В данной статье рассмотрено целенаправленное воспитание духовных, нравственных и эстетических потребностей студентов. Каждый студент, независимо от национальной принадлежности, обязан знать узбекскую художественную литературу, чтобы суметь глубже проникнуть в особенности национальной культуры. Узбекская художественная литература, как часть национального достояния и непреходящая культурная ценность, отражает богатую историю узбекского народа, сосредоточивает в себе эстетические взгляды, житейскую мудрость, высокие моральные заповеди, развивает культуру чувств и речи, и, следовательно, является мощным средством духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: студент, узбекская художественная литература, духовность, духовно-нравственное воспитание.
This article describes the purposeful nurturing of spiritual, moral, and aesthetic needs of the students. Every student, regardless of nationality, should know Uzbek literature, to be able to penetrate deeper into the features of the national culture. Uzbek literature, as part of the national patrimony and lasting cultural value, reflects the rich history of the Uzbek people, concerned with the aesthetic views, wisdom, high moral precepts, develops cultural manners and speech, and, therefore, is a powerful tool of moral education.
Keywords: student, Uzbek literature, spirituality, spiritual and moral education.
После принятия независимости в Республике Узбекистан и за годы независимости в стране, стало уделятся особое внимание духовно-эстетическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Особое внимание уделяется вопросам повышения национального самосознания, духовности, возрождения исторической памяти, воспитания молодого поколения в духе патриотизма, любви к Родине, глубокого уважения к наследию предков [3].
Целенаправленное воспитание духовных, нравственных и эстетических потребностей — первоочередная задача образовательных учреждений. Комплексный подход к проблемам воспитания предполагает единство всех элементов воспитания: методологических принципов, целей и средств, методов и форм, т. е. интеграцию всех воспитательных средств. Кроме того, направления гуманизации и гуманитаризации образования, тенденции преодоления узкоспециального подхода в подготовке специалистов подразумевают формирование эстетической, духовной и нравственной культуры, культуры чтения и работы с научной литературой и художественными текстами, что развивает эмонациональную восприимчивость и отзывчивость, эмпатию, психологическую чуткость. В этой ситуации повышается роль высококвалифицированного специалиста как носителя высокой культуры, интеллекта, воспитанности и интеллигентности.
Каждый студент, независимо от национальной принадлежности, обязан знать узбекскую художественную литературу, чтобы суметь глубже проникнуть в особенности национальной культуры. Узбекская художественная литература, как часть национального достояния и непреходящая культурная ценность, отражает богатую историю узбекского народа, сосредоточивает в себе эстетические взгляды, житейскую мудрость, высокие моральные заповеди, развивает культуру чувств и речи, и, следовательно, является мощным средством духовно-нравственного воспитания [4].
В работах философов республики Э.Юсупова, А.Эркаева, Э. А. Ахмерова, А. А. Абдираззакова, А. Г. Абдунабиева, Э. А. Абдухамитовой, Т.Махмудова, А. С. Курбановой, Э. Х. Бабамуратовой, А. Г. Муминова содержатся различные подходы к проблеме духовности и духовно-нравственного воспитания, даются разные толкований этих понятий.
Подход к вопросам определения понятий «духовность» и «духовно-нравственное воспитание» должен осуществляться на основе учета национальных особенностей культурно-духовной жизни Узбекистана, с опорой на ведущие духовные и моральные ценности науки на современном этапе.
Обобщение и анализ трудов философов, политологов, ученых-педагогов [5] позволяют выделить в качестве основ духовности следующие величины:
1. Стремление народа Узбекистана к демократии, свободе и осуществлению принципов социальной справедливости.
2. Концептуальные государственные документы, являющиеся руководством для осуществления конкретных мер в духовно-нравственной сфере — Национальная программа по подготовке кадров [2], Идея национальной независимости [1].
3. Развитое национальное самосознание, освоение национальных и общечеловеческих культурных ценностей.
4. Систематическое изучение, возрождение и сохранение духовно-нравственного наследия узбекского народа, его связь с интеллектуальным и духовным развитием молодежи.
Духовный мир студентов развивается не только на основе влияния факторов окружающей среды, но и с помощью познания искусства, литературы, фольклора, понимания значимости искусства в жизни человека. Духовность также как и нравственность находит свое концентрированное выражение в искусстве, в котором она выступает как воплощение и раскрытие общечеловеческих ценностей в содержании культуры.
Искусство отражает действительность на основе творческого преображения художником его жизненных впечатлений, на основе усвоения как художником, так и воспринимающим его произведения особого языка искусства. В отличие от научного отражения действительности в искусстве мир, люди, общество всегда отражают личную позицию автора через его отношение к миру. Поэтому любое произведение искусства содержит огромный мировоззренческий потенциал. Оно утверждает и формирует определенное отношение к социальной действительности.
Восприятие и освоение духовно-эстетических ценностей зависят от общекультурного багажа, общего развития и социально-психологических установок. Это дает готовность к восприятию. Данная готовность формируется через вооружение представлениями о глобальности художественной культуры в истории времени, о ее национальном многообразии и социальных задачах, через формирование способности понимания сложности и неоднозначности художественной структуры, через овладение навыками избирательного отношения к художественной культуре, развитие эмоционально-эстетической целостности личности, формирование интереса к художественной деятельности, формирование потребности в художественно-эстетическом развитии.
Духовно-нравственное воспитание посредством искусства разносторонний сложный процесс развития личности, охватывающий и ее духовный мир, и ее практическую активность, формирующий и эмоциональные, и интеллектуальные стороны ее психики.
Процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами узбекской художественной литературе [4] заключается в знании норм морально-этического характера, жанров и персоналий узбекского литературного творчества, формировании ценностно-эстетических и нравственных потребностей, отношений и ориентаций и их переводе в творческую, духовно-нравственную социально-продуктивную и самопреобразующую деятельность.
При этом необходимы изменения в учебных программах, в педагогической системе, технологии образования и воспитания, смелый поиск оптимальных методов эффективной методики, воспитательно-действенных средств; с особенным вниманием личности будущего специалиста, ее совершенствованию.
Литература:
1. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. — Ташкент: Узбекистан, 2001.
2. Национальная программа по подготовке кадров// Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент: Шарқ, 1997.
3. Сабиров Ч. А. Технология нравственно-эстетического воспитания будущих учителей с направленностью на совершенствование личности в вузах Узбекистана. Молодой ученый № 5. — 2012.
4. Уста-Азизова Д. А. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания студентов во внеаудиторное время (на материалах художественной литературы Узбекистана): Дис. … канд. педаг. наук. — Ташкент, 2007.
5. Эркаев А. Духовность — энергия независимости. — Ташкент: Маънавият, 2001. — С. 149; Отамуратов С., Роматов Ж., Хусанов С. Маънавият асослари маърузалар матни. — Ташкент, 2000.