Инвентаризация – метод бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий – приём фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов, объёма выполненных работ и реальности статей баланса.
Инвентаризация была одним из первых приёмов хозяйственного учёта, позволяющим установить фактическое наличие имущества на определённый момент. Инвентаризация выполняет три основные функции: экономическую (как элемент учёта и контроля); социальную (как форма участия трудящихся в организации учёта и контроля); воспитательную (как средство воспитания бережного отношения к имуществу).
Принципами инвентаризации являются: внезапность; сопоставимость единиц измерения; плановость; объективность; юридическая правомочность результатов; непрерывность; полнота охвата объектов; воспитательное воздействие и материальная ответственность; оперативность и экономичность; гласность. Инвентаризация как средство контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и проверки организации материальной ответственности классифицируется по различным признакам [3].
В зависимости от времени проведения и роли в хозяйственном процессе различают плановые и внеплановые инвентаризации. Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плана (графика) в заранее намеченные сроки. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных органов и других контролирующих органов в случаях особой необходимости (переоценка, передача, установление фактов хищений, документальная ревизия и т. д.)
По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяют на полные, частичные, выборочные и сплошные. Полная инвентаризация осуществляется в предусмотренные сроки, при этом инвентаризируются не только товарно-материальные ценности и денежные средства предприятия, но и правильность расчётов с другими организациями, выверяется сальдо по основным статьям баланса. При частичной инвентаризации проверяют отдельные виды средств, например товары, наличные деньги, основные средства. Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных. Выборочные инвентаризации подразделяются на целевые и общие. Выборочные инвентаризации, например проводят, как правило, по товарам, по которым предъявляют претензии на недовложение; по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта; оказавшимся без ярлыков; морально устаревшим и испорченным; а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна [3].
Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе.
По мнению многих экономистов инвентаризация является общим элементом метода хозяйственного контроля и бухгалтерского учёта, благодаря чему её контрольные функции в деле сохранности имущества существенно усиливается. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта и элемент метода хозяйственного контроля различаются, не тождественны между собой.
Во-первых, кругом решаемых задач. Если главная задача инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учёта состоит в установлении соответствия учётных и фактических данных о наличии и состоянии имущества и создании наиболее эффективного обеспечения для принятия управленческих решений, то основная цель инвентаризации как элемента метода хозяйственного контроля заключается в осуществлении контроля за сохранностью имущества, подтверждением или опровержением выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений.
Во-вторых, составом субъектов осуществления. Инвентаризации в целях внутрихозяйственного контроля проводят на предприятиях инвентаризационные комиссии. Инвентаризацию в процессе ревизий и проверок осуществляют ревизионные комиссии или специальные инвентаризационные комиссии под руководством ревизора.
В-третьих, составом нормативных документов, регулирующих право и необходимость проведения инвентаризации. В частности, порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов устанавливается Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" [2]. Проведение инвентаризации активов (имущества) и обязательств для целей бухгалтерского учета установлено Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [1].
В-четвёртых, охватом объектов. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта осуществляется, в основном, в сложном порядке, всего имущества и в обязательном и плановом порядке, в установленные сроки. Инвентаризации, проводимые в ходе ревизии, относят к частным, выборочным, а сроки проведения зависят от плана проведения ревизий, проверок и других обстоятельств.
В-пятых, широтой охвата решаемых вопросов. Инвентаризации, проводимые в целях бухгалтерского контроля, носят характер инструктирования, оказания квалифицированной помощи материально ответственным лицам в налаживании учётной работы, выявляют естественную убыль имущества и реальность годовых производственно-финансовых показателей. В период же ревизии инвентаризации выполняют в основном узкую функцию контроля за наличием и сохранностью собственности, характеризуют качество проводимой ранее инвентаризационной работы.
Вне зависимости от вида деятельности практически каждое предприятие может столкнуться с трудностями проведения внезапной инвентаризации. Необходимость внепланового подсчета активов организации может возникнуть по ряду объективных причин. Но какими бы они не были, следует тщательно подготовиться к предстоящей процедуре контроля имущественного состояния [5].
Рассмотрим два основных случая хозяйственной жизни предприятия, которые могут потребовать проведения внезапной инвентаризации.
1. Растрата или хищение имущества. Нерадивость сотрудников, халатное отношение к работе, умышленное присвоение – от негативных проявлений человеческих слабостей не застраховано ни одно предприятие. А в результате руководство сталкивается с такой проблемой, как недостаток денежных средств в кассе, пропажа хозяйственного инвентаря или товара со склада. Грамотный бухгалтер легко вскроет факты хищений с помощью «правильно» составленных первичных документов и отчетов по товарно-материальным ценностям. Решающую роль в данном случае играет инвентаризация и внезапный характер ее проведения. При этом материально-ответственное лицо должно быть в неведении относительно объемов и сроков предстоящей проверки для того, чтобы невозможно было ими фальсифицировать данные.
Руководитель подписывает приказ о срочном внеплановом подсчете имущества с целью сравнения реальных данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация кассы выявит недостачу, докажет виновность работника, позволит применить соответствующие меры. Срочная ревизия складских запасов также оперативно выявит нехватку подотчетных материалов и товаров. Оформленные и подписанные инвентаризационные акты послужат основанием для принятия руководством правильного решения в адрес виновных.
2. Форс-мажорные обстоятельства. Стихийные бедствия, природные катаклизмы непредсказуемы и часто наносят значительный урон имуществу предприятия. Причем разрушения бывают достаточно масштабными. В таких случаях невозможно обойтись без привлечения компетентных сотрудников сторонних организаций, осуществляющих необходимые юридические и бухгалтерские услуги экспертов. Убытки в результате форс-мажорных обстоятельств подлежат обязательному подсчету, оценке, правильному отражению на счетах бухгалтерского учета. В данном случае внезапная инвентаризация даст полную объективную информацию о последствиях чрезвычайного происшествия. В дальнейшем грамотно проведенная процедура, зафиксировавшая как сам факт форс-мажора, так и понесенный в результате урон, послужит убедительным доказательством в урегулировании договорных споров с контрагентами фирмы [7].
Таким образом, при инвентаризации выявляются такие факты, которые не поддаются документальному оформлению. Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации имущества и обязательств несет руководитель организации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 402-ФЗ: принят ГД ФС РФ 06.12.2011г. (в редакции изменений от 04.11.2014г. № 344-ФЗ).
2. Российская Федерация. Приказы. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Электронный ресурс]: утв. Минфином РФ от 13.06.1995г. (в редакции изменений от 08.11.2010г. № 142н).
3. Медведева, Е.В. Теория бухгалтерского учета: учеб-метод. пособие [Электронный ресурс] / Е. В. Медведева. - Тольятти : ПВГУС, 2012. - 793 КБ, 97 с.
4. Медведева, Е.В. Государственный аудит как форма финансового контроля [Текст] / Е.В. Медведева // Наука - промышленности и сервису. - 2010.- Т. 1. - № 5.- С. 420-426.
5. Насакина, Л.А. Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики [Текст] / Л.А. Насакина, А.Ю. Адушева. – М: – Молодой ученый. – 2014. - № 4-2 (63). – с. 82-86.
6. Насакина Л.А. Анализ отклонений как инструментарий в оценке деятельности предприятий сферы услуг [Текст] / Л.А. Насакина // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2010. - № 1. - С. 183-185.
7. Филиппова, Н. Л. Инвентаризация расчетов: порядок проведения и учет результатов [Текст] / Н. Л. Филиппова // Бухгалт. учет. - 2011. - № 8. - С. 26-30.