«Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Терентьева, Е. С. «Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения / Е. С. Терентьева, С. Н. Кабанова, И. Б. Фомичёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 692-694. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14459/ (дата обращения: 19.12.2024).

Современные технологии обучения и воспитания должны быть направлены на личностные качества обучаемых, на развитие их мотивации и интересов к занятиям, в том числе во вне учебное время. Как нельзя лучше этим целям отвечает такая форма внеурочной работы как Математический бой.

Математический бой — это соревнование двух команд в решении математических задач, а также в умении представлять свои решения с четкими обоснованиями ключевых моментов и в умении проверять чужие решения, оппонировать.

Математический бой был изобретён в середине 60-х годов учителем математики школы № 30 г. Ленинграда Иосифом Яковлевичем Веребейчиком. Но и сейчас он не потерял своей актуальности. Математический бой состоит из двух частей. На доске рисуется таблица, в которую будут заноситься результаты поединка:

 

Направление стрелок указывает, какая команда делала вызов (например, на 5 задачу первая команда вызвала вторую). Кроме того, в таблице, по усмотрению жюри и команд, можно не указывать время, а можно и, наоборот, заносить в таблицу дополнительные сведения (например, фамилию и имя докладчика и т. п.)

Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. При решении задач команда может использовать любую литературу, но не имеет права общаться по поводу решения задач ни с кем, кроме жюри. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Бой состоит из нескольких раундов. В начале каждого раунда одна из команд вызывает другую на одну из задач, решения которых еще не рассказывались, например: “Мы вызываем команду соперников на задачу номер 2”. После этого вызванная команда сообщает, принимает ли она вызов, т. е. согласна ли рассказывать решение задачи, на которую была вызвана (ответ можно обдумывать, но не более 1 минуты). Если да, то она выставляет докладчика, который должен рассказать решение, а вызвавшая команда выставляет оппонента, обязанность которого — искать в решении ошибки. Если нет, то капитан вызываемой команды произносит фразу “Мы делаем проверку корректности”. В этом случае докладчика обязана выставить команда, которая вызывала, а отказавшаяся отвечать команда выставляет оппонента. Докладчик и оппонент могут обращаться к своим капитанам с просьбой о замене или перерыве для консультации. Другое общение между командой и докладчиком (оппонентом) допускается только во время полуминутного перерыва, который любая команда может взять в любой момент. При этом выступления оппонента и докладчика оцениваются жюри в баллах (за решение и за оппонирование). Если команды, обсудив предложенное решение, все-таки до конца задачу не решили или не обнаружили допущенные ошибки, то часть баллов (или даже все баллы) может забрать себе жюри боя. Если по окончании боя результаты команд отличаются не более чем на 3 балла, то считается, что бой закончился вничью. В противном случае побеждает команда, которая по окончании боя набирает больше баллов.

Команда состоит, как правило, из 6 человек, отдельно стоит сказать о жюри: очень хорошо, если жюри состоит из учащихся более старших классов, чем команды. Всё общение во время боя происходит в корректной форме, только на «Вы».

 

В ходе игры решаются следующие задачи:

-        Образовательные. Научить применять теоретические знания и практические умения, и навыки, полученные на уроках математики при решении реальных задач. Совершенствовать навыки работы в группе, навыки планирования ответа и монологической речи.

-        Воспитательные. Совершенствовать навыки коллективной работы. Показать ценность каждого члена коллектива как личности. Учить умению брать инициативу на себя, принимать ответственные решения. Учить стойкости, собранности, терпимости.

Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательного интереса и способностей.Развивать умения анализировать ситуацию, выделять главное, сопоставлять факты, выбирать наиболее вероятные ответы. Воспитывать эмоциональную устойчивость в экстремальных ситуациях, дать практику преодоления трудностей. Развивать познавательный интерес.

-        Математический бой — это игра, где нужны интуиция и тактика, иногда при одинаковом количестве решённых задач исход боя зависит от грамотно выстроенной стратегии, продумывать которую необходимо ещё до начала игры. Опыт мат боёв поможет участникам в будущем: умение сделать научный доклад, выслушать и понять работу другого, задать чёткие вопросы по существу, умение отстоять свою точку зрения, а также стойко принять поражение — всё это пригодится на семинарах и конференциях, для совместной научной работы и других видов деятельности, а также во взрослой жизни.

