В статье исследуется проблема социальной адаптации подростков группы риска, экспериментальным путем доказывается, что подростки «группы риска» испытывают дезадаптацию, рассмотрены основные положения развивающей и коррекционной работы с подростками «группы риска» по преодолению социальной дезадаптации.
Ключевые слова: подросток, «группа риска», социальная адаптация, дезадаптация.
The paper investigates the problem of social adaptation of adolescents at risk, experimentally proved that adolescents 'risk groups' experience maladjustment, the basic situation of developing and remedial work with adolescents «at risk» for overcoming social exclusion.
Keywords: teenager, «at risk», social adaptation, desadaptation
В условиях модернизации системы образования особое значение приобретает формирование личности, устойчивой к воздействию негативных факторов внешней среды, способной адаптироваться к переменам в обществе.
Социальная адаптация это активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе [1, с.73].
Социальная адаптация это процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самоооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом адаптация — это процесс и результат становления индивида социальным существом [2, с.6].
Понятие «социальной адаптации» рассматривается в работах М. В. Битяновой, М. А. Галагузовой, М. М. Кольцовой, В. С. Марковой, Л. В. Мардахаева, А. В. Мудрика и др. Снижение адаптационных возможностей личности характеризуется таким явлением как дезадаптация.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, повлияли на стрессоустойчивость современных подростков. Поэтому все негативные явления общественной жизни алкоголизм, токсикомания, наркомания, бродяжничество, проституция, агрессивность нашли свое отражение и в подростковой субкультуре, что может свидетельствовать о высоком уровне социальной дезадаптации.
В настоящее время наблюдается возросший интерес ученых к проблеме социально дезадаптированных детей. Анализ психолого-педагогической литературы (В. М. Басова, Е. В. Коблянская, В. Н. Куницына, М. И. Лукьянова, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева и др.) позволил определить, что в современном российском обществе подчеркивается высокая значимость успешной социальной адаптации подростков «группы риска» вместе с тем, образовательные учреждения не обладают достаточно высоким психолого-педагогического потенциалом по ее обеспечению.
Исследование по изучению особенностей социальной адаптации подростков началось в 2014 году, в нем приняли участие 15 подростков «группы риска», были использованы методы исследования: анализ психологической, педагогической литературы, опыта социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование (психодиагностические методики: «Исследование самооценки» Т. В. Дембо, С. Я. Рубенштейн, «Определение уровня и характера тревожности» Филипса, «Диагностика социально-психологической адаптации» К.Роджерса, Р.Даймонда, «Изучение социализированности личности учащегося» М. И. Рожкова, методы математической обработки результатов.
На этапе констатирующего этапа эксперимента с помощью соответствующих методов и методик изучались особенности социальной адаптации подростков «группы риска».
Степень дезадаптации в системе межличностных отношений были исследованы с помощью методики «Диагностика социально-психологической адаптации» К.Роджерса, Р.Даймонда.
В результате диагностики были выявлены различные степени дезадаптации: низкий уровень самопринятия — 53,3 % (8 человек), низкий уровень принятия других (конфронтация) — 73,3 % (11 человек), эмоциональный дискомфорт — 86,7 % (13 человек), экстернальность (зависимость от других) — 53,3 % (8 человек), стремление к доминированию — 46,7 % (7 человек).
Диагностика уровня социальной адаптации подростков по методике М. И. Рожкова показала низкий уровень социальной адаптированности у 13 подростков группы риска, что составляет 86,7 %.
Исследование степени проявления школьной тревожности по методике Филипса позволило выявить, что общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами включения учащихся в жизнь школы выражено чувством тревоги у 73,3 % (11человек).
Переживание социального стресса, на фоне которого развиваются социальные контакты, характерно для 8 подростков «группы риска», что составляет (53,3 %).
Испытывают проблемы в отношениях с учителями, что повышает риск снижения их успешности обучения — 80 % (12 человек).
