В статье рассматриваются вопросы развития и системы профессионального образования.
Ключевые слова:образование, профессиональное образование, качество образования, конкурентоспособность вуза.
Abstract:this article deals with the development and vocational education system.
Keywords:education, vocational education, quality of education, competitiveness of the university and others.
Образование является важнейшим ресуром развития общества и его значение возрастает ускоряющимися темпами. Быстрое устаревание приобретенных знаний ставит задачу переноса акцента в подготовке на привитие культуры саморазвития и на освоение инструментов непрерывного обучения.
Становление единого глобального рынка труда обусловливает необходимость содержательной унификации учебных программ подготовки специалистов. Образование по сути испытывает давление профессиональных объединений, которые требуют ускорить вхождение выпускников на рынок труда и повысить их готовность и умение работать в профессиональной среде.
Ускорение научно-технического прогресса ориентирует образовательные структуры вести подготовку специалистов на базе новейших технологий, требует тесного взаимодействия с властными органами, определяющими стратегию развития, научно-исследовательскими структурами, передовыми предприятиями. Повышение качества образования и как следствие, повышение конкурентоспособности общества, положительно сказывается и на конкурентоспособности образовательных структур.
В сфере массового высшего образования происходит динамичная диверсификация по институциональным формам, уровням и содержанию. Набирает силу тенденция интернационализации образования и др. Следование за этими тенденциями и выполнение новых требований ставит перед вузами новые задачи, которые могут быть решены только в процессе их взаимодействия и интеграции. В этой связи дорожную карту развития и повышения конкурентоспособности вуза целесообразно сосредоточить по следующим направлениям:
Ø формирование ресурсов для совместных образовательных программ;
Ø развитие внутривузовской системы электронного обучения и системного мониторинга;
Ø реализация внешних имиджевых проектов;
Ø сотрудничество с внешними держателями курсов и открытых медиа коллекций.
Сегодня особо актуально дистанционное обучение. Такая система создаёт условия для социальной доступности к качественному образованию людям, которые по различным причинам не могут воспользоваться услугами очного образования. Характерные особенности, присущие дистанционному обучению: гибкость, модульность, параллельность, охват, рентабельность, интернациональность, базируются на современных педагогических приёмах, информационных и телекоммуникационных технологиях. Применение компьютеров и телекоммуникаций, введение гибкого графика обучения, модульного построения учебных курсов позволяют получить некую образовательную модификацию, без чётких границ форм обучения.
Основными технологиями дистанционного обучения являются: интернет-технология, кейсовая технология и телекоммуникационная. Эти технологии следует рассматривать как результат сложения элементарных технологий дистанционного обучения.
Специалисты ЮНЕСКО полагают: дистанционное обучение призвано обеспечить права каждого человека на равный доступ информации, образования и сделать возможным для каждого человека в любом месте изучение программы любого колледжа или университета. В докладе руководителя сектора дистанционного образования ЮНЕСКО Луиса Роселло обозначены основные задачи в сфере развития дистанционного образования на первые десятилетия ХХI века. К ним отнесены «....осуществление перехода от ограниченной концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами между странами».
Следуя за тенденциями трансформации традиционных форм дистанционного обучения в так называемое массовое открытое образование в Университете Майнор расширяется спектр образовательных интернет-проектов для студентов и внешних пользователей. Система основана на постоянно пополняемом банке учебно-методических материалов, которые включают в себя учебные планы, программы дисциплин, методические разработки, а также представительную коллекцию аттестационных и обучающих заданий различных типов.
Руководство, профессорско-преподавательский состав и специалисты Университета уделяют внимание MOOC
· MOOC не являются данью цифровой моде, а являются предвестниками структурного изменения образовательного процесса. В процессе развития создаются уникальные возможности для запуска т.н. предпринимательского университета, отдельной характеристикой модели которого является принципиально новая структура управления, опирающаяся на матричные принципы организации, проектный, транс-дисциплинарный подход, ориентацию на корпоративных заказчиков и внешних стейхолдеров и ответственность за измеримый результат работы. Тем самым создаётся механизм самоподдерживающих изменений и формируется самомотивация профессорско-преподавательского состава университета.
· Адаптированная для пользователя платформа позволяет разрабатывать каждый отдельный MOOC как уникальный продукт. В зависимости от курса, видеоряд может быть дополнен слайдами с необходимой информацией, инфографикой, ссылками на другие видео и даже мини-экзаменами в формате тестов, которые помогают в ходе лекции закрепить только что просмотренный материал. К видео, длящимся обычно 10-15 минут (от четырех до восьми видео в неделю), прилагаются дополнительные материалы, которые студент прорабатывает самостоятельно. Это могут быть статьи в газетах и научных журналах, фильмы, книги, фотографии, дополнительные лекции и так далее.
