Интеграция в валютный союз на примере ЕврАзЭс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.12.2014

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Щербаков, М. А. Интеграция в валютный союз на примере ЕврАзЭс / М. А. Щербаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14435/ (дата обращения: 19.12.2024).

В развитии интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭс важная роль принадлежит интеграции в финансовой сфере. Многие трудности на пути сотрудничества в рамках ЕврАзЭс связаны именно с неразвитостью его финансовой составляющей, опосредующей по существу все формы взаимных экономических связей.

Валютное взаимодействие призвано стать важнейшим фактором развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так как при обращении единой валюты странами будут достигнуты примерно одинаковые уровни развития экономик и будет проводиться единая экономическая политика. Однако в настоящее время валютное сотрудничество стран СНГ сталкивается с проблемой зависимости от процессов, происходящих в мировой экономике, национальных хозяйствах стран Содружества и их экономическом и валютном взаимодействии. В результате анализа последствий мирового финансового кризиса 2008 года автором была отмечена тенденция возрастания роли России в качестве геополитической силы, объединяющей заинтересованные страны и обеспечивающей их взаимовыгодное сотрудничество на основе общности стратегических национальных интересов на перспективу.

При оценке перспектив валютного взаимодействия стран ЕврАзЭс прежде всего необходимо учитывать последствия глобального кризиса. Страны Содружества в разной степени участвуют в мировой финансовой системе, в операциях мирового финансового рынка, который представляет собой взаимосвязанную совокупность валютных, кредитных, фондовых и страховых рынков [2, c. 30]. Не обладая развитыми финансовыми системами, страны ЕврАзЭс очень уязвимы к негативным событиям на мировом рынке, зависят от процессов, происходящих в развитых странах и их региональных группировках, определяющих состояние и перспективы мировых финансов и мирохозяйственных связей. Поэтому принципиальные изменения в мировой финансовой сфере прямо затрагивают интересы стран ЕврАзЭс. Валютное взаимодействие стран постсоветского пространства является одним из основных факторов модернизации их экономик, поскольку опосредствует привлечение необходимых для этого финансовых ресурсов.

Важнейшей задачей интеграционных процессов в ЕврАзЭС и СНГ является создание крупных финансовых компаний, банков, валютных и фондовых бирж. В частности, интеграционные группировки на постсоветском пространстве должны иметь собственные сильные банки с широким набором функций, ориентированные, в первую очередь, на развитие интеграционных процессов и способные финансово их поддерживать. В настоящее время на территории ЕврАзЭс действует Межгосударственный банк, учрежденный 1993 году десятью государствами СНГ. Анализируя деятельность Банка, необходимо сформулировать основные цели его создания — обслуживание интеграционных связей, сопровождение внешнеторговых операций, развитие расчетов в национальных валютах.

В результате успешного функционирование Межгосударственного банка в качестве «интеграционного банка» ЕврАзЭС и СНГ повысится заинтересованность стран в углублении экономической и валютной интеграции, что приведет к росту авторитета ЕврАзЭС и СНГ на международной арене и будет содействовать усилению взаимодействия тех государств, показывающих невысокую активность во взаимоотношениях.

Для того чтобы Межгосударственный банк имел наибольшее влияние на территории Сообщества, он должен выполнять активные операции. Наиболее рациональным, по мнению автора, является наделение банка функцией кредитования субъектов, экономическая деятельность которых связана со всеми странами — участницами Сообщества. Согласно статистическим данным за 2012 год, фактический объем рынка предоставляемых кредитных ресурсов а странах ЕврАзЭс был оценен на уровне 115,04 млрд долларов. Просроченная задолженность по банковским ссудам в ЕврАзЭс за этот период составила примерно 13,09 млрд долларов. Для более эффективного распределения и использования кредитных ресурсов необходимо централизовать мониторинг рынков и строить политику кредитования юридических и физических лиц в строгом соответствии с общей финансовой политикой всего сообщества. Данная политика должна учитывать не только потребности отдельных отраслей экономики, но и создаваться в соответствии с выбранными приоритетами политики поддержки малорентабельных, но социально — значимых направлений.

Изучая опыт функционирования Европейского центрально банка, логично предположить, что для достижения вышеперечисленных целей целесообразно создавать банковские союзы или ассоциации, которые будут сотрудничать с Межгосбанком и следовать их политике. Данные объединения должны представлять собой кредитные учреждения всего сообщества, объединенные едиными целями, стратегиями и задачами в информационную сеть. Пользование услугами банковских союзов должно стать максимально выгодно и доступно. Например, если по «кредитной сети» связаны банки Казахстана и Таджикистана, предприниматели обеих республик должны иметь возможность получения кредита для ведения деятельности как на территории Казахстана, так и в Таджикистане по одинаковым ставкам и на максимально равных условиях. Погашение кредитов должно также предполагать возможность возвращения средств в любом государстве сообщества, в банках, которые входят в единый банковский союз ЕврАзЭс.

Принимая во внимание опыт ЕС, интегрирующимся странам следует начать разработку согласованной валютной стратегии. Финансовой основой интеграционных процессов в ЕС служат многочисленные совместные фонды. В странах ЕврАзЭс их нет, кроме общего бюджета, используемого главным образом на содержание его органов управления. Стратегическая цель ЕС — достижение высшей стадии экономической интеграции и превращение его в единый валютно-экономический и политический союз — фактически достигнута. Напротив, основополагающий документ СНГ — Устав — не ставит перед государствами — участниками задач в достижении общей конечной цели, не налагает на государства обязанностей, а лишь фиксирует их готовность сотрудничать. Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, т. е. только в формате заинтересованных сторон. Страны ЕврАзЭс зачастую направляют усилия на развитие экономических связей каждой страны за пределами Содружества, не координируя свои действия с другими членами ЕврАзЭс. Тем не менее, страны — участницы могут использовать опыт ЕС в целях создания единого валютного и финансового пространства, расширения использования национальных валют в рамках интегрированного валютного рынка, внедрения единой платежной системы. Это позволит активизировать взаимную торговлю и создать предпосылки для дальнейшей экономической интеграции. Однако опыт европейской интеграции должен быть не поводом для механического подражания, а стимулом для развития собственных решений в этой области, применимых для постсоветского пространства [1].

Первый вывод, который позволяет сделать изучение опыта Евросоюза, заключается в том, что интеграция предполагает формирование единых рынков экономических ресурсов, прежде всего рынка капиталов. В современных условиях финансовые институты даже крупных стран нуждаются в более широких финансовых рынках, чем это возможно в рамках одного государства. Иначе их банки, биржи и финансовые компании не могут достичь максимальной эффективности, расширить круг клиентов и получить доступ к значительным финансовым ресурсам

Что касается единой валюты, Д. А. Медведев на встрече с министрами финансов стран СНГ в 2009 году заявил, что необходимо радикально менять систему мировых резервных валют и уже в ближайшем будущем поднимать тему создания новой наднациональной валюты.

Несмотря на наличие внутренних и внешних предпосылок, обусловленных общностью экономического развития и способствующих развитию интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере, их протекание на пространстве ЕврАзЭс тормозится отсутствием четко поставленных целей валютной интеграции и недостаточной проработанностью мероприятий для их достижения. Низкая интенсивность взаимодействия в валютно-финансовой сфере, незрелость торгово-экономических и институциональных структур большинства государств ЕврАзЭс, слабо приспособленных для реального интеграционного сотрудничества в рыночных условиях, нарушение основных закономерностей валютной интеграции препятствуют эффективному сотрудничеству стран сообщества [3, c. 84].

Практически во всех странах сложились полноценные национальные денежные системы, проводится независимая денежно-кредитная политика. Не стоит игнорировать и тот фактор, что национальная валюта многими воспринимается как символ независимости государства. Несмотря на заметные сдвиги в интеграционных процессах в рамках стран ЕврАзЭс, существуют разногласия между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений. Фактически, для стран ЕврАзЭс на современном этапе характерна форма валютной интеграции, выражающаяся во взаимодействии при проведении взаимных платежей и расчетов. Хотя следует признать, что она, как правило, используется странами, которые имеют относительно слабые валюты и нехватку валютных резервов, поэтому представляется целесообразным обеспечить взаимную конвертируемость национальных валют текущим операциям. Данное положение также является более удобным для всего сообщества до момента, когда полностью не будет окончена подготовительная работа по реализации валютно- финансовой интеграции стран-участниц ЕврАзЭс. Однако подобная ситуация должна оставаться актуальной столько времени, сколько необходимо для создания хорошо продуманной системы взаимных котировок и в перспективе валютного союза. Для этого необходимо решить проблему прямой неконвертируемости национальных валютных единиц, также определить цели и задачи, решение которых приведет к взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям и созданию в итоге валютного союза.

Прежде всего, это, безусловно, стабильность национальных экономик и развитый производственный сектор. Преждевременно рассматривать вопросы о валютно- финансовой интеграции до тех пор, пока национальные валюты не будут подкреплены реальным сектором экономики.

Также, стоит отметить, что устойчивость национальных валют и уровень инфляции в странах ЕврАзЭс остается различным. Странам необходимо иметь приблизительно один уровень инфляции для того, чтобы иметь возможность проводить согласованную денежную политику.

Участники торговых отношений должны быть уверены в благоприятном режиме для себя и альтернативе получения выручки от контрагента страны- участницы сообщества в валюте любой из стран-участниц. Для этого необходимо свободное конвертирование национальных валют друг в друга, к которому нужно переходить посредством параллельного применения двусторонних и многосторонних котировок с постепенным переходом к последнему.

В связи с этим, на территории Евразийского сообщества необходимо наличие центра, координирующего процедуры выплат и расчетов, а также выступающим модератором в случае долгов, задержек, споров по расчетным обязательствам.

На основе анализа функционирования институтов формирования согласованной валютной политики в структуре ЕврАзЭс, можно сформулировать некоторые рекомендации с целью усовершенствования институционально структуры ЕврАзЭс и интеграционных процессов в целом, исходя существующих хозяйственных связей, уровня интеграции, политической и экономической ситуации в странах — членах ЕврАзЭс:

ЕврАзЭс достигли достаточного уровня конкурентоспособности экономики, поэтому стоит осуществлять их поддержку. Создание единого таможенного пространства принесет выгоду всем странам, но эта выгода будет распространяться неравномерно. Наибольший положительный эффект получат страны с наиболее конкурентной экономикой. Заинтересованность менее конкурентоспособных стран следует поддерживать за счет проведения компенсационных политик, например, региональной или промышленной. Управление такими политиками следует осуществлять на наднациональном уровне, наделив соответствующими полномочиями управляющий орган, например Комиссию Таможенного союза.

 

Литература:

 

1.                  Вардомский Л. Регионализации постсоветского пространства: факторы, особенности, тенденции. Научный доклад. Институт экономики РАН. М: 2008 г.

2.                  Любский М. С. Перспективы валютного взаимодействия стран СНГ//Российский внешнеэкономический вестник.- 2011.- № 10. С. 26–41.

3.                  Малышев Д. В. От таможенного союза и единого экономического пространства к Евразийскому союзу. // Вестник московского университета.- 2012. № 1. С. 74–93.

Основные термины (генерируются автоматически): валютная интеграция, постсоветское пространство, валюта, Межгосударственный банк, процесс, валютно-финансовая сфера, валютное взаимодействие, валютный союз, взаимная конвертируемость, единая валюта.


Задать вопрос