Каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, однако, при неграмотном подходе и системных ошибках этот процесс может обернуться лишними затратами и проблемами с законом. В связи с этим необходимо своевременно проводить проверку действующей на предприятии системы налогового учета. При проверке налогообложения особое внимание следует уделять правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который устанавливается главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. [3]
К основным направлениям проверки правильности исчисления и уплаты НДФЛ относятся: проверка субъектов и объектов налогообложения, проверка налоговой базы, проверка налогового периода, проверка налоговых вычетов, проверка налоговых ставок, проверка порядка исчисления налога и сроков уплаты, проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций. [5]
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению НДФЛ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму НДФЛ.
Налог на доходы физических лиц взимается ежемесячно в размере, установленном НК РФ, подлежит перечислению в бюджет и учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 68.1 «Налог на доходы физических лиц».
Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, установленных главой 23 НК РФ.
НК РФ по налогу на доходы физических лиц установил пять видов налоговых вычетов: стандартные; социальные; имущественные; при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок; профессиональные [6].
Согласно НК РФ ст. 218 п.1 ежемесячный стандартный вычет предоставляется каждому родителю на содержание детей, в размере: 1 400 рублей - на первого ребенка; 1400 рублей - на второго ребенка; 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка; 3000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы [1].
Налоговым периодом по налогу на доходы с физических лиц является календарный год. В конце налогового периода организация предоставляет в налоговую инспекцию по месту регистрации регистр сведений о доходах физических лиц по каждому работнику.
Перечень доходов, которые не облагаются налогом, поименован в ст. 217 НК РФ. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Сюда относятся такие доходы, как: пособие по безработице, беременности и родам; пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии; алименты; имущество, полученное от членов семьи и близких родственников в порядке дарения (за исключением дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев) и др. [4]
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, является единым и подлежит применению на всей территории РФ как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Указанные в ст. 217 НК РФ доходы не являются льготами, а рассматриваются в качестве средств, которые не формируют налоговую базу. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает. В связи с этим данные доходы не учитываются и при определении налоговой базы.
Согласно ч. 1 ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности. Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия по уходу за больным ребенком, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц согласно п. 1 ст. 217 НК РФ. Налог удерживается налоговым агентом в момент выплаты дохода работнику (п. 4 ст. 226 НК РФ). Суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц перечисляются в бюджет в соответствии с положениями п. 6 ст. 226 НК РФ, т.е. не позднее дня получения наличных денежных средств на выплату дохода в банке или перечисления дохода на счет работника со счета организации.
При проведении проверки правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц следует учитывать изменения в законодательстве. Так, с 01.01.2014 г.:
действует положение, согласно которому налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета (в настоящее время - 2 млн руб.), вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья (абз. 2 подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ);
имущественный вычет по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на приобретение жилья ограничен по размеру - не более 3 млн руб. Данный вычет предоставляется при наличии документов, подтверждающих право на имущественный вычет по расходам на приобретение жилья и, в отличие от последнего, в отношении только одного объекта недвижимости (подп. 4 п. 1, п. 4, п. 8 ст. 220 НК РФ);
установлены особенности проведения налоговых проверок налоговых агентов, которые выплачивают доходы по некоторым видам ценных бумаг иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц (ст. 214.8 НК РФ);
период пребывания физического лица в России в целях определения его налогового статуса не прерывается на период исполнения трудовых обязанностей на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ);
доходы от трудовой деятельности, которые получают не являющиеся налоговыми резидентами РФ иностранные граждане (лица без гражданства), признанные беженцами или получившие временное убежище на территории России в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ, ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 285-ФЗ) и др. [7]
Анализ ряда проверок правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц показал, что наиболее распространенными являются следующие нарушения [4]:
не соответствие порядка документального оформления учета кадров и учета рабочего времени, расчетов с персоналом по оплате труда с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» утвержденного федеральным закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 г (ред. от 01.01.2014г.);
на предприятиях не проводится ознакомление работников с приказами, утверждаемыми на предприятии. Приказы в основном составляются номинально и не отвечают требованиям бухгалтерского законодательства РФ;
не правомерное предоставление стандартного вычета на ребенка и другие ошибки.
Для устранения нарушений рекомендуется следующее:
во-первых, применять на предприятии формы первичной документации по учету кадров и учета рабочего времени, расчетов с персоналом по оплате труда в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», проставить все необходимые подписи на первичных документах, либо разработать новые формы первичных документов, соответствующие требованиям установленным Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.11 г (ред. от 01.01.2014 г);
во-вторых, оформить подтверждающие документы на получение стандартного вычета на содержание ребенка. Если документы не подлежат восстановлению погасить задолженность перед бюджетом, а также исчислить пени и штрафы и заплатить причитающуюся сумму в бюджет. [5]
Таким образом, при проверке правильности исчисления налога на доходы физических лиц следует руководствоваться Налоговым кодексом РФ. Необходимо уточнить величину вычетов, статус работника, проверить правильность расчета налога на доходы.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс]: федер. закон № 117 – ФЗ : принят ГД ФС РФ 05 августа 2000г. (в ред. от 04.10.2014 г.) // Консультант плюс: Версия Проф. – 2014.
2. Андреева С.В. Развитие потенциала учетной системы хозяйствующего субъекта (статья) Вестник Самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. Самара: Изд-во САГМУ, –2012. -№3 (22). –192 с.
3. Васильева, Е.А. Учетно-аналитическое обеспечение устойчивого развития хозяйствующего субъекта [Текст] / Е.А. Васильева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 7 (36). - С. 229-232.
4. Васильева, Е.А. Организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта [Текст] / Е.А. Васильева, Т.Н. Гуськова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2013. - № 2 (28). - С. 93-98
5. Васильчук, О.И. Процедуры аудита деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, направленные на обеспечение экономической безопасности [Текст] / О.И. Васильчук // Инновационное развитие экономики. - 2011. - № 3. - С. 17-26.
6. Коростелев, А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности / А.А. Коростелев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23). - С. 334-337.
7. Крылев Л.И. Реализация: бухгалтерский и налоговый учет [Текст] : учебник / Л.И. Крылев. – 6-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2014. – 267 с.