В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются условия, при которых возможно развитие творческой самостоятельности. Иностранный язык предлагается как одна из подходящих платформ, на которой возможно успешное развитие творческой самостоятельности.
Ключевые слова:творческая самостоятельность, обучение иностранному языку, учебный процесс, профессиональная ситуация, роли преподавателя, студенты неязыковых вузов
Модернизация системы высшего профессионального образования в России обусловлена динамичным возрастанием требований к профессиональным качествам будущих специалистов во всех областях деятельности. Теперь специалисты должны не столько воспроизводить полученные в процессе обучения знания, сколько демонстрировать творческий подход к решению профессиональных задач посредством собственной активности, индивидуального видения, способности принимать нестандартные решения в возникающих профессиональных ситуациях, в целях оптимизации процесса производства, развития способности к самостоятельному поиску информации, с её дальнейшим анализом и обработкой. Более того, если специалист обладает определённым интеллектуальным уровнем и способностью его повышать творчески, он способен более рационально воспринимать, развивать и внедрять прогрессивные технологии. Соответственно, одним из самых важных качеств современного профессионала является способность к профессионально-творческому саморазвитию [1].
Профессионально-творческое саморазвитие объединяет в себе два процесса: профессиональное саморазвитие, представляющее собой самостоятельное совершенствование собственных знаний и умений, призванных повысить эффективность профессиональной деятельности, и развитие творческой самостоятельности. Остановимся подробнее на последнем.
Сущность термина «творческая самостоятельность» состоит в единстве интеллектуальных и волевых факторов познавательной деятельности, выражающемся в умении сочетать и преобразовывать существующие способы деятельности при решении проблемных ситуаций [2]. Другими словами, творческая самостоятельность может быть представлена как одна из основ компетенции профессионала, позволяющая самостоятельно, основываясь на собственных знаниях, умениях и опыте, ставить задачи и контролировать свою волю для достижения поставленной цели. Итак, можно предположить, что творческая самостоятельность это необходимое качество успешного специалиста, которое ему необходимо для быстрого принятия решений, оптимизации производства, применения прогрессивных технологий.
Итак, творческая самостоятельность это комбинация творчества и самостоятельности. Рассмотрим, эту комбинацию более детально. Когда речь идёт о проявлении самостоятельности, это зачастую означает выполнение того или иного вида деятельности по собственному намерению, без внешнего побуждения и без посторонней помощи. Развитие самостоятельности крайне важный процесс, потому как в процессе её развития появляется возможность перехода от стадии, на которой деятельность студента осуществляется под руководством преподавателя к стадии, когда студент начинает сам руководить своей деятельностью. Проявление самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой её проявления и в будущих профессиональных ситуациях. Важно отметить и тот факт, что зачастую именно в процессе самостоятельной деятельности студента проявляется и развивается творчество. А творчество, являясь некой деятельностью, направленной на выработку нового продукта, чаще всего и проявляется в условиях самостоятельности. Поэтому, можно считать, что результаты творчества это качественная характеристика самостоятельной деятельности личности [4]. Следовательно, «творчество» и «самостоятельность» это понятия, которые следует рассматривать в совокупности, так как они определяют и дополняют друг друга, формируя понятие «творческая самостоятельность».
В основе творческой самостоятельности лежит самостоятельность и творчество, проявляемое человеком либо в его реальной профессиональной деятельности, либо в её имитации в образовательном процессе [5]. Соответственно, имеет смысл говорить о целесообразности развития творческой самостоятельности будущих специалистов в процессе обучения, так как именно во время обучения студенты могут принимать участие в видах деятельности, максимально приближенных к реальным профессиональным ситуациям.
Однако, развитие творческой самостоятельности студента в вузовском образовательном пространстве невозможно без создания в процессе обучения необходимых условий, благодаря которым студент будет постоянно стремиться к реализации своих творческих способностей [6]:
- имитация профессиональных ситуаций, в результате чего студент приступает к построению сознательного профессионального творчества;
- внесение “проблематики” в учебный процесс, что способствует развитию творческой активности;
- ориентирование студента на результат его деятельности, что способствует повышению мотивации к саморазвитию;
- выбор форм обучения, которые обеспечивают самостоятельность и творчество студентов;
- оказание необходимой педагогической поддержки.
Представленные выше условия способствуют переходу от традиционного репродуктивного типа деятельности, который заключается в воспроизведении уже существующих приемов, к творческому типу, который нацелен на создание нового продукта. При этом стоит отметить, что репродуктивный и творческий типы деятельности тесно взаимосвязаны, так как элементы репродуктивного типа деятельности являются той основой, на которой и строится творческой деятельность.
В целом можно выделить три этапа формирования творческой самостоятельности студента [7].
