Важное место в деятельности таможенных органов занимает административная юрисдикционная деятельность, содержанием которой является производство по делам об административных правонарушениях, производство по обращениям граждан и дисциплинарное производство.
С момента принятия Конституции РФ, в которой прямо предусмотрено административное судопроизводство, среди ученых и практиков нет единого мнения по вопросам понятий «административная юрисдикция».
Рассматривая понятие административной юрисдикционной деятельности, прежде всего, следует определиться с тем, что понимается под юрисдикцией вообще и административной юрисдикцией в частности. Для ответа на данный вопрос сначала обратимся к «Толковому словарю русского языка» под авторством С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, где под юрисдикцией понимается: «Правомочие производить суд, решать правовые вопросы» [6]. Таким образом, юрисдикция в традиционном понимании этого термина — это суд, судопроизводство (от лат. «jurisdictio»), а также круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций [7].
Следовательно, говоря об административной юрисдикции, необходимо учитывать, что под это понятие можно подвести все имеющие место в государственно-управленческой практике и соответствующим образом урегулированные случаи применения органами исполнительной власти (должностными лицами), а также и субъектами судебной власти всех мер административного принуждения.
В теории административного права административная юрисдикция определяется как административно-процессуальная деятельность, осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер [8]. При обилии различных точек зрения все сходятся в едином мнении о том, что одной из сторон всегда выступает орган, осуществляющий управленческую деятельность, и отношения между данным органом и гражданами носят сложный императивный характер.
Исходя из предмета административно-правового регулирования, можно сделать вывод, что административная юрисдикция — это деятельность органов исполнительной власти и суда по разрешению административно-правового спора и по правовой оценке конкретных фактов вытекающих из управленческих правоотношений.
Заметим, что для системы административной юрисдикции, характерно отнесение к ее ведению административно-правовых споров, которые связаны с защитой прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. Подобные споры имеют свой специфический административно-правовой характер, особое положение его субъектов (участников спорного правоотношения), особый порядок рассмотрения и разрешения и т. д., что обусловливает необходимость их специального правового и процессуального правового урегулирования.
Сущность административно-правового спора состоит в том, что он возникает между участниками управленческих отношений по случаю нарушения либо ущемления прав и законных интересов одного участника действиями другого, либо один из них усматривает в действиях другого признаки правонарушений, что вызывает необходимость применения мер административного принуждения.
Любой спор, по своей сути, предполагает наличие, как минимум двух противоположных точек зрения на одно и то же явление. Так, привлекаемое к ответственности лицо может не согласиться с решением государственного органа или должностного лица по поводу применения административного наказания, и обжаловать такое решение.
При наличии любого спора возникает потребность в появлении третьей стороны, способной решить данный спор. В разрешении административно — правовых споров эта сторона должна быть наделена официальными полномочиями, дающими ей возможность разобраться в существе спора и, соответственно, сформировать основу для принятия того или иного решения по данному делу. Разрешение спора, возможно, лишь на основе правовой оценки деяния каждого из его участников. Именно в этом суть юрисдикционной деятельности.
В таком понимании административная юрисдикционная деятельность в области таможенных органов РФ по своему содержанию, а также по назначению имеет отчетливо выраженный правоохранительный характер.
Потребности эффективного использования административных наказаний в укреплении правопорядка в области таможенного дела вновь актуализируют проблему административной юрисдикции. Именно в процессе осуществления таможенными органами этого вида правоохранительной деятельности реализуются практические меры административной ответственности, обеспечивается их превентивное воздействие на правонарушителей и иных лиц и обеспечивается экономическая безопасность.
Производство по обращениям граждан в свою очередь является одним из важных направлений в административной деятельности таможенных органов. Термин «обращения» носит обобщающий характер, объединяя, как правило, изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, ходатайства или жалобы гражданин.
Говоря о дисциплинарном производстве, следует отметить, что суть данного вида административно-юрисдикционного производства заключается в применении к лицам, совершившим дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий, предусмотренных нормами права. Производство по наложению дисциплинарных взысканий на государственных служащих, совершивших служебные проступки (не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших должностные обязанности), в настоящее время регламентировано различными нормативными правовыми актами. Вместе с тем в определенных случаях на государственных служащих распространяются также нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка.
