На сегодняшний день, использование международных стандартов финансовой отчетности выступает в роли процедуры, необходимой для выхода российского бизнеса на международные рынки. Соответствие мировым стандартам позволяет России значительно расширить круг инвесторов. Внедрение данных стандартов ведет к совершенствованию внутренней организации управления на предприятии, и способствуют этому единые требования учета, направленные на рациональное управление хозяйственной деятельностью субъектов. Помимо этого, за счет обеспечения надежности и прозрачности информации о финансовом состоянии организации, увеличивается конкурентоспособность компаний.
Однако переход российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности оценивается руководителями организаций неоднозначно. Одни считают, что данный переход приведет к развитию российской экономики, другие рассматривают данный переход как увеличение объема работы и нерациональность понесенных материальных затрат. Но все же опыт, полученный российскими организациями, осуществляющими свою деятельность на основе данных стандартов, а также европейский подход к переходу на международные стандарты дает возможность объективной оценки существующих проблем и перспектив развития осуществляемого перехода.
Применение международных стандартов финансовой отчетности в России утверждено от 27.07.2010г. Федеральным законом № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (ред. от 05.05.2014). На основании этого закона организации, обладающие социальной и экономической значимостью, обязаны готовить, аудировать, представлять и выпускать в публикацию годовую консолидированную бухгалтерскую отчетность, составленную на основе международных стандартов [2].
В соответствии с законом № 402 –ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011г., компании, находящиеся под действием Закона № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", должны предоставлять и обычную отчетность. Причина заключается в том, что консолидированная отчетность базируется на принятии инвестиционных решений и, в отличие от бухгалтерской отчетности, составляемой по российским правилам, затрагивает не все сферы хозяйственно – экономических отношений. Однако следование международным стандартам позволит российским организациям накопить опыт зарубежных стран, который в дальнейшем можно будет использовать для создания нормативных документов по отношению к неконсолидированной отчетности. Данный переход станет возможным, когда российские бухгалтерские стандарты будут гармонично сочетаться с международными стандартами финансовой отчетности [1].
Таким образом, сближение с международными стандартами бухгалтерской отчетности обеспечивает России возможность для дальнейшего экономического развития.
Составлять финансовую отчетность, руководствуясь международными стандартами, входит в обязанность организаций, связанных с иностранными банками и инвесторами. Такие компании могут рассчитывать на снижение ставки процента при привлечении дополнительного финансирования, так как у инвестора появляется возможность дать объективную оценку рискам, относящимся на ставку по кредитам. Основной целью международных стандартов финансовой отчетности является владение максимально достоверной информацией о финансовом положении, на основе которой инвесторы смогут провести корректную оценку организации и составить достоверный прогноз.
Еще одна причина, обязывающая составлять отчетность, руководствуясь международными стандартами – требование самого владельца бизнеса. Понимание реального положения дел в организации – это ключевой момент, к осуществлению которого стремится каждый собственник имущества. А понимание хозяйственных процессов позволяет трезво оценить финансовое положение организации. Также полученную информацию можно использовать и в управленческих целях. Когда возникает необходимость решения вопроса о том, каким образом должен быть поставлен управленческий учет в организации, очень часто принимается решение о его приближении к принципам международных стандартов.
Долгое время было принято считать, что международная отчетность необходима для банков и компаний исключительно для ее предоставления внешним пользователям. Однако сейчас большинство руководителей останавливаются на мысли, что отчетность, созданная на основе международных стандартов, необходима им для эффективного управления организацией. Применение международных стандартов финансовой отчетности в качестве управленческого учета – это максимально оправданное решение для многих организаций. Больше нет необходимости изначально создавать принципы и требования учета хозяйственных операций, так как международные стандарты и их пояснения значительно упрощают проблемы регламентации и ведения учета [3].
