Любая хозяйственная деятельность всегда сопряжена с опасностью денежных потерь, вытекающих из особенностей тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски.
Риски возникают в силу наличия неопределенности внешних условий и внутренней реализации бизнес-процессов организации. Неопределенность не является причиной риска, высокий уровень неопределенности может приводить и к удачному стечению обстоятельств. Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по своему содержанию [6].
Особое место в системе финансовых рисков занимают кредитные риски, под которыми понимают опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору [7].
В таких условиях одной из главных проблем хозяйствующих субъектов экономики является рост дебиторской задолженности предприятия. Руководители и главные бухгалтеры предприятий озабочены высоким уровнем дебиторской задолженности и соответствующими потерями. Делаются огромные усилия, принимаются неординарные меры, направленные на погашение неплатежей.
Таим образом, управление дебиторской задолженностью - важнейший элемент системы финансовой политики любого предприятия, являющейся главным условием обеспечения финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности хозяйствующего субъекта. Только правильная и рациональная система контроля расчетов с дебиторами способна выявить возможные проблемы и решить их, предотвратив тем самым нежелательные последствия хозяйственной деятельности.
Опыт показывает, что трудности и проблемы, с которыми сталкиваются современные предприятия, вне зависимости от сферы деятельности, достаточно однотипны. Это объясняется спецификой функционирования системы управления обязательствами, регулирующей все процессы, связанные с образованием, документальным оформлением, анализом дебиторской задолженности и взысканием долгов.
Необходимо ускорить расчеты с покупателями с целью своевременного получения выручки в полном объеме, что повысит оборачиваемость капитала, которая способствует сокращению потребности в оборотном капитале, приросту объемов продукции, и, следовательно, увеличению платежеспособности.
В этих условиях перед предприятием стоят следующие задачи по управлению дебиторской задолженностью:
контроль и учет договоров с покупателями, что помогает избежать юридических рисков в деятельности предприятия. В документах должны быть регламентированы кредитные условия, а именно: сроки и порядок поставки, размер предоставляемого кредита, возможность предоставления отсрочки, лимит задолженности покупателя, штрафные санкции за просрочку исполнения обязательств покупателями (размер штрафов определяется в зависимости от сроков задержки платежей);
контроль оформления реализации товаров - своевременная регистрация в информационной системе предприятия договоров, проверка сопроводительной документации, установление соответствующих условий товарного кредита др.;
установление характера дебиторской задолженности, для чего необходимо определить периодичность и состав отчетности по контролю дебиторской задолженности. С этой целью рекомендуется составлять соответствующие бухгалтерские документы, которые содержали бы по каждому клиенту сведения о величине и сроках предоставленного кредита, о текущих сделках с отсрочкой платежа, данные по объему продаж накопительным итогом с начала года и среднемесячный объем продаж.
Предприятие должно строить систему управления финансовыми активами и обязательствами на следующих принципах [1]: информативная достоверность и прозрачность; плановость и контроль; платежеспособность и ликвидность; рациональность и эффективность.
Для выполнения перечисленных выше задач предприятию можно предложить следующие меры в целях оптимизации дебиторской задолженности.
Прежде всего, установление кредитного лимита - определение предельно допустимой величины дебиторской задолженности для всего предприятия в целом и по каждому контрагенту, что позволит контролировать рост задолженности дебиторов.
Норматив дебиторской задолженности устанавливается по следующей формуле:
Идз = Орк * Кс:ц * (ППКср + ПРср) / 360, (1)
где Идз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
Орк - планируемый объем реализации продукции в кредит;
Кс:ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
ППКср - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПРср - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту.
Не нарушить установленные ограничения дебиторской задолженности позволит и выбор оптимальной формы расчетов между поставщиками и покупателями. Например, векселями, ценными бумагами, поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже. Для дебиторов с наибольшей степенью риска следует применять предоплату отпущенной продукции или предлагать аккредитивную форму расчетов.
Следующий шаг - ранжирование контрагентов по степени надежности, определение их ликвидности и платежеспособности, а в дальнейшем четкое отслеживание своевременности погашения ими своих обязательств. Сегментация покупателей позволит наметить очередность проводимой работы с конкретными дебиторами. Ранжирование клиентов может производиться по следующим признакам:
· по степени величины задолженности (от максимальной до минимальной), что позволит выявить просроченную задолженность;
· по платежной дисциплине возможно распределение предприятий по рейтингам от А - Е, с получившими рейтинг «D» или «Е» договоры заключаются на условиях, рассматриваемых руководством предприятия индивидуально для каждого контрагента;
· по объему поставок - определяется максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию;
· с точки зрения предоставления им отсрочки платежа, напрямую влияющего на состояние дебиторской задолженности, т.е. разделение клиентов на три группы: категории «А», «B», «C», в зависимости от степени заинтересованности предприятия в сотрудничестве с контрагентами, что позволит спрогнозировать распределение финансовых ресурсов [2].