В нашей школе проводятся математические бои разных видов.

1.                  Конечно это классический вариант мат боя, о котором сказано выше. Этот вариант требует много времени (несколько часов на первый и второй этап игры), не всегда возможно его реализовать, в связи с загруженностью детей. Поэтому иногда мы его немного видоизменяем: задачи для решения раздаём командам на дом, накануне боя, или выкладываем в Дневник. ру.

Следует также отметить, что очень хорошо себя зарекомендовал Геометрический бой, который можно проводить уже в 7 классе. Примеры задач для Геометрического боя:

1.                 Чему равна сумма углов A, B, C, D, E?

 

2. На листе бумаги нарисован угол. Только сгибанием листа получите угол: а) в два раза меньше данного; б) в два раза больше данного; в) дополняющий его до прямого угла.

 

2.                  В предыдущем пункте речь шла о боях, задачи которых выходят за рамки школьной программы, используются задачи олимпиадного уровня, но это не обязательно. Можно проводить бой по окончании изучения раздела, или в конце четверти, подбирая при этом задачи по данной теме повышенной трудности, можно даже включать теоретические вопросы (вывод формулы, доказательство теоремы)

3.                  Элементы мат боя можно использовать даже на уроке. Таким образом, можно разбирать решение текстовой задачи по математике. В качестве команд и жюри выступают ряды. Можно использовать элементы боя на уроках геометрии, вот где простор для полемики, есть, где развернуться оппонентам. Это может быть проверка домашней задачи или доказательство теоремы.

Таким образом, принципы математического боя каждый учитель может применять по собственному усмотрению, исходя из своих целей и задач. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования, цель образования — не только сумма знаний и компетенций, но и, в числе прочих, — становление и развитие таких личностных характеристик выпускника, как уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Всё это поможет выпускнику в дальнейшем стать действительно успешной и гармоничной личностью, сочетающей в себе образованность и внутреннюю культуру.

Важная особенность математических боёв заключается в том, что школьники учатся совместно решать поставленные задачи и вести конструктивную полемику по предложенной проблеме, тем самым развивая свои мыслительные способности, настойчивость в выполнении заданий и применяя творческий подход к решению задач. Поэтому важно и полезно активно и всемерно внедрять математические бои и их элементы (например, оппонирование) не только во вне учебную деятельность учащихся (начиная с 5 класса), но даже и учебную, развивать систему математических боёв в школах, организовать городской турнир математических боёв для 5–7 классов. Математические и иные предметные бои должны стать постоянным фактором развития способностей школьников, важной составной частью профильной подготовки учащихся.

 

Литература:

 

1.      Бахтина Т. П. Математикон Готовимся к олимпиадам, турнирам и математическим боям. — Мн.: «Аверсэв», 2002.

2.      Бахтина Т. П. Математикон Готовимся к олимпиадам, турнирам и математическим боям. — Мн.: «Аверсэв», 2003.

3.      Математика, Подготовка к ЕГЭ, Математический бой, Коннова Е. Г., Задания частей В и С«:

4.      Зеличёнок А. Б. Математический бой как форма организации олимпиадной деятельности учащихся (Правила, инструкции по проведению, рекомендации). — Казань: Городской дворец им. А.Алиша, 2010.

5.      Зеличёнок А. Б. Математический бой как одна из форм организации внеучебной деятельности учащихся: советы руководителю команды. — СПб: альманах «Дорогой знаний», 2008.

6.      Зеличёнок А. Б. Математические бои в Казани. — Казань: Материалы августовского педагогического совещания, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): математический бой, задача, команда, решение, бой, Геометрический бой, доказательство теоремы, мат боя, окончание боя, познавательный интерес.


Похожие статьи

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Дидактические игры «Ладошки» как одно из средств создания дополнительных сенсорных эталонов в работе учителя-логопеда

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога

ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Использование дидактической игры как средство повышения интереса к математике

Похожие статьи

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Дидактические игры «Ладошки» как одно из средств создания дополнительных сенсорных эталонов в работе учителя-логопеда

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога

ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Использование дидактической игры как средство повышения интереса к математике

Задать вопрос