Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она составляет основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности.
Экспресс-анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов: во-первых, исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (так называемый горизонтальный анализ показателей финансовых результатов за отчетный период); во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ показателей); в-третьих, анализ влияния факторов на прибыль (факторный анализ); в-четвертых, изучение хотя бы в самом обобщенном виде изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (трендовый анализ показателей).
Результаты анализа предпринимательской деятельности находятся в прямой зависимости от качества и объема информации, формируемой в системе первичного внутрихозяйственного и налогового учета организации. Для успешного развития субъекта предпринимательства необходимо постоянно проводить анализ доходов и расходов, который является ключевым и дает представление о степени эффективности работы. [2]
Для экспресс-анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов необходимо воспользоваться промежуточными данными формы «Отчет о финансовых результатах», которая формируется предприятием на основании ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Министерства финансов №43н от 06.07.1999 (в редакции от 08.11.2010 № 142н), а именно за месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. Согласно полученной информации специалист может сделать выводы о том, насколько выросла прибыль или увеличился убыток отчетного периода по сравнению с предыдущим. [4]
Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменения в их структуре, таким образом, он представляет собой абсолютное и относительное изменение показателей за период.
Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом, он помогает разобраться в том, какие показатели оказали наиболее существенное влияние на чистую прибыль.
Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько сопоставимых периодов, что предполагает стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данные базового месяца или квартала служат исходной точкой расчета и принимаются за 100%. Изменение показателей отчета о финансовых результатах рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному периоду. [1]
При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является однородная совокупность – прибыли и убытки. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном периоде необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием отчета о финансовых результатах.
Факторный анализ позволяет оценить, на какую конкретную сумму изменилась чистая прибыль под влиянием того или иного фактора. Факторный анализ прибыли от продаж (Рот прод) в общем виде можно привести по данным формы «Отчет о финансовых результатах», в которой прибыль от продаж определяется следующим образом:
Рот прод = Vp – S – KP – УР, (1)
где Vp – выручка от продажи (нетто);
S – себестоимость продаж;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы.
Факторный анализ проводится в несколько этапов:
На первом этапе рассчитывают влияние выручки на прибыль от продаж. Данный расчет может быть осуществлен двумя способами:
∆Р (Vp) = (Vp1 – Vp0) * Р0 / Vp0, (2)
где Р0 / Vp0 – рентабельность продаж предыдущего периода,
∆Р (Vp) = Р0 * Vp1 / Vp0 – Р0, (3)
где Vp1 и Vp0 – выручка от продажи (нетто), соответственно, предыдущего и отчетного периода.;
Р0 - прибыль от продаж предыдущего периода.
На втором этапе рассчитывают влияние производственной себестоимости на прибыль от продаж. Расчет целесообразно проводить по относительному показателю себестоимости – затраты на один рубль продукции, который показывает долю затрат в выручке от продажи. При этом необходимо учитывать, что себестоимость является обратным показателем по отношению к прибыли и, соответственно, снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли и наоборот:
∆Р (S) = Vp1 * (S1 / Vp1 – S0 / Vp0), (4)
где S1 / Vp1 и S0 / Vp0 - затраты на один рубль продаж продукции, соответственно, в отчетном и предыдущем периодах.
На третьем этапе рассчитывают влияние уровня коммерческий расходов (расходов на продажу) на прибыль от продаж. Расчет осуществляется аналогично:
∆Р (КР) = Vp1 * (КР1 / Vp1 – КР0 / Vp0), (5)
где КР1 / Vp1 и КР0 / Vp0 - доля коммерческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах, соответственно.
На четвертом этапе осуществляется расчет влияния изменения уровня управленческих расходов на изменение прибыли от продаж:
∆Р (УР) = Vp1 * (УР1 / Vp1 – УР0 / Vp0), (6)
где УР1 / Vp1 и УР0 / Vp0 - доля управленческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах, соответственно.