Предприятию следует установить строго определенные стандарты по работе с дебиторами, определяющими единую политику в этой области, т.е. разработать действия, которые обеспечат возврат дебиторской задолженности (система поощрений и санкций для дебиторов, уведомления, переговоры и т.п.).
Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие с должниками (дебиторами), не исполнившими или ненадлежащим образом исполнившими договорные обязательства, с целью получения от них причитающихся кредитору денежных и иных средств в оптимальные сроки. Для работы с такими должниками можно предложить следующие меры:
· предварительные (переговоры, телефонные звонки, письма с предупреждением);
· судебные процедуры (подача искового заявления в суд);
· исполнительное производство (подача исполнительного листа в банк должника или судебным приставам).
Предприятие должно ориентироваться на максимально большее число покупателей, что позволит уменьшить риск в случае невыполнения одним или несколькими крупными покупателями своих обязательств.
Если на предприятии не создан резерв по сомнительным долгам, то оптимальным способом выявить степень риска появления недобросовестных покупателей является создание такого резерва, так как он позволяет отразить сомнительную дебиторскую задолженность в соответствии с реальной вероятностью ее получения. Сумма резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетности периода в следующем порядке (таблица 1) [3].
Таблица 1.Определение резерва по сомнительным долгам
Срок возникновения задолженности, дней |
Размер создаваемого резерва (в % от суммы долга) |
Свыше 90 |
100 |
От 45 до 90 |
50 |
До 45 |
резерв не создается |
При этом общая сумма создаваемого резерва не может превышать 10% выручки от реализации последнего отчетного периода.
В качестве одной из мер по оптимизации управления дебиторской задолженностью можно предложить обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности, т.е. ускоренного перевода в другие формы оборотных активов организации. Это могут быть денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.
По возможности предприятию следует ориентироваться на максимально возможную диверсификацию клиентов-дебиторов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.
Можно прибегнуть также к страхованию кредитов - эта мера направлена против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность предприятия противостоять таким потерям и стоимость страхования.
Предложенные выше меры должны способствовать повышению оборачиваемости и "качества" дебиторской задолженности, а также оказать положительное влияние на изменение коэффициентов текущей и быстрой ликвидности.
Итак, формирование гибкой и надежной системы управления расчетами, направленной на решение проблемы бюджетной, налоговой, кредитной, инвестиционной и амортизационной политики, позволит значительно улучшить деятельность предприятия в рыночных условиях хозяйствования. После перехода на качественно иной уровень планирования и контроля расчетов с дебиторами предприятие должно стать более привлекательным и открытым для инвесторов, кредиторов и других партнеров, что позволит расширить его финансовые возможности и уменьшить финансовые риски.
Литература:
- Алексеева И.Г. Актуальные аспекты учета и управления дебиторской задолженностью в современных условиях // Проблемы учета. - 2011. - № 20. - С. 46-55.
- Аристархова, М.К., Валиев Ш.Н. Повышение эффективности управления дебиторской задолженности предприятия путем создания имитационной модели [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.ogbus.ru/authors/Aristarkhova/Aristarkhova_1.pdf/
- Зимовец А.В. Краткосрочная финансовая политика [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m209/
- Малка Е.В. Внутренний контроль дебиторской задолженности: теория и практика // Аудиторская деятельность. - 2011. - №6. - С. 29-36
- Смолякова Н.О. Управление дебиторской задолженностью: учет и контроль // Проблемы современной экономики - 2011. - №1. - С. 423-426.
- Соколова И.А. Система внутреннего контроля организации в условиях риска и неопределенности // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2014. - № 3 (35). - С. 131-135.
- Энциклопедия финансового риск-менеджмента / под ред. канд. экон. наук А. А. Лобанова и А. В. Чугунова. - М.: Альпина, 2009. - 487 с.
- Яковлева И.Н. Дебиторская задолженность и кредитная политика компании [Электронный ресурс] // Справочник экономиста - 2008. - №10. - С. 14-21.