· Продолжительность у разных МООС разная (обычно от четырех и более недель) – есть курсы с фиксированным расписанием, а есть те, которые не устанавливают для слушателя жесткие сроки сдачи, поэтому учиться можно хоть полгода. За успешное окончание курса, разработанного профессором, к примеру, из Гарварда, десятки тысяч студентов обычно вознаграждаются сертификатом, который, впрочем, не является аналогом сертификата о прохождении соответствующего курса в том же Гарварде, а, скорее, необходим в качестве виртуальной финишной черты, которую надо пересечь.
Развиваемая Информационная система университета, направленная на организацию персонального и корпоративного пространства , поддержку коммуникаций и обеспечение доступа к данным, все более наполняется учебно методическими материалами и ресурсами. Кадровый потенциал и ресурсное ообеспечение в Университете на современном этапе, с учетом активизации международного сотрудничества и интереса к развитию МООС, сосредоточено на следующих направлениях:
Ø формирование ресурсов для совместных образовательных программ;
Ø развитие внутривузовской системы электронного обучения и системного мониторинга;
Ø реализация внешних имиджевых проектов;
Ø сотрудничество с внешними держателями курсов и открытых медиа коллекций.
Первое направление нацелено на создание к новому учебному году не менее 2-3 односеместровых полностью дистанционных учебно методических комплекса по востребованным магистерским программам на базе открытых технологических платформ. Второе направление ориентировано на обеспечение механизма дифференциации мотивированных студентов, определение их профиля и целевую подготовку обучающихся к будущей магистратуре с учетом общего развития и стратегических интересов. Имиджевые сетевые инициативы и внешние интернет проекты, в первую очередь, нацелены на отечественную и зарубежную школьную аудиторию, выпускников Вузов и професиональные, отраслевые, корпоративные сегменты.
27 марта 2014 года в Москве прошла конференция «Образование будущих поколений финансовых и бизнес-лидеров». В качестве примера успешного взаимодействия работодателей, преподавателей и экспертов финансовой сферы Дэвид Роусби, региональный директор CIMA в Европе, рассказал о подготовке специалистов управленческого учета CIMA: «Профпригодность и перспективы карьерного роста студентов и членов CIMA – это основа бизнес-модели Института. CIMA стремится к тому, чтобы успешное завершение студентом учебной программы и получение статуса CGMA (Сертифицированного международного специалиста по управленческому учету) вселяло уверенность в работодателей, что этот потенциальный сотрудник прошел строжайший экзамен и подтвердил наличие компетенций, соответствующих должности специалиста управленческого учета». Дэвид Роусби отметил, что кризис профессиональной пригодности может быть решен, если все заинтересованные стороны начнут работать вместе.
Н. Мельникова, исполнительный директор «Российской Коллеги аудиторов», представила модель компетенций будущего финансового лидера: он должен быть инициативным, иметь широкий кругозор и понимать междисциплинарные связи, быть нацеленным на взращивание лидерского потенциала в своих сотрудниках и уметь видеть развитие отрасли, в которой он работает, на 10-15 лет вперед.
В Европе существует большой интерес к развитию обучения предпринимательству и в углублении сотрудничества на уровне ЕС в этой области. В рамках общеевропейской инициативы предпринимательского обучения, объединяющей существующие европейские и национальные опыты формируется консорциум, пилотный проект включенный в План действий Предпринимательство - 2020.
План действий Предпринимательство 2020 поощряет и поддерживает сети из директивных органов и экспертов по всей Европе. Поддержка сети и виртуального центра по обучению предпринимательству, члены которого будут выступать в качестве пропагандистов, планируется в рамках проекта EQuERRe (Предпринимательские Квалификации в Европе и связанных с ней Регионах). По результатам работы «Образование по Предпринимательству " (Пан-Европейская инициатива Обучение предпринимательству) - Косме Программа (COS-ENTEDU-2014-04--06). прогнозируется увеличение обмена информацией и передовым опытом, повышения согласованности и синергии между инициативами, предпринятыми на национальном и региональном уровне в сфере предпринимательства.
Образование, являясь сферой накопления знаний и умений, может и призвано создать максимально благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей, обеспечить формирование навыков самообразования и, как следствие, самореализации личности.
Литература:
1. Проблемы образования будущих финансовых лидеров [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://education-events.ru/2014/03/31/conference-about-finance-leaders-education.