Обобщение влияния факторов, влияющих на прибыль от продаж, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общее влияние факторов на прибыль от продаж
Факторы |
Величина влияния фактора |
Удельный вес факторов, % |
Выручка |
∆Р(Vp) |
∆Р(Vp) / ∆Р |
Себестоимость |
∆Р(S) |
∆Р(S) / ∆Р |
Коммерческие расходы |
∆Р(КР) |
∆Р(КР) / ∆Р |
Управленческие расходы |
∆Р(УР) |
∆Р(УР) / ∆Р |
Итого |
∆Р |
100 |
Для проведения факторного анализа прибыли до налогообложения используется метод балансовой увязки, который заключается в следующем: по каждому фактору, влияющему на прибыль, определяется абсолютное отклонение, по которому оценивают величину влияния соответствующего фактора на прибыль. При этом увеличение факторов прямого действия (прибыль от продаж, доходы от участия в других организациях, проценты к получению, прочие доходы) увеличивает прибыль до налогообложения, их уменьшение соответственно уменьшает прибыль. Факторы обратного действия (проценты к уплате, прочие расходы) влияют на прибыль до налогообложения наоборот: их увеличение вызывает уменьшение прибыли, а уменьшение – ведет к увеличению прибыли. [3]
В основе факторного анализа чистой прибыли (убытка) организации лежит простая модель ее изменения в анализируемом периоде:
∆РЧ = ∆Д - ∆Рх, (7)
где ∆РЧ –изменение величины чистой прибыли;
∆Д – изменение суммы доходов организации;
∆Рх – изменение суммы расходов организации.
Прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя финансовых результатов. Для оценки интенсивности и эффективности производственного развития предприятия в практике экономической работы широко используется система показателей рентабельности.
Уровень рентабельности проданной продукции (рентабельность продаж) определяется отношением прибыли от продажи товаров, продукции, работ, услуг к сумме выручки от продаж в оптовых ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов. Этот коэффициент показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля проданной продукции.
Таблица 2
Анализ коммерческой рентабельности
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонения (+,-) |
Прибыль от продаж, млн. руб. |
Р0 |
Р1 |
Р1 – Р0 |
Выручка, млн. руб. |
V0 |
V1 |
V1 – V0 |
Рентабельность продаж, % |
Р0 / V0 * 100 |
Р1 / V1 * 100 |
Р1 / V1 * 100 – Р0 / V0 * 100 |
Зависимость прибыли от себестоимости продукции характеризует показатель рентабельности, рассчитанный отношением прибыли от продаж продукции к их себестоимости. Он показывает, сколько рублей прибыли приносит каждый рубль затрат на производство. Способом цепных подстановок проанализируем влияние факторов на рентабельность проданной продукции или рентабельность основной деятельности.
Таблица 3
Анализ рентабельности продукции
Подстановки |
Факторы, млн. руб. |
Рентабельность продукции, % |
Величина влияния |
|
Прибыль от продаж |
Полная себестоимость |
|||
0 1 2 |
Р0 Р1 Р1 |
V0 V0 V1 |
Р0 / V0 * 100 Р1 / V0 * 100 Р1 / V1 * 100 |
- с.1 – с.0 с.2 – с.1 |
ИТОГО |
|
|
с.0+с.1+с.2 |
с.0+с.1+с.2 |
Рентабельность предприятия (или рентабельность продаж по чистой прибыли) находят отношением чистой прибыли (нераспределенной прибыли отчетного периода) к выручке от продаж. Она характеризует результаты всей деятельности предприятия.
Рпрод = Рчист / Vр * 100% = стр.2400отчет о фин рез / стр.2110отчет о фин рез (8)
где Рпрод – прибыль от продаж;
Рчист – чистая прибыль;
Vр – выручка от продажи
Таблица 4
Анализ рентабельности продаж по чистой прибыли
Подстановки |
Факторы |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
Величина влияния |
|
Чистая прибыль млн. руб. |
Выручка млн. руб. |
|||
0 1 2 |
Рчист0 Рчист1 Рчист1 |
Vр0 Vр0 Vр1 |
Рчист0 / Vр0 * 100 Рчист1 / Vр0 * 100 Рчист1 / Vр1 * 100 |
с.1 – с.0 с.2 – с.1 |
ИТОГО |
|
|
с.0+с.1+с.2 |
с.0+с.1+с.2 |
Предложенная техника экспресс-анализа финансовых результатов позволяет выявить причины снижения прибыли организации и оперативно принять эффективные экономические и управленческие решения в течение отчетного периода, а не только по его окончанию.
Литература:
1. Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет и анализ / Лытнева Н.А., Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 604 с.
2. Парамонова Л.А., Насакина Л.А. Аналитические процедуры в аудите эффективности деятельности индивидуальных предпринимателей / Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 167-174.
3. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 408 с.
4. Российская Федерация. Положение по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 [Электронный ресурс]: № 43н утв. Министерством финансов РФ 06.07.1999 г. (в редакции изменений и дополнений от 08.11.2010 № 142н) // СПС Консультант Плюс.