Административно — юрисдикционная деятельность в области таможенных органов осуществляется по следующим основным стадиям:
1) исследование и анализ ситуации (в разных производствах она может называться по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.), в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах, о существующих проблемах. Эта информация фиксируется на материальных носителях в виде протоколов, актов, справок, схем, отчетов и т. п. и кладется в основу управленческих решений;
2) принятие решения (приказа, постановления, инструкции), в котором фиксируется воля субъекта власти. Решение — сознательно-волевой акт выбора одной из существующих возможностей. В нем содержится императивная, новая информация, созданная субъектом власти. Будучи административным актом, оно, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает;
3) исполнение решения. Решение — это, как правило, идеальная модель будущего, информация о том, что должно быть. Большое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные действия, права, отношения, процессы, блага. В правотворческих процессах заключительной является стадия обнародования акта, доведения его до сведения.
Говоря об административном процессе, отметим, что под процессом вообще понимается порядок осуществления какой-либо деятельности, совокупность действий, совершаемых для достижения определенного результата. Административный процесс связан с реализацией властных полномочий субъектами исполнительной власти, установлением порядка принятия решений в сфере государственного управления и их исполнения, решения индивидуальных дел реализации норм материального права с помощью процессуальных норм, оформления промежуточных и окончательных результатов в официальных (процессуальных) документах. Необходимость в административном процессе возникает, как правило, при принятии управленческих решений; разработке и принятии нормативных правовых и индивидуальных актов управления; рассмотрении обращений и жалоб граждан и юридических лиц; возмещении материального ущерба; применении уполномоченными органами исполнительной власти мер административного принуждения, привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Заметим, что в системе административно-юрисдикционного процесса наиболее полно законом регламентировано производство по делам об административных правонарушениях.
Очень важно подчеркнуть значимость принципов для современного правового режима разрешения административных споров, которые заключается в том, что они определяют средства достижения целей административной юрисдикции. Принципы административной юрисдикции обладают особенностями, которые, во-первых, отражают ее специфику, во-вторых, присущи государственно-управленческой деятельности в целом, и в-третьих, близки по своему характеру принципам правосудия. К числу таких принципов относятся: законность; экономичность; эффективность и оперативность; непосредственность; равенство участников процесса; публичность; гласность; состязательность; национальный язык; объективность; диспозитивность и другие.
На основании вышеизложенного, следует выделить основные элементы (черты) административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов:
1. Это деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административно — правового спора, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность применения мер административного принуждения;
2. Содержанием административно-юрисдикционной деятельности является правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административно — правовому спору;
3. Субъектами административно-юрисдикционной деятельности выступает суд, а также иные органы (должностные лица) государственных органов в пределах своей компетенции;
4. Административно-юрисдикционная деятельность урегулирована нормами административного права, наделяющими ее участников особыми процессуальными правами и обязанностями;
5. Результатом административно-юрисдикционной деятельности является принятие властного решения о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;
6. Основной целью административно-юрисдикционной деятельности является восстановление нарушенного права;
7. Административно-юрисдикционная деятельность имеет срочный характер и сопровождается процессуальным оформлением.
Таким образом, следует заключить, что административно — юрисдикционная деятельность — это урегулированная нормами права деятельность суда и других специально на то уполномоченных государственных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению административно — правовых споров и применению мер административного принуждения, протекающая в особой процессуальной форме и предусматривающая восстановление нарушенного права.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. № 237. 25.12.93.
2. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (с изм. и доп.).
3. Административное право России. Учебник /Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров; отв. ред. Л. Л. Попов. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 688 с.
4. Астахов Д. В., Зубач А. В., Костенников М. В., Кардашова И. Б., Куракин А. В., Обыденова Т. В. Участники производства по делам об административных правонарушениях: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. М. В. Костенникова. — М.: Московский университет МВД России, 2005.
5. Зубач А. В., Сафоненков П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов РФ / М: РТА, 2012.
6. Ожегов С.И, Шведова Н. Ю. — Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 стр.
7. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 2001. С. 1868.
8. Сафоненков, П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов / П. Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. — Издательство Юрайт, 2014. - 356 с. - Серия: Специалист
9. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002. С. 415.