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, снижающая приспособляемость подростков к ситуациям стрессогенного характера и повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, характерна для 66,7 % (10 человек).
Таким образом, у подростков «группы риска» присутствует повышенная школьная тревожность.
При исследовании самооценки было обнаружено: по шкале «Я — успешный» неадекватно низкий уровень самооценки зарегистрирован у 5 подростков, что составляет — 33,3 %, неадекватно высокий уровень — у 4 подростков, что составляет — 26,7 %. По шкале «Я — самостоятельный» неадекватно низкий уровень самооценки зарегистрирован у 13,3 % (2 человека), неадекватно высокий уровень у 26,7 % (4 человека). По шкале «Я — умею дружить» неадекватно низкий уровень самооценки зарегистрирован у 33,3 % (5 человек), неадекватно высокий уровень 20 % (3 человека).
Большинство подростков «группы риска» ставят перед собой недостижимые цели, к оценке достигнутого подходит по заниженным меркам, не способны определить отношения к своим достижениям других людей, не способен предвидеть конечный результат.
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента были сделаны выводы, что подростки «группы риска» испытывают социальную дезадаптацию, которая выражается в неготовности к продуктивному взаимодействию с взрослыми (педагогами) как результат неадекватно решенных в предыдущих периодах социализации социально-культурных и социально-психологических задач, неадекватной самооценке что, как правило, становится основным фактором формирования раннего девиантного поведения и социальной дезадаптации.
В связи с этим, возникает необходимость создания в школе образовательной среды, способствующей реализации каждого подростка «группы риска» как субъекта посредством:
- установления позитивных социальных связей;
- активного воспроизводства системы общественных отношений;
- просоциальной направленности поведения.
Развивающая и коррекционная работа с подростками «группы риска» по преодолению социальной дезадаптации должна быть обусловлена:
- насыщенной и привлекательной жизнедеятельностью школьного коллектива, что создаст возможности для удовлетворения потребностей позитивного общения с товарищами и вызовет стремление общаться с ними;
- психолого-педагогическим обеспечением социальной адаптации подростков «группы риска» предусматривающим использование преемственных связей в содержании и методах воспитания, проведением психолого-педагогических мероприятий с педагогами по формированию адаптационно-развивающей среды учащихся, включающих семинары-практикумы, тренинги, консультации, осуществлением психолого-педагогического просвещения родителей способствующего их осознанию особенностей и трудностей социализации подростков, созданием педагогических ситуаций, позволяющих школьникам успешно адаптироваться к новым условиям жизни, а также оказанием индивидуальной помощи подросткам «группы риска» в решении возрастных, личностных, социально-психологических задач по самоопределению самореализации и самоутверждению;
- комплексной программой психолого-педагогической помощи социальной адаптации подростков «группы риска» являющейся составной частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения. Реализация программы должна способствовать профилактике социальной дезадаптации, выражающейся в ограничении навыков общения и позитивного взаимодействия, неадекватной самооценки, усвоению позитивного социального опыта и самосовершенствованию подростков «группы риска»;
- сформированостью у педагогического коллектива системы установок на создание целенаправленного и планомерного использования потенциала учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения для психолого-педагогического обеспечения социальной адаптации подростков «группы риска»;
- интеграцией в воспитательной системе образовательного учреждения возможностей и средств социального и коррекционно-адаптационного видов воспитания школьников;
- возможностью подростков «группы риска» реализовать социальную активность в повседневной жизнедеятельности и удовлетворении потребности в позитивных эмоциональных контактах со сверстниками и взрослыми в процессе освоения окружающей социальной действительности;
- осуществлением коррекции негативного и усвоением позитивного социального опыта подростками «группы риска» посредством обучения их эффективным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Литература:
1. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л. В. Мардахаев. — М.: ТЦ «Сфера», 2010. — 449 с.
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учебное пособие [Текст] / А. В. Мудрик, Т. Т. Щелина. — М.: NOTA BENE, 2008. — 218 с.