В организациях не для каждой хозяйственной операции применяется международный стандарт, для некоторых участков применяются российские правила бухгалтерского учета. Это связано с тем, что использование определенных международных стандартов является трудоемким процессом. Однако при необходимости, отчетность, предназначенная для передачи иностранным инвесторам, может быть доработана без больших трудозатрат.
Для того чтобы привлечь инвестиции в российскую экономику необходимо повысить прозрачность российского бизнеса. Этого можно добиться путем внедрения стандартов, которые будут понятны западным инвесторам. Если данный процесс оставить без контроля со стороны государства, то организации будут переходить на новые стандарты учета исключительно в случае крайней необходимости, и этот факт будет тормозить привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
Далеко не все организации проявляют положительное отношение к переходу на международные стандарты. Одной из основных проблем внедрения на российский рынок международных стандартов является кадровая политика. Международные стандарты финансовой отчетности сложнее российских правил, регулирующих бухгалтерский учет, поэтому финансистам необходимо будет проявить большую профессиональную подготовку. В большинстве российских банков и организаций отсутствуют специалисты, обладающие квалификацией в области применения международных стандартов финансовой отчетности и составлению отчетности. Сотрудники, разбирающиеся в этих вопросах, стоят очень дорого и не многие организации имеют финансовую возможность их нанять. Данная проблема должна мотивировать организации самостоятельно обучать своих работников [4].
Следующая проблема касается одного из требований, которое предъявляют по отношению финансовой отчетности – требование оперативности представления информации. На сегодняшний день, на подготовку отчетности по международным стандартам, организация тратит очень много времени, из – за чего все данные быстро теряют свою актуальность.
Начиная с 1998 года, после принятия программы реформирования бухгалтерского учета на основе принципов международных стандартов, в российском бухгалтерском учете прослеживаются существенные изменения. Сегодня большинство положений бухгалтерского учета составлены в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Однако в отличие от отчетности, составленной по англо-саксонской модели, основным направлением которой является удовлетворение нужд собственников, в российской системе отчетность составляется в соответствии с требованиями законодательной базы. Среди небольшого числа финансовых директоров бытует мнение о том, что для решения вопроса о расхождении целей различных видов учета, необходимо просто отменить российский бухгалтерский учет и перейти на полное принятие международных стандартов отчетности, сохранив при этом следование интересам государства. Чтобы соблюсти государственные интересы необходимо доработать требования ведения налогового учета. И, в итоге, организации смогут формировать отчетность в соответствии с международными стандартами и предоставлять ее для налоговых органов. Однако, из-за проблем, рассмотренных выше, не все организации смогут подстроиться под данный вариант учета. Поэтому, сначала процесс внедрения международных стандартов финансовой отчетности необходимо отработать в крупных компаниях и холдингах, а затем, с учетом всех возникших сложностей и ошибок, перенести полученный опыт на деятельность небольших компаний [3].
Таким образом, переход на международные стандарты финансовой отчетности является достаточно сложной задачей, для решения которой существует острая необходимость привлечения специалистов различных служб организаций. Притом, что в России на данный момент наблюдается острая нехватка высококвалифицированных кадров.
Когда система перехода на международные стандарты станет понятна для всех финансовых работников, что позволит им более эффективно проявить себя в этой области, а руководство организации заинтересуется в предоставлении достоверной и объективной информации, можно будет говорить о том, что реформа состоялась.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : федер. закон N 402-ФЗ : принят ГД ФС РФ 06.12.2011 г.(ред. от 01.01.2014г.)
2. Российская Федерация. Законы. О консолидированной финансовой отчетности [Электронный ресурс]: федер. закон N 208-ФЗ : принят ГД ФС РФ 27.07.2010 г.(ред. от 05.05.2014г.)
3. Внутрифирменные стандарты функционирования системы внутреннего аудита. Парамонова Л.А. Вестник Волжского университета им.В.Н. Татащева. 2011.№24.с.107-113.
4. Сегментарная отчетность и рекомендации по ее составлению. Парамонова Л.А, Кямякова Ю.Ю. Экономика и социум. 2013.№2-2(7).