Статья посвящена стратегическому управлению инновационным развитием предприятий в ней рассматриваются подходы к определению стратегического управления, процесс разработки инновационной стратегии предприятия.
Ключевые слова: стратегическое управление, управление инновационным развитием, инновационное развитие, инновационная стратегия.
Инновационное развитие во всем мире обусловлено необходимостью постоянного повышения и удержания конкурентоспособности предприятиями. При этом использование инноваций дает предприятиям возможность эффективно конкурировать на рынке, привлекать новых потребителей, улучшать финансовые результаты работы. В этой связи возрастает роль стратегического управления инновационным развитием предприятия, которое в первую очередь направлено на поддержание и развитие конкурентоспособности предприятия и его продукции на рынке.
Существует большое количество отечественных и зарубежных подходов к определению понятия стратегическое управление. Рассмотрим некоторые из них.
В оксфордском словаре английского языка стратегическое управление трактуется как разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Шендел и Хаттен рассматривали стратегическое управление как процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.
По Хиггенсу, стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением
Согласно определению Марковой В. Д. и Кузнецовой С. А. стратегическое управление ‒ это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует [1].
Таким образом, в общем виде стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке миссии, важнейших целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее развитие в нестабильной внешней среде путем изменения и самой организации, и ее внешней среды.
По своей сущности любые стратегические меры, принимаемые предприятием, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах.
Стратегическое управление инновационным развитием ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс. Оно затрагивает как концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные аспекты стратегического развития предприятия и, следовательно, реализует свою функцию через подсистемы общего и функционального менеджмента. Общий менеджмент определяет генеральную линию стратегического развития. В рамках функционального менеджмента разрабатываются и реализуются частные стратегические задачи, связанные с инновациями в отдельных сферах деятельности предприятия [2].
Для эффективного управления инновационным развитием необходимо создать обоснованный комплекс действий, т. е. разработать инновационную стратегию предприятия.
Под инновационной стратегией предприятия понимается комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития [3]. Под инновационным потенциалом предприятия следует понимать все его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов.
Инновационная стратегия должна включать в себя основные цели или задачи деятельности; правила и процедуры, ограничивающие сферу деятельности, а также последовательность мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Наряду с этим должна также учитываться и эволюция целей фирмы.
Разработка и осуществление стратегии сопряжены с непредсказуемыми, а зачастую и неизвестными факторами. Следовательно, суть процесса разработки эффективной инновационной стратегии состоит в том, чтобы создать достаточно гибкую и сильную для достижения поставленных целей позицию.
Предлагаемая схема разработки стратегии инновационного развития включает следующие этапы:
1. Определение целей инновационного развития
В качестве цели инновационного развития могут выступать: диверсификация, увеличение рыночной доли, повышение конкурентоспособности предприятия, снижение себестоимости и экономия ресурсов, повышение платежеспособности, укрепление финансовой устойчивости, повышение эффективности системы управления.
2. Оценка и анализ внешней среды
Анализ среды включает оценку макро- и микросреды предприятия.
Л. Г. Зайцев отмечает, что при выработке эффективной инновационной стратегии одним из наиболее важных правил является соотнесенность предполагаемой стратегии с результатами SWOT-анализа [4]. SWOT-анализ используется для определения факторов и явлений, оказывающих наибольшее влияние на предприятие.
Этот этап включает также определение стадии жизненного цикла продукции, что позволяет оценить необходимость вложений в разработку усовершенствованных видов продукции, чтобы избежать ухудшения рыночной позиции в будущем.
3. Анализ инновационного развития предприятия в настоящее время.
На этом этапе необходимо определить состояние ключевых показателей инновационной активности, таких как:
- удельный вес затрат на НИОКР и технологические инновации в объеме товарной продукции;
- удельный вес затрат на приобретение машин и оборудования, связанных с модернизацией производства, в объеме инвестиций в основной капитал;
- доля доходов от НИОКР и технологических инноваций в общих доходах предприятия;
- срок окупаемости и рентабельность затрат на инновации и другие.
4. Разработка альтернатив инновационного развития.
Целью этого этапа является организация проведения научно-поисковых исследований, генерация идей для разработки и внедрения инноваций в производство и последующей их коммерциализации.
5. Формирование системы ресурсного обеспечения стратегии инновационного развития.
Цель этого этапа — разработка процедур поиска и отбора источников финансирования инновационной деятельности. Реализация этого этапа является решающей для осуществления стратегии инновационного развития предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- проанализировать доступные для предприятия источники финансирования инновационной деятельности;
- определить необходимый объем финансовых средств;
- оценить размер имеющегося в распоряжении предприятия собственного капитала;
- выбрать источники пополнения недостающих ресурсов.
6. Оценка стратегии инновационного развития. При оценке стратегии можно использовать качественный и количественный подходы. Качественный подход ориентирован на оценку стратегии с точки зрения ее соответствия поставленным целям. Количественный подход связан с оценкой рентабельности и доходности.
В результате оценки эффективности инновационной стратегии принимается решение о целесообразности для предприятия ее реализации. В случае необходимости производится корректировка стратегии с учетом изменения рыночной конъюнктуры, а также возможностями финансирования.
Таким образом, выбор стратегии инновационного развития зависит от ранее накопленного опыта инновационной деятельности предприятия, профессионализма менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителей и возможностей практического применения результатов предполагаемых проектов. Поэтому для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированный аппарат управления, способный интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе [5]. Также необходимо непрерывно осуществлять мониторинг и диагностику степени соответствия ресурсного и интеллектуального потенциалов предприятия постоянно меняющимся потребностям рынка.
Литература:
1. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: М 25 Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — 288 с
2. Казанцев А. К. Основы инновационного менеджмента теория и практика [Текст]: учебник / А. К. Казанцев. — «Издательство «Экономика», 2008
3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 448 с.
4. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. 2-е изд. пер. и доп. — М.: Магистр, 2008. — 526 с.
5. Трофимов О. В., Трофимова Т. В., Ефимычев Ю. И. Методика выбора стратегии инновационного развития промышленного предприятия // Креативная экономика. ‒ 2010. ‒№ 5 (41). ‒c. 8–13.