Российская система лесоуправления в целом ориентирована на поддержание непрерывности лесопользования и экологических функций леса, но многие ее аспекты, продекларированные в отраслевом законодательстве, часто противоречивы и трудновыполнимы в традиционной практике, а некоторые наиболее актуальные вопросы, такие как сохранение старовозрастных лесов, сохранение редких видов и экосистем, поддержание максимально возможного уровня биоразнообразия при лесоэксплуатации, слабо разработаны или просто игнорируются в практике ведения лесного хозяйства.
Особую актуальность меры сохранения биоразнообразия приобретают при переходе от «ресурсодобывающей» экстенсивной модели лесопользования к интенсивной, при которой целесообразность таких мер становится главным аргументом при планировании, выборе методов и технологий лесозаготовительной деятельности. Решение использовать технику, минимально повреждающую подрост, напочвенный покров и почвы, отказ от сплошной вырубки перестойных лесов в запретных полосах вдоль рек, подбор эффективных, но минимально угрожаемых для лесной среды технологий рубок и лесовосстановления, переход на выборочные и постепенные рубки, планирование рубок с учетом рельефа и уязвимости ландшафтов, ограничение хозяйственной деятельности в отношении уязвимых видов, экосистем и ландшафтов — эти и другие меры будут способствовать поддержанию природной устойчивости и возобновимости лесов, повышению эффективности лесозаготовительной деятельности в долгосрочной перспективе.
Выводы:
1. Законодательная база и практика правоприменения в сфере сохранения биоразнообразия в эксплуатационных лесах только начала складываться, поэтому по мере накопления опыта необходимо будет вносить изменения в законодательство, правила и инструкции, это неизбежный процесс. Следовательно, должен быть четкий, понятный и оперативный механизм внесения изменений в нормативные документы, лесные планы, регламенты, проекты освоения.
2. Для анализа практики применения норм сохранения биоразнообразия требуется создание системы мониторинга с участием научных и общественных организаций, включающей оценку эффективности принимаемых мер по сохранению объектов биоразнообразия, разработку рекомендаций по внесению необходимых изменений в законодательство и их внедрению.
3. Для реализации требований сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и других организмов, мест их обитания, а также других объектов биоразнообразия субъект РФ должен быть наделен полномочиями по приданию статуса ОЗУ участкам леса, а также по дополнению перечня ОЗУ с учетом природно-климатических особенностей региона.
4. Для реализации п. 25 Правил заготовки древесины о возможности выделения и сохранения объектов биоразнообразия в процессе разработки лесосеки необходимо разработать и внедрить эффективный механизм внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода.
Литература:
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
2. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».