Влияние особенностей инновационной экономики на процессы формирования газосланцевой индустрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.12.2014

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Шмагин, А. Е. Влияние особенностей инновационной экономики на процессы формирования газосланцевой индустрии / А. Е. Шмагин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 474-478. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14378/ (дата обращения: 16.11.2024).

В конце ХХ века в научной среде утвердилась точка зрения, что происходящие преобразования в мире обусловили формирование экономики нового типа — инновационной экономики. Её главной отличительной особенностью является использование информации и знаний в качестве ключевого экономического ресурса. Представляет интерес анализ воздействия особенностей инновационной экономики на процессы формирования газосланцевой индустрии с учетом резкого расширения добычи сланцевого газа.

К категории наукоёмкой относят продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж составляет не менее 3,5 %-4,5 %. [1] Анализ затрат на исследования и разработки в общих издержках производства сланцевого газа можно ориентировочно провести на основании данных о составе капитальных затрат на его добычу. [2, pp. 15–16] По нашим оценкам, доля таких затрат составит около 20 %, что дает основание относить сланцевый газ к наукоемкой продукции.

Особенности формирования спроса на сланцевый газ. При анализе спроса на сланцевый газ мы должны учитывать ключевую особенность природного газа: в экономических отношениях природный газ может выступать и как товар, и как ресурс. В качестве товара природный газ используется при его реализации домохозяйствам, а также в международной торговле с использованием газопроводов и в виде сжиженного природного газа (СПГ). Как ресурс газ применяется в энергетике, многих секторах промышленности. В экономической теории используются разные подходы к анализу спроса на товарном рынке и спроса на факторных рынках.

Анализ спроса на сланцевый газ, как экономический ресурс. Спрос на любой ресурс определяется взаимодействием трёх основных факторов:

-        производительностью ресурса;

-        ценами на товар, производимый с использованием ресурса;

-        ценами на иные ресурсы.

Производительность ресурса и спрос на ресурс находятся в прямой зависимости: чем выше производительность ресурса, тем выше спрос на него. Поскольку нас интересует влияние инновационной составляющей на производительность именно сланцевого газа, то мы должны учитывать следующее: сланцевый газ и традиционный газ включаются в одно общее понятие «природный газ». Обусловлено это тем, что ключевые характеристики традиционного и сланцевого газа практически идентичны. Более того, при прокачке газа по газопроводам традиционный газ и сланцевый газ обычно смешиваются. В этой связи, применительно к «сухому» газу, представляющему собой почти чистый метан без примесей тяжелых углеводородов, наличие значительной инновационной компоненты в сланцевом газе не влияет на его производительность.

Иное дело «жирный» газ, в котором присутствуют примеси этана, пропана, бутана и более тяжелых фракций. Применение инновационных технологий их сепарации, очистки и дальнейшей транспортировки способствует значительному повышению производительности сланцевого газа. В итоге мы вправе сделать вывод, что «жирный» сланцевый газ аккумулирует в себе передовые технологии. Это повышает его производительность и способствует росту спроса на данный вид сланцевого газа.

При анализе взаимосвязи цен товаров, производимых с использованием сланцевого газа, и спроса на сланцевый газ, мы должны руководствоваться общим правилом: чем выше цена на такие товары, тем выше спрос на сланцевый газ. Каким образом инновационный характер сланцевого газа может воздействовать на цены товаров, производимых с его использованием? На наш взгляд, при ответе на этот вопрос необходимо учитывать, что инновационное развитие экономики носит комплексный и последовательный характер. Научные, технологические, технические, организационные и др. инновации должны дополнять друг друга для обеспечения их коммерциализации. В этой связи, аккумулированные в сланцевом газе инновации дополняются параллельным совершенствованием товаров, выпущенных с использованием сланцевого газа. Поэтому изготовленная на базе сланцевого газа продукция также является наукоемкой: новые химические соединения, более чистые, с улучшенными экологическими характеристиками. Инновационная составляющая в таких товарах способствует повышению спроса на них. При прочих равных условиях (неизменном предложении, в частности) это приводит к увеличению цены товара. Но повышение цены товаров, в производстве которых использовался сланцевый газ, вызывает расширение спроса на сланцевый газ.

В ходе анализа зависимости спроса на сланцевый газ от цен на иные ресурсы следует учитывать два важных обстоятельства: во-первых, оказывать подобное влияние могут только ресурсы-заменители и дополняющие ресурсы; во-вторых, такую зависимость определяет взаимосвязь эффекта замещения и эффекта выпуска. Эффект замещения проявляется в том, что при понижении цены ресурса-заменителя спрос на другой ресурс понижается, поскольку дешевый заменитель становится более привлекательным. Обратная картина будет наблюдаться при повышении цены ресурса-заменителя. Суть эффекта выпуска заключается в том, что при снижении цены на ресурс у его потребителей появляется дополнительный доход, который можно использовать на расширение спроса, как на оцениваемый ресурс, так и на иные ресурсы.

