В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобщения студентов к реализации проектной деятельности. В итоге определены педагогические условия эффективного обеспечения в вузе становления компетентного специалиста социальной сферы.
Ключевые слова:специалист социальной сферы, вуз, компетентностный подход, профессиональная подготовка, профессиональная культура, профессиональная социализация.
Article considers the problem of professional socialization of future specialists of social sphere at the university. The author emphasizes the importance of building a of professional culture during the implementation the institutional mechanism of socialization and of familiarizing of students to the realization project activities. As a result, the pedagogical conditions effective to ensure the university becoming a competent specialist social sphere.
Keywords: Specialist social sphere university, competence approach, professional training, professional culture, professional socialization.
В настоящее время отечественная высшая школа претерпевает множество перемен в связи с присоединением России в 2003 году к Болонскому процессу. Болонская декларация направлена на создание общего образовательного пространства и повышение мобильности обучающихся и окончивших обучение специалистов. Россия приняла на себя ряд обязательств, которые методично выполняет: введение многоуровневой структуры высшего образования, модульной системы и пр. Рынок труда, в свою очередь, ориентирован на привлечение специалистов, способных к инновационным видам деятельности, что обусловливает новые требования к профессиональной подготовке будущих специалистов. Особый интерес в связи с обозначенными переменами вызывает профессиональная подготовка будущих специалистов социальной сферы как представителей особого вида профессиональной деятельности, в частности, социальной работы (Холостова Е. И., Павленок П. Д., Курбатов В. И. и др.).
Этот интерес обусловлен продолжающейся среди ученых и практиков дискуссией о содержании, методах и в целом сущности профессиональной деятельности социального работника, о соотношении науки и практики в ней, о принадлежности социальной работы к той или иной науке (социологии, педагогике, психологии и др.). Дискуссионными остаются и проблемы инноваций в подготовке специалистов по социальной работе.
На современном этапе развития образования профессиональная подготовка реализуется на основании Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, который базируется на идее компетентностного подхода. Под компетентностным подходом принято понимать «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [4, с. 3]. Посредством реализации компетентностного подхода в образовательном процессе происходит формирование и развитие определённых компетенций (в ФГОС ВПО выделяются общекультурные и профессиональные компетенции). «Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) и способность успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области» [3]. Исследования показывают, что обозначенный практический опыт можно получить в результате включения будущего специалиста социальной сферы в проектную деятельность. Это позволит «обеспечить студентам опыт творческой и исследовательской деятельности по решению возникающих социальных и профессиональных проблем, практику социально-оценочной и социально-преобразовательной деятельности непосредственно в период вузовского обучения» [2, с. 35], в итоге чего достигается развитие социальной зрелости будущего специалиста.
Социальная работа призвана оказывать помощь и поддержку нуждающимся категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, помогать людям в адаптации к новым условиям жизни, повышать уровень благосостояния общества. В последние годы социальная работа стремительно развивается, что является своего рода откликом государства на нужды общества и подтверждает необходимость проведения преобразований во многих сферах его жизнедеятельности. Вуз же выступает посредником между государством и обществом, подготавливая специалистов социальной сферы для снижения уровня дискомфорта населения при воплощении в жизнь намеченных реформ.
Нестабильные социально-экономическая ситуация и уровень жизни населения предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов социальной сферы. Вуз должен быть не просто ретранслятором определённой системы знаний по какому-либо профилю обучения, стремящимся развивать интеллектуальную составляющую личности обучающегося, но и развивать личностные компетенции студента. Личностные компетенции — интегральные показатели эффективности личности в различных аспектах и сферах жизнедеятельности на основе комплекса теоретических знаний, умений и навыков. Специалист социальной сферы должен быть эффективным в профессиональной деятельности, так как именно эта характеристика личности специалиста становится залогом успеха в практической деятельности. Под эффективностью в социальной работе принято понимать соотношение между конечным результатом и затраченными ресурсами. Поиск ответа на вопрос как подготовить эффективного, конкурентоспособного, востребованного специалиста выходит на первый план в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы на современном этапе развития образования. Результатом обучения в высшей школе должна стать способность и готовность молодого специалиста компетентно решать профессиональные задачи и достигать поставленных целей.
Развитие социальной сферы является одним из приоритетных направлений жизни общества в России, поэтому подготовка социальных работников стала носить повсеместный и даже массовый характер. Уровень квалификации и компетентности социальных работников напрямую зависит от качества подготовки в вузах. Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы является одним из элементов профессионального образования, который по своей структуре является многоаспектным и многоуровневым, включающим в себя процесс и результат формирования готовности к практической деятельности. В новой парадигме социальной работы выдвигаются дополнительные требования к уровню профессиональной подготовленности и этическому поведению специалиста [1]. В процессе профессиональной подготовки в вузе необходимо развивать личностные качества, которые помогут будущему специалисту социальной сферы продуктивно взаимодействовать с клиентами социальных служб. Медведева Г. П. выделяет следующие качества, которