В статье автор на основе этнографических материалов рассматривает структуру свадебного обряда села Стрельноширокое Дубовского района Волгоградской области в предсвадебный, свадебный и послесвадебный период.
Ключевые слова: свадебный обряд, жених, невеста.
Key words: wedding ceremony, the groom, the bride.
Свадебный обряд является один из важнейших обрядов в жизни человека. На данный момент многие ритуалы свадебного обряда уже утеряны, а некоторые перетерпели изменения. С уходом из жизни носителей традиции, умирает и сам свадебный обряд. Молодое поколение не перенимает умения и навыки своих предков. Наша задача по крупица собрать то, что осталось в памяти старших поколений, анализировать и воссоздать структуру свадебного обряда Нижнего Поволжья.
Сведения о свадебном обряде были собраны автором данной статьи в фольклорно-этнографической экспедиции в село Стрельноширокое Дубовского района Волгоградской области.
Село Стрельноширокое Дубовского района Волгоградской области образовалось в 1760 году на правом берегу реки Волги и находится на территории Волжского казачьего войска. Свадьбы в селе гуляли очень весело, на свадьбу приходило почти все село. Отмечали свадьбу в селе три дня: первый день у жениха, второй у невесты, на третий день родственники невесты и жениха гуляли каждый по-своему. «Свадьбы, весело были. На каждой свадьбе, чуть ли не пол деревни было» [8]. «Свадьбы играли три дня, и то один день в двух дворах» [7]. «Первый день жених угощает, на второй день невестина родня угощает. А на третий день женихова уже сама по себе, невестина по себе — похмеляются» [8]. «По три дня гуляли на свадьбе» [10].
Свадебный обряд представляет собой ряд ритуальных действий, разделяющихся на три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. К первому этапу свадьбы относятся: сватовство, вечерки, девичник, отвоз приданного с дома невесты к жениху. Второй этап — утро свадебного дня, выкуп невесты, вывод молодых с дома невесты и встреча молодых в доме жениха. Третий этап — свадебный пир в доме у жениха, свадебные дары. К третьему этапу так же относится второй день свадьбы: постельные обряды, вешание хомута, поиски невесты, ряженье, а также застолья третьего дня свадьбы.
Сватовство
Перед сватовством была определенная договоренность между родителями жениха и невесты о том, что придут свататься. В назначенные сроки жених со своей родней приходил в дом к невесте. Родня жениха, заходя в дом, произносили обрядовый текст. Текст мог быть таким: “Мы пришли купить у вас телочку”. “У вас хороший есть товар, а у нас покупатель”. “У вас есть телочка, а у нас бычок”. Сватов сажали за стол. И начинался разговор о приданом, назначение дня свадьбы и др.«Как сватались? В чугун прятались. Приязжали, сватались, меня кудай-то завяли туда. Я пришла домой и говорю: “Пап, завтра приедут меня сватать”. Голод был. А он: “А че будем делать?” Я говорю: “Шелуху наварим да будем исть”. Не на чего было свадьбы играть» [9]. «Сперва сватаются родители. Собираются родственники жениха и невесты. Потом они идуть. Жених видеть своих родителей. Идеть к невесте во двор. И начинають там, как говорять. Отец с матерью, кого они возьмуть зубастого, чтоб бряхал там. И вот начинають. “Мы пришли так и так. Купить у вас овечку, телочку”. И вот значить сватаются, договариваются. Назначали день свадьбы какой» [6]. «Как же приходили свататься? Идем. Придем и говорим: “У вас хороший есть товар, а у нас есть покупатель. Товар и покупатель. Покупатель это жаних. Может сойдемся?” Начинают разговаривать, договариваются, когда свадьба. Они уж до этого договариваются, а потом идут свататься. Иные же отказывают, это же не хорошо так. Там стол, сажают сватьяв. Они интересуются, что у кого есть, сколько у невесты добра» [10]. «Ну, сначала, человек придет. Мене послали. Сказали ее матери: “Что, Дуня, так и так, нынче придут к вам свататься”. Ну, и к вечеру идуть вся наша родня свататься к ним. У нас жаних был. Договариваются когда свадьба, когда че» [7]. «Да, сватают. У вас телочка, у нас бычок» [8]. «Свататься, а как же. Раньше сватали» [5].
Вечерки и девичник
Вечером, перед свадьбой, жених собирал своих друзей на вечерки, а невеста своих подружек на девичник. Там парни и девки плясали под гармонь краковяк, польку, вальс, пели песни и частушки. В доме невесты на девичнике девушки — подружки заплетали косы, будущей невесте, готовили к свадьбе. Невеста плакала, прощалась с прежней жизнью, родным домом, родителями и подружками. «Ребята собираются [на вечерки — В. Ш.]. Жених собираеть своих ребят, друзей. Выпивают они там. Под гармонь они там плясали. На сухую не будешь плясать. А девчата, там у них своя собиралась — девичник. Она собирала подружков своих. Энти там поют, ня знаю, что они там делали. У нас своя была» [6]. «Там готовилися [на девичнике — В. Ш.]. Пляшут и поют. А уж какие песни пели, я уж и забыла. И танцы были: и краковяк, полечку, тогда старые танцы-то. Краковяк, полечка, потом уж вальс. На девичнике [косы заплетали — В. Ш.]. Невеста плакала. Интяресно было и висяло, не как щас» [10]. «Да (вечерки — В. Ш.) песни всякие пели: солдатские, и народные, и частушки всякие, песни» [5].
Приданое
За день до свадьбы с дома невесты в дом жениху уносили приданое. Родственники невесты шли по деревне в сопровождении гармони и несли, “трясли” (как говорят в селе) в руках приданое, показывая всем жителям села. Это делалось для того, что бы показать статус невесты: бедная или богатая. В приданое могло входить: подушки, простыни, одеяла, занавески, материал и др. Тяжелые вещи перевозили на лошадях. Это мог быть: сундук, зеркало, швейная машинка и др. «Невеста приданое везла сюда. Че было? Барахло больше. Подушки, одеяла, простыни, кто че мог» [6]. «Тогда идут по улице, кто сетки несет от койки, кто гредушки, кто подушки, кто одеяла. Кругом улицы с гармонью от невесты, нясут к жениху по улице. Приданое всем показывают, что есть. Тогда считали богатые, кто койки. А бедные, у кого что есть. Материал повесют и занавески, и гардины на себя и идуть, махають. Вот дураки были» [10]. «Приданное это до свадьбы за день перевозят. Ну, постель, посуда, мебели почти не было. В основном посуда, сервизы, подушки, сундук, а в сундуке постель. Одеяло теплое, одеяло коневое, одеяло байковое, матрас, наволочки. Несли трясли по улице»[8].
«Да, по селу мотали шабалами (преданное — В. Ш.). Ну, все там и шторы, и гардины. Что потяжелее на подводьях. Сани запрягали. Сундук например у меня был, машинка, трюмо зеркало. А эти все занавески, это ходили кругом улицы, мотали ими» [5].
Первый день свадьбы
Утро свадебного дня
Утром свадебного дня за женихом приезжали на лошадях. Лошади были убраны лентами, колокольчиками, розочками. Жених садился в резные сани (зимой), тарантас (летом) и ехал за невестой. «Началась свадьба день. Моя вот свадьба помню. Подъезжают ко мне на лошадях, зимой на день Крещения. Наряжены лошади, навешены. И вот подъезжают ко двору. Говорит: “Приехали за нами, за женихом”. Мене говорит: “Садись”. А были сани нарезные, хорошие. И за невестой.» [6]. «Вешали [колокольчики — В. Ш.],когда за невестой ехали. За невестой едут и убирают. Останавливали, выкуп спрашивали. Откупалися» [10]. «Да на лошадях. Украшали» [7]. «Раньше на лошадях. Украшали розочками» [8].
Выкуп невесты
Жених со своими друзьями едет выкупать невесту, которая находится в доме родителей. В выкупе участвовали соседи невесты, в селе их называли “гляделки”. Жених заходил в дом к невесте. Невеста вместе со своими подружками сидела за столом. Жених выкупал невесту за договоренную сумму денег, которую обсуждали на сватовстве. «На первый день выкупают невесту. Тут не родственники участвовали, а соседи. Вот так вот придут — гляделки мы называли» [8]. «Выкупали. Заходили, невеста сидит за столом подружки там. Тогда копейки были. Мне наверное рубля два дали и все» [5].
Вывод молодых
После выкупа, молодых выводили из дома невесты. Все это действо сопровождалось пением свадебных песен. «Я, например, выходила замуж. Мамина сестра выводила нас вот так. Песню какую-то пропела: “Два яблочка, два садовых. / Одна яблочка, Геннадия, / Одна, Лидия”. И вот так нас поводила, поводила» [5].
Встреча молодых в доме жениха
В доме жениха, молодых встречали. Отец и мать жениха стояли на пороге дома. Отец держал в руках икону, а мать держала рушник с караваем. Молодые подходили к родителям, целовали икону и ломали каравай. После этого их осыпали хмелем, конфетами и деньгами. «Рушник, икона. С иконой встречали, целовали. Пякли тогда не каравай, пироги пякли. Хмелю и конфеты, деньги мелочь — это все сыпали. Тут их осыпают» [10].
Свадебные дары
Все гости проходили в дом к жениху и усаживались за столы. Начинался свадебный пир. Во время праздничного пира крестная мать и отец ходили с подносом, на котором стояли рюмки с водкой. Они подходили к каждому гостю, начиная с жениховой родни, а потом невестиной. Гости вставали, говорили поздравления, дарили подарок (деньги, рубаху, подушку, домашних животных и др.) и выпивали рюмку за молодых. После гульба продолжалась. Гости пели песни и танцевали. «А потом, когда уже свадьба идет, уже гульба у жениха первый день. Полон дом гостей. Ну, тут начинают разносить водку и говорить. Твоя пара подошла, встаешь, начинаешь говорить: “Дай Бог вам счастья, здоровья и вот вам подарок”. У кого че есть. Рубаху давали, денег не было. Все барахло. Ентот подушку, ентот одеяло, другой поросенка. Кто че может. Песни пели старинные» [6].
«А как же (дары — В. Ш.). На моей свадьбе городские деньгами дарили. А большинство отрезы: штапель, крепдешин» [8]. «Мать хресная и отец хресный ходили. Брали чашку такую и ходили. Подымали кого там. Сперва жениха родня, потом невестина родня. Кто, что мог дарили»[5].
Второй день свадьбы
На второй день свадьбы женихова родня всем гостям вешает розочки. Второй день гуляли у невесты в доме. «Тогда розочки на второй день ляпили всем гостям» [10]. «Вот к жениху приходим, они нам вешают розочки. Они вешают: “Спасибо вам за невесту”» [7]. «И вот на второй день, свадьбу когда проиграют первый день. На второй день розочки одевают всем и невестина родня и женихова» [8]. «Второй день у невесты» [5].
Поиск невесты
Так же в селе был распространен обряд поиск невесты. Родственники невесты приходили в дом ее мужа, заявляли о пропаже дочери и начинали поиски. «Мы ищем невесту» [7]. «Искали невесту. Невеста пряталась. Ее находили, а потом опять садились второй день гуляли» [5]. «Когда свадьба идет, после первой ночи. Переночевали они, перяспали, потом сватьи приходят. Невестина родня начинают искать свою невесту. И вот тут начинают громить, а их не пускають. Через ворота лезут, кто куда они прут. Подпитые нямножко, навеселее все» [6].
Ряженье
На второй день свадьбы гости наряжались. Ряженье заключалось в переодевание женщин в мужчин, а мужчин в женщин. Шутили, пели песни и плясали. «Наряжались, кто в кого может» [6]. «Наряжалися и красилися. И в бабков, мужиков, и в цыганей» [10]. «На второй день наряжалися. На первый шли во всем праздничном, и на второй день во всем праздничном, но не все наряжалися, шабалы всякие на себя» [8]. «Наряжались. Больше всего в цыганей» [5].
Постельные обряды
Утром крестная приходила будить молодых и проверять постель. Во время застолья, публично демонстрировались простыни новобрачной. Простынь завязывали, вставляли розочку, клали на тарелку и ставили на стол, что бы все гости видели, что новобрачная честная. Присутствующие гости выражали свою радость, а родителям невесты оказывали большой почет. «Да ходили обязательно смотрели (постель — В. Ш.)» [7]. «Простыню завяжут и розочку, и на стол клали. На тарелку и на стол клали» [8]. «У меня смотрели (постель — В. Ш.). Да все хорошо сказали» [5].
Вешать хомут
В случае отсутствия непорочности, родственники новобрачной подвергались унижению: на них надевали хомут. Это считалось большим позором, как для новобрачной, так и для ее родителей. «Если невеста не честная, там беременная или че, то хомут повесють матери с отцом. Конечно, плохо» [10]. «Кто-то у нас тогда повесил старые (хомут — В. Ш.)» [7].
Традиционная свадьба в селе является важнейшим ритуалом жизненного цикла. Свадебный обряд Нижнего Поволжья наполнен обрядовыми действами и ритуалами. Изучение свадебного обряда, вызывает большой интерес у фольклористов и этнографов. Хотя этому и посвящены многие исследования и труды, он до сих пор остается недостаточно изучен.
Литература:
1. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. — М.: Музыка, 1991, — 176 с.
2. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. — М.: Современник, 1985. — 402 с.
3. Владимирова Т. Н. Русская свадьба. (Библиографический указатель). — М., 2002. Т.1. 342 е.; Т.2. 166 с.
4. Шишкина Е. М. Музыка свадьбы нижнего Поволжья: Дисс. канд. иск. М., 1989. — 199 с.
5. Зайцева Л. И. 1942 г. р. ПЗ Шилкина В. А. 1 августа 2014 г. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области.
6. Клочков А. А. 1929 г. р. ПЗ Шилкина В. А. 21 июня 2014 г. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области.
7. Клочкова Н. А. 1937 г. р. ПЗ Шилкина В. А. 1 августа 2014 г. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области.
8. Колбяшкина Н. В. 1939 г. р. ПЗ Шилкина В. А. 1 августа 2014 г. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области.
9. Куликова М. К. 1936 г. р. ПЗ Шилкина В. А. 21 июня 2014 г. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области.
10. Юшкова М. А. 1930 г. р. ПЗ Шилкина В. А. 21 июня 2014 г. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области.