Опыт психолого-профилактической работы с несовершеннолетними условно осужденными во Владимирской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.12.2014

Статья просмотрена: 2825 раз

Библиографическое описание:

Галицкая, П. Д. Опыт психолого-профилактической работы с несовершеннолетними условно осужденными во Владимирской области / П. Д. Галицкая, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 580-582. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14452/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье рассматривается опыт работы ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Владимирской области» с несовершеннолетними условно осужденными. Особое внимание обращается на использование программы «Осознание своей роли в семье» и разработку мероприятий с привлечением заинтересованных служб и организаций. Комплекс психолого-профилактических мер позволяет подростку-правонарушителю адаптироваться в жизненном пространстве, получить профессию, заняться правомерной деятельностью, способной удовлетворить его материальные и духовные потребности.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, Владимирская область, психолого-профилактическая работа, несовершеннолетние осужденные.

 

Согласно данным официальной статистики, ежегодно в России несовершеннолетними совершается приблизительно 5 % от общего количества зарегистрированных преступлений [1]. Причем подростковая преступность отличается крайней жестокостью: так, в 2012 году из 64 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, 14,5 тысяч относятся к категории тяжких и особо тяжких.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний на 1 января 2014 года на территории РФ функционируют 46 воспитательных колоний, в которых содержится 1,9 тысячи не достигших совершеннолетия преступников [4].

К лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет и не достигшим к моменту вынесения приговора совершеннолетия, достаточно широко применяется альтернативное наказание. В России свыше 80 % несовершеннолетних осуждается без реального лишения свободы, в основном — условно.

Успешное исправление несовершеннолетнего преступника возможно при наличии целого комплекса социальных и экономических условий и осуществления ряда реабилитационных и воспитательных мер, необходимых для его нормального вхождения в общество. Среди таких мер, в частности, рассматривается психолого-профилактическая работа с условно осужденными несовершеннолетними, которая при эффективном ее использовании предоставляет подростку-правонарушителю возможность адаптироваться в жизненном пространстве, получить профессию, заняться правомерной деятельностью, способной удовлетворить его материальные и духовные потребности.

В России исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении несовершеннолетних возложено на уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) Федеральной службы исполнения наказаний. Во Владимирской области это Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН и 19 её районных филиалов.

В 2012 году по учетам ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Владимирской области» прошло 247 несовершеннолетних осужденных, а в 2013 году — 201. В начале 2014 года на учете инспекций стоял 71 несовершеннолетний осужденный (62 юноши и 9 девушек), из них 9 были ранее судимы. Подавляющее количество осуждено за кражи и грабежи. В 2012 году на учете стояло 2 несовершеннолетних, осужденных по так называемой «наркотической статье» [2], в 2013 году — уже 7 человек. По данным УИИ все подучетные подростки имеют родителей (одного или двух).

В октябре 2011 года при создании Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Владимирской области было образовано отделение психологического обеспечения. Его сотрудники осуществляют психологическое сопровождение лиц, осужденных к лишению свободы без изоляции от общества, в том числе — несовершеннолетних. Именно благодаря работе психологов-практиков решение задач, связанных с исправлением осужденных подростков и предупреждением совершения ими новых преступлений, становится более продуктивным.

Впервые подростки и их родители встречаются с психологом при постановке на учет в УИИ. В ходе встречи им подробно рассказывают о том, какая работа проводится в инспекции с несовершеннолетними, на какую помощь со стороны психолога они могут рассчитывать. После этого заключается письменное соглашение, которое дает право психологу привлекать несовершеннолетних к различным мероприятиям (индивидуальным, групповым, просветительским, психокоррекционным, профилактическим, диагностическим).

Психологи УИИ для работы с каждым подростком составляют индивидуальный план. После психодиагностического обследования составляется личная психологическая характеристика, копия которой направляется сотрудникам полиции, в отдел по делам несовершеннолетних.

Основная часть состоящих на учете в УИИ подростков педагогически запущена. Как правило, они выросли в неблагополучных социально-бытовых условиях, в семьях, где дети были предоставлены сами себе. Многие воспитывались в школах-интернатах.

В этих условиях психологам УИИ приходится работать и с родителями несовершеннолетних, присутствовать на родительских собраниях, выступать с лекциями. В течение последних лет в УИИ в соответствии с указанием ФСИН России для работы с несовершеннолетними продуктивно используется программа «Осознание своей роли в семье», разработанная сотрудниками Владимирского юридического института ФСИН России. Автор программы — Сергей Хачатурян. Как показали исследования составителей методики, у несовершеннолетних осужденных искажены представления о большей части отношений в семье и мотивации своего собственного поведения. Поэтому основные задачи программы — осознание каждым ребенком своей принадлежности к семье, необходимость понимания роли большой семьи, широких родственных связей, знание истории своей семьи, осознание ребенком того, с кем из родственников в своей семье он больше всего связан, необходимость найти правильное принятие и понимание своей матери и своего отца, понимание того, что ребенок не должен вмешиваться в отношения других поколений в семье, он должен осознавать свою зависимость от семьи, принять ответственность за соблюдение правил семьи, должен видеть ответственность всех членов семьи друг перед другом, особенно между родителями, так же самих родителей перед детьми. Подросток должен, в конечном итоге, осознать, что хорошая семья строится на уважении и любви [5].

Проведение работы по данной методике предполагает групповые занятия, однако психологи УИИ по Владимирской области проводят индивидуальные тренинги, так как в каждой из районных инспекций на учете стоит небольшое количество подростков. Как отмечают психологи УИИ, после целенаправленной и кропотливой работы с подростками большинство из них начинают доверять взрослым, идут на контакт, меняются к лучшему взаимоотношения в семьях.

Для более адресной работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций региона, в психологическом отделении уголовно-исполнительной инспекции был разработан комплекс мероприятий с привлечением заинтересованных служб и организаций.

По инициативе психологов УИИ к работе с условно осужденными подростками подключились органы местного самоуправления, сотрудники правоохранительных структур, образовательные учреждения, центры социальной, медицинской и психолого-педагогической помощи, центры по профилактике безнадзорности, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних. Не остались в стороне общественные, благотворительные организации, подключились священнослужители.

Для подростков организуют экскурсионные поездки по историческим местам, выделяют билеты на концерты и выставки, организуют встречи с интересными людьми с дальнейшим обсуждением увиденного.

Важной частью своей работы психологи УИИ считают просветительскую деятельность. Весной 2014 года состоялся межведомственный семинар по профилактике экстремизма, на который пригласили подростков, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних. Активное участие в семинаре приняли психологи УФСИН, представители УФСБ по Владимирской области и Госнаркоконтроля, православного духовенства и общественных организаций, а также члены областной правовой школы по профилактике экстремизма среди молодежи.

Психологи уголовно-исполнительных инспекций стали постоянными участниками межведомственных рейдов по проверке несовершеннолетних осужденных. Так, в городе Александрове подростков, состоящих на учете в УИИ, посещают на дому не только инспекторы и психологи, но и представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Александровского района, юрисконсульт «Александровского центра социальной помощи семье и детям»; в рейде принимает участие священнослужитель.

Цель каждого межведомственного профилактического рейда по проверке несовершеннолетних осужденных — изучение микросреды подопечных УИИ и ее влияния на их поведение, обследование жилищно-бытовых условий, оказание практической помощи семьям [3].

Результаты работы по социально-психологическому сопровождению несовершеннолетних правонарушителей значительны. Ребята, на которых зачастую в семье или в училище буквально ставят «клеймо» неисправимых, трудных, проблемных, раскрываются с новой даже для самих себя стороны. Они видят живое, доброжелательное отношение, знакомятся с интересными людьми, познают мир. Из замкнутых подростков с дефицитом социальных навыков они постепенно превращаются в жизнерадостных и адекватных людей.

Профилактика правонарушений среди подростков — проблема достаточно острая, актуальная и объемная, она может решаться только при тесном взаимодействии с общественными учреждениями.

Вот почему этому направлению работы психологи должны уделять повышенное внимание. Меры воздействия на подростков, состоящих на учете в инспекциях, не должны ограничиваться только контролем над подопечными по месту жительства, учебы и беседами. Подростка нужно увлечь, показать ему разные грани окружающего мира, помочь осознать цель своего жизненного пути, а самое главное, что можно сделать, — помочь ему найти себя, почувствовать себя нужным, значимым для себя и для общества.

 

Литература:

 

1.      Официальный сайт Министерства внутренних дел России// http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics.htm (дата обращения: 18.04.2014)

2.      Официальный сайт компании «Консультант плюс»/ Уголовный кодекс (УК РФ) от 13.06.1996 № 63- ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_35.html (дата обращения: 15.04.2014)

3.      Официальный сайт департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области //http://vladzan.ru (дата обращения: 12.04.2014)

4.      Официальный сайт ФСИН России /Статистические данные// http://www.fsin.su (дата обращения: 12.04.2014)

5.      Психокоррекционная работа с несовершеннолетними, осужденными к наказанию без лишения свободы, по программе «Осознание своей роли в семье»: практическое пособие / С. Д. Хачатурян; Федеральная служба исполнения наказаний, Владимирский юридический ин-т Федеральной службы исполн. наказаний. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2012. — 111 с. ISBN 978–5-93035–399–0

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Владимирская область, уголовно-исполнительная инспекция, подросток, осужденный, психолог, семья, учет, жизненное пространство, правомерная деятельность.


Похожие статьи

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Формирование здорового образа жизни населения в Челябинской области

В работе рассматривается значение здорового образа жизни для человека. В работе изучены проблемы состояния здоровья населения Челябинской области, приведены основные показатели по ключевым направлениям. Особое внимание уделено формированию программы,...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Ступенчатая организация образовательно-воспитательного процесса в МБУ ДО «Центр внешкольной работы» г. Балахны как непрерывная образовательная технология дополнительного образования

Являясь методическим центром Балахнинского района по дополнительному образованию, МБУ ДО «Центр внешкольной работы» видит свою задачу в объединении усилий по воспитанию учащихся и оказание методической помощи педагогическому сообществу района в орган...

Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

Похожие статьи

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Формирование здорового образа жизни населения в Челябинской области

В работе рассматривается значение здорового образа жизни для человека. В работе изучены проблемы состояния здоровья населения Челябинской области, приведены основные показатели по ключевым направлениям. Особое внимание уделено формированию программы,...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Ступенчатая организация образовательно-воспитательного процесса в МБУ ДО «Центр внешкольной работы» г. Балахны как непрерывная образовательная технология дополнительного образования

Являясь методическим центром Балахнинского района по дополнительному образованию, МБУ ДО «Центр внешкольной работы» видит свою задачу в объединении усилий по воспитанию учащихся и оказание методической помощи педагогическому сообществу района в орган...

Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

Задать вопрос