Оценим сначала влияние цен ресурсов-заменителей на динамику спроса на сланцевый газ. В электроэнергетике, коммунальном хозяйстве и отдельных энергоемких секторах промышленности, где газ используется в виде топлива, он может быть заменен другими источниками энергии — дровами, углем, нефтепродуктами, биоресурсами. В этих условиях эффект замещения при изменении цен на ресурсы-заменители будет отчетливо проявляться.

Оценим теперь действие эффекта выпуска. В общем случае наблюдаются два варианта эффекта выпуска — прямой и обратный. Если цена на сланцевый газ понизится, то полученный потребителями газа от этого дополнительный доход может быть использован потребителями в двух направлениях:

а) На приобретение дополнительных объемов газа для производственных нужд — в таком случае наблюдается прямой эффект выпуска. Он действует в одном направлении с эффектом замещения, в результате чего спрос на газ возрастает.

б) На покупку дополнительных объемов ресурсов-заменителей — это проявление обратного эффекта выпуска. Обратный эффект выпуска и эффект замещения действуют в противоположных направлениях, поэтому возникновение обратного эффекта выпуска приведет к снижению спроса на газ.

Результирующее изменение спроса на сланцевый газ будет при этом определяться суммарным воздействием эффекта дохода и эффекта выпуска.

Что касается энергоёмких секторов, в которых газ используется как сырье для производства конечной продукции (нефтехимический, производства азотных удобрений, производства пластмасс и резины, выпуска иных основных органических химических веществ), то в таких производствах газ служит ключевой компонентой. При использовании сланцевого газа на этом направлении имеются достаточно ограниченные возможности его замены в производственных процессах альтернативными ресурсами. Это означает, что эффект замещения будет проявляться слабо и не приведет к ощутимым изменениям спроса на сланцевый газ. Эффект же выпуска, как прямой, так и обратный, безусловно, возникнет.

Остановимся теперь на роли дополняющих ресурсов в изменениях спроса на сланцевый газ. Очевидно, что в производственных процессах, где в качестве сырья выступает природный газ, используется широкий набор дополняющих ресурсов, прежде всего, капитального оборудования и труда. Не вдаваясь в подробный анализ таких дополняющих ресурсов, отметим, что и применительно к сланцевому газу справедливо общее правило: повышение (снижение) цен на дополняющие ресурсы приводит к уменьшению (расширению) спроса на сланцевый газ.

Анализ спроса на сланцевый газ, как товар. Как товар газ предлагается домохозяйствам, а также покупателям на внешних рынках.

Рассмотрим сначала сектор домохозяйств. Как указывалось ранее, сланцевый газ поступает в общую сеть газораспределительных станций, где смешивается с традиционным газом и продается затем домохозяйствам. Иными словами, для домохозяйств безразлично техническое происхождение газа, имеется ли в нем инновационная составляющая или таковая отсутствует. В этой связи, на наш взгляд, наукоемкая компонента сланцевого газа не будет являться значимым фактором формирования спроса на сланцевый газ со стороны домохозяйств.

Возможность поставки природного газа в виде товара на экспорт явилось одним из главных результатов инновационного развития добычи сланцевого газа в США. Поскольку в условиях США природный газ может поставляться на экспорт только в форме сжиженного природного газа (СПГ), то используемые в процессе сжижения газа передовые технологии еще более повышают инновационную составляющую СПГ. Какие факторы могут изменить спрос на СПГ? Согласно теории формирования спроса на рынке отдельного товара, к основным факторам следует относить:

-          Доходы потребителей. СПГ в значимых объемах (свыше 1 млрд. м.3) покупает двадцать одна достаточно развитая страна. Сжиженный сланцевый газ в ближайшие годы могут поставлять только США, при этом потребителями этого СПГ будет то же самое ограниченное количество стран. Это дает основание полагать, что снижение доходов крупных потребителей СПГ может привести к снижению спроса на сжиженный природный газ.

-          Инфляционные и инновационные ожидания. Предполагаемое снижение покупательной способности национальной валюты вследствие инфляции обычно приводит к снижению деловой активности и должно сопровождаться сжатием спроса на сжиженный природный газ. Инновационные ожидания могут быть связаны с прогнозируемыми прорывами в энергосбережении, использовании возможностей возобновляемых источников энергии. Это, безусловно, приведет к снижению спроса на СПГ.

-          Цены на взаимосвязанные товары. К таким товарам относят товары-заменители и дополняющие товары. Строго говоря, заменить сжиженный природный газ, как товар, может в основном только газ. В отдельных случаях альтернативой могут служить другие углеводороды. По общему правилу, снижение цен на товар-заменитель (например, газ, поставляемый по трубопроводам в страны, закупающие СПГ) должно повлечь снижение спроса на СПГ. Товаром-заменителем сжиженному природному газу является также биогаз, получаемый водородным или метановым брожением биомассы. В долгосрочном периоде заменителем СПГ послужит сланцевый газ, который могут добывать страны со значительными запасами технически извлекаемых ресурсов сланцевого газа, которые в настоящее время импортируют СПГ — Франция, Испания, Великобритания, Аргентина.

При исследовании взаимосвязи цен товаров-заменителей и спроса на сланцевый газ необходимо также учитывать влияние эффекта замещения и эффекта дохода (аналог эффекту выпуска на ресурсном рынке). Несмотря на ограниченный перечень товаров, способных заменить природный газ, все же любая более дешевая альтернатива приобретаемому газу будет за счет эффекта замещения снижать спрос на сланцевый газ. Что касается эффекта дохода, то он также может иметь два проявления — прямой эффект дохода и обратный эффект дохода. Если произойдет снижение цены СПГ, то возникновение прямого эффекта дохода очевидно: лишний доход покупатели направят на дополнительные закупки газа для своих нужд. Это повлечет увеличение спроса на СПГ. Проявление обратного эффекта дохода также вполне вероятно, поскольку дополнительный доход может быть направлен на приобретение иных товаров. В этом случае эффекты замещения и дохода действуют в противоположных направлениях, что способствует снижению спроса на сжиженный природный газ.

-          Вкусы потребителей. На наш взгляд, применительно к сжиженному природному газу этот фактор будет проявляться в превалирующем желании многих стран снизить загрязнение окружающей среды и повысить качество жизни населения. Стремление достичь целей улучшения среды обитания будет приводить к расширению спроса на СПГ.

К товарам, дополняющим сжиженный природный газ, следует, на наш взгляд, относить оборудование для сжижения газа, морские суда для доставки СПГ, оборудование для регазации СПГ. Очевидно, что повышение цен на них по общему правилу приведет к падению цен на СПГ.

Итак, мы раскрыли роль различных факторов в формировании спроса на сжиженный природный газ.

Наукоемкая основа сланцевого газа служит дополнительным фактором, определяющим динамику и эластичность его спроса. Это заключение обосновывается несколькими аргументами:

1.         Насыщение сланцевого газа наукоемкой компонентой позволило США значительно увеличить добычу природного газа, что способствовало вытеснению угля и нефти с ресурсного рынка страны. Иными словами, это привело к сужению ниши альтернативных ресурсов, как заменителей природного газа, что повлекло понижение эластичности спроса на газ.

2.         Инновационный характер сжиженного природного газа, производство которого стало целесообразным в США только вследствие расширения добычи сланцевого газа, способствует превращению его на рынках импортеров в товар первой необходимости. По общим правилам, товары первой необходимости отличаются низкой эластичностью спроса по цене.

3.         По общему правилу, продукция, расходы на которую составляют значительную часть бюджета хозяйствующего субъекта, имеют значительную эластичность спроса по цене. Расширение же добычи сланцевого газа, насыщенного инновационной компонентой, привело к резкому падению цены газа в США. Но дешевая продукция всегда имеет низкую эластичность спроса по цене.

4.         Обычно эластичность спроса по цене, как на ресурсы, так и на товары выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном периоде. Однако наукоемкий характер сланцевого газа приводит к тому, что его добыча и переработка непрерывно насыщаются все новыми инновациями (наиболее перспективные будут представлены чуть ниже). В этих условиях границы между краткосрочным и долгосрочным периодом размываются, и с течением времени эластичность спроса на газ может не повыситься.

5.         Повышению эластичности спроса по цене способствует дифференциация товаров (ресурсов). Однако насыщение сланцевого газа инновациями превратило его в уникальный ресурс и товар, который сложно дифференцировать. Это также способствует невысокой эластичности спроса по цене на рынке сланцевого газа.

Особенности формирования предложения сланцевого газа. Как мы установили, сланцевый газ может быть отнесен к категории наукоёмкой продукции, поскольку существенную долю в его себестоимости занимают затраты на интеллектуальные ресурсы — информацию и знания. Ключевой особенностью таких ресурсов является возможность их использования в производственных процессах за определенный промежуток времени неограниченное количество раз. Эта и иные особенности влияют на деятельность фирм, выпускающих наукоемкую продукцию, и видоизменяет отдельные теоретические подходы к анализу предложения такой продукции.