1. Подготовительная деятельность (преподаватель выступает в роли руководителя; у студента отсутствует чёткая система знаний и умение использовать её в конкретных ситуациях).
2. Частичная деятельность (преподаватель является инструктором, помощником, оказывающим помощь в постановке целей и планировании хода выполнения заданий; студент проявляет стремление и имеет некоторые возможности выполнения части заданий самостоятельно).
3. Творческая самостоятельная деятельность (роль преподавателя — координатор, оказывающий помощь в нахождении способов самоконтроля; деятельность студента характеризуется высокой степенью самостоятельности).
Безусловно, значимость роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов очень важна. При этом, крайне необходимо, чтобы преподаватель правильно выбирал роль соответствующего этапа исходя из целей каждого из них. Необходимо также отметить, что предназначение преподавателя в развитии творческой самостоятельности студента кардинально отличается от его функции при традиционном подходе к обучению, когда преподаватель служит транслятором предметных знаний. Теперь перед преподавателем стоит задача поиска альтернативных методов работы со студентами, так как развитие творческой самостоятельности не может проходить в условиях безусловного навязывания студенту хода выполнения задания и результатов его деятельности.
Однако, в силу отсутствия отдельной дисциплины для развития творческой самостоятельности, необходимо находить способы активизации индивидуальности, инициативности, самостоятельности и творчества студентов в рамках существующих курсов. Ввиду того, что иностранный язык является одним из средств общения и познания окружающего мира, и играет важную роль в системе современного образования, можно предположить, что дисциплина «Иностранный язык» является подходящей платформой для развития творческой самостоятельности. К тому же, интегрируя такие виды работ, где основной деятельностью является работа с информацией, запускается очень важный процесс — обучение языку. На занятиях по иностранному языку студенты принимают участие в следующих видах деятельности: учебный проект, тематический веб-квест, ролевая игра, и т. д. Перечисленные виды работ приобщают учащихся к исследовательской деятельности, либо к деятельности, направленной на поиск, обработку и представление информации, развивают их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Стоит заметить, что в совокупности такие моменты как: работа с аутентичным материалом, предоставляемая свобода для творчества, преподаватель в роли не объекта устрашения, а консультанта могут способствовать творческой реализации, развитию самостоятельности, а также повышению мотивации к изучению языка.
В рамках дисциплины иностранный язык могут быть обеспечены условия, необходимые для развития творческой самостоятельности, а именно, моделирование проблемной ситуации, в том числе профессиональной, что крайне важно для студентов неязыковых вузов. Например: деловая игра, представляющая собой своего рода, имитацию различных сторон профессиональной деятельности. Результатом такой игры могут быть обозначены самостоятельно принятые в процессе творческой деятельности решения проблемных ситуаций, поставленных перед участниками. Таким образом, студенты, ориентированные на результат своей деятельности, будут поставлены в условия, в которых необходимо не только пользоваться своей знаниевой базой, но и проявить творческий подход. Все эти условия должны привести к успешному разрешению ситуации. Необходимо отметить, что вся деятельность студентов осуществляется в условиях частичной или полной самостоятельности, т. е. преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, координатора. А так же важно заметить, что такого рода деятельность помогает студентам совершенствовать иноязычную речь и в более полной мере овладевать иностранным языком как средством профессионального общения.
Следовательно, можно предположить, что вовлечение студентов в ситуации, в которых необходимо проявлять самостоятельность в принятии решений, планировании собственной деятельности, нестандартный подход к решению задач на уроках иностранного языка способствует развитию творческой самостоятельности. А также, в рамках предмета «Иностранный язык» существует возможность использования творческих заданий, побуждающих студентов к самостоятельной работе и пользованию изученного языкового материала для выражения своих мыслей, как в диалогической, так и в монологической форме. Вместе с тем, творческий характер этого процесса должен обеспечиваться привлечением современных информационных технологий, использованием интерактивных форм обучения и тренажеров, позволяющих имитировать реальные ситуации.
Литература:
1. Назарова И. В. Самостоятельная работа как средство профессионально-творческого саморазвития студентов URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-samostoyatelnaya-rabota-kak-sredstvo-professionalno-tvorcheskogo-samorazvitiya-studentov (дата обращения: 29.11.2014).
2. Кулешова А. А. Понятие творческой самостоятельности в контексте личностно развивающего образования http://nauka2020.ru/Kuleshova_120713.pdf (дата обращения: 29.11.2014).
3. Даськова Ю. В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125 (дата обращения: 14.12.2014).
4. Даськова Ю. В. Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 698–700.
5. Дегтерев В. А., Балдина М. Ю. Творческое саморазвитие личности студента вуза // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-samorazvitie-lichnosti-studenta-vuza (дата обращения: 11.11.2014).
6. Даськова Ю. В. Самостоятельная работа в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31660 (дата обращения: 09.12.2014).