В данной статье рассмотрена современная система профессионального образования. Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии. Медицинское мышление дается совокупностью учебных дисциплин, подготовка по которым должна вестись только с использованием современных технологий.
Ключевые слова: система профессионального образования, педагог профессионального обучения, высококвалифицированные кадры.
This article considers the current system of professional education. Teacher of professional education receives system-specific education, consisting of three integrated components, including psychological, educational, industry training and preparation for the working professional. Medical thinking is given by a set of academic disciplines, the preparation of which should be carried out only with the use of modern technologies.
Key words: professional education, teacher professional learning, highly qualified personnel.
Проблема подготовки высококвалифицированных кадров всегда была одной из актуальных задач государственной политики, а в настоящее время она приобрела международный характер. Современная система профессионального образования плохо ориентирована на рынок труда, высококвалифицированных специалистов катастрофически не хватает. Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии.
Отличительной особенностью составляющей психолого-педагогической подготовки является то, что выпускник имеет навыки самостоятельного проектирования учебного предмета, отбора его содержания и разработки методики обучения этому предмету [4].
Если педагог смог заинтересовать учащегося, в аудитории создается атмосфера коллективной заинтересованности, выявляется творческая инициатива и самостоятельность, способность к критике, правильной оценки действия каждого учащегося.
При наличии энтузиазма со стороны педагогов можно интересно и увлекательно построить воспитательную и образовательную работу не создавая перегрузки для учащихся. Только в этом случае, вместо усталости и равнодушия, к учащимся придет чувство отдыха от занятий, повысится интерес к определенному предмету, а посильная самостоятельность расширит их кругозор.
Общество, основанное на знаниях, характеризуется не только ростом инвестиций в высокие технологии, но и изменением требований к современному человеку, основные из которых следующие:
- готовность и умение непрерывно учиться;
- способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению;
- способность к ответственным решениям;
- умение общения и сотрудничества (защита перед манипуляцией, умение разрешения конфликтных ситуаций);
- точность и продуктивность в выполнении задач и способность к сосредоточению;
- готовность к признанию свободы и отличия других людей, толерантность;
- сознательное личное участие в жизни и ответственность за себя, за семью, за коллектив, страну, мир (самоуправление, демократизация общества);
- физическая и психическая выдержка, здоровье [3, с. 7].
Названные черты человека постиндустриального общества, формированию которых призвана содействовать система образования, обусловливают направления обновления высшего профессионального образования и как составной его части — высшего профессионально-педагогического образования.
Необходимо усиление школьной профориентации, поиска учащихся, склонных к обучению на педагогических специальностях. Оказание психолого-педагогических услуг при выборе направлений образования и будущих профессий, обучающимся в профессиональных колледжах и многие целевые подходы будут надежным фундаментом для формирования национальных кадров, обеспечивающих модернизацию экономики и социальной сферы.
В ближайшие годы ожидается повышение социального статуса педагога как одного из основных субъектов образовательного процесса, кардинальное улучшение организации непрерывного педагогического образования, обновление содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного мирового опыта. В стране будут подготовлены компетентные педагоги, способные решать профессиональные и социально-личностные задачи, обусловленные стратегическими направлениями реформ развития системы непрерывного образования и республики в целом. В ходе реализации концепции, в частности, должен быть устранен дефицит высококвалифицированных педагогических, инженерно-педагогических и управленческих кадров для колледжей и вузов. Получат свое решение и проблемы, возникающие на пути внедрения передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Практическая значимость определяется из всеобъемлющей задачи правительства, необходимость которой заключается в формировании нового человека способного конкурировать в современных условиях. Своеобразный стиль мышления, творческое осмысление поставленных задач и оригинальные решения — вот основные результаты инноваций в педагогике. В нашем случае — «медицинское мышление». Медицинское мышление дается совокупностью учебных дисциплин, подготовка по которым должна вестись только с использованием современных технологий.
Таким образом, принятие на государственном уровне данной программы и ее реализация позволят всем заинтересованным государственным и управленческим органам, министерствам и ведомствам, предприятиям и организациям, научным и учебным подразделениям, общественным организациям страны решить важнейшую государственную задачу качественного обновления корпуса профессионально-педагогических работников, являющегося важнейшим условием возрождения системы начального профессионального образования Узбекистана.
Литература:
- Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Изд. «Шарк». 1997.
- Правда Востока от 18 июля 2013. Обязательность общего среднего и среднего специального, профессионального образования — важное условие воспитания гармонично развитого молодого поколения
- Прояненкова Л. А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель: монография. М.: Карпов Е. В., 2010. 160 с.
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах /Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. — Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. — Кн.1–174 с.
- Уста-Азизова Д. А. Формирование личности при успешности учебной деятельности. Гармонично развитое поколение — условие стабильного развития, благополучия и процветания общества. Сборник научно-методических статей № 7 — Тошкент.2013.