Так, теоретически главной целью функционирования фирмы является максимизация прибыли, при этом эффективность производства оценивается с помощью относительных показателей рентабельности. Базовые показатели рентабельности соотносят чистую прибыль предприятия с величиной его суммарных активов. Но пока не отработаны методы, позволяющие корректно оценивать в бухгалтерской отчетности объемы использованных интеллектуальных ресурсов. Поэтому, с нашей точки зрения, главным принципом деятельности фирм, выпускающих наукоёмкую продукцию, становится не максимизация прибыли, а максимизация рыночной стоимости (капитализации) компании.

Способность фирм к непрерывному внедрению инноваций приводит к размыванию границ между краткосрочным и долгосрочным периодом. Это обусловлено тем, что отдельные знания, защищенные гарантиями исключительных прав, образуют постоянные ресурсы фирмы (наряду с капитальными ресурсами). Но поскольку знания являются неограниченным ресурсом, то путем введения дополнительных единиц переменных факторов (прежде всего, труда) фирма в состоянии расширять выпуск до сколь угодно больших объемов. Рыночным ограничителем производимой продукции может стать недоступность вовлечения дополнительных единиц иных ресурсов и предельные объемы спроса на продукцию. На наш взгляд, данный вывод позволяет понять взрывной характер роста добычи сланцевого газа в США.

Возможность неограниченного использования интеллектуальных ресурсов в добыче сланцевого газа обусловливает и определенную трансформацию издержек производства. Как нам представляется, производственный цикл извлечения сланцевого газа условно содержит три фазы: сначала компания вкладывает значительные суммы на разработку или приобретение необходимой инновации. Вторую фазу, в ходе которой происходит внедрение новшеств, также характеризуют высокие затраты. Наконец, на третьей фазе осуществляется расширенная добыча сланцевого газа, когда затраты определяются только вовлечением дополнительных единиц переменных ресурсов. В этих условиях средние издержки (на выпуск единицы продукции) практически не меняются на значительном диапазоне выпуска продукции.

Более того, последовательное внедрение инноваций в добычу сланцевого газа путем реализации представленных выше трех фаз должно приводить к последовательному снижению средних суммарных издержек (на единицу продукции). Иными словами, в отличие от традиционного производства, для которого кривая средних суммарных издержек в долгосрочном периоде имеет U-образную форму, в наукоемком производстве эта кривая не имеет точки минимума, и на значительном интервале выпуска продукции издержки на единицу продукции остаются неизменными либо медленно понижаются.

Итак, проведенный анализ влияния особенностей инновационной экономики на процессы формирования газосланцевой индустрии позволил выявить, каким образом инновационный характер сланцевого газа видоизменяет его спрос и предложение, что способствует дальнейшим исследованиям специфики функционирования рынка газа.

 

Литература:

 

1.                           Скляренко Р. П. Что такое наукоёмкий рынок? Режим доступа: http://xreferat.ru/113/3723–1-chto-takoe-naukoemkiiy-rynok.html

2.                           The Economic and Employment Contributions of Shale Gas in the United States. Режим доступа: http://www.anga.us/media/press/CA5CB12A-FAD6-EF9A-5E8917D1B06C7102/files/shale-gas-economic-impact-dec-2011.pdf

3.                           М. Баранов. Сланцевая революция: США меняют мировую экономику. Режим доступа: http://polit.ru/article/2013/12/11/shale_gas/

Основные термины (генерируются автоматически): сланцевый газ, сжиженный природный газ, природный газ, ресурс, США, эффект замещения, долгосрочный период, общее правило, снижение спроса, спрос.


Похожие статьи

Влияние факторов развития интеллектуального потенциала на формирование конкурентоспособности трудовых ресурсов энергетического комплекса

Особенности инвестиционно-инновационной среды малых промышленных предприятий в условиях модернизации национальной экономики

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие строительных предприятий в России

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса в условиях конкурентной экономики

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Влияние целенаправленного обучения на развитие коммуникативных навыков менеджеров оптовых продаж

Особенности формирования потоков клиентов на базе установившихся системных связей в технологии общественного питания

Особенности воздействия углеводородов нефти на санитарное состояние почвенных экосистем

Соревновательная деятельность в сфере туризма как системообразующее условие позитивной динамики внутригрупповых процессов

Похожие статьи

Влияние факторов развития интеллектуального потенциала на формирование конкурентоспособности трудовых ресурсов энергетического комплекса

Особенности инвестиционно-инновационной среды малых промышленных предприятий в условиях модернизации национальной экономики

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие строительных предприятий в России

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса в условиях конкурентной экономики

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Влияние целенаправленного обучения на развитие коммуникативных навыков менеджеров оптовых продаж

Особенности формирования потоков клиентов на базе установившихся системных связей в технологии общественного питания

Особенности воздействия углеводородов нефти на санитарное состояние почвенных экосистем

Соревновательная деятельность в сфере туризма как системообразующее условие позитивной динамики внутригрупповых процессов

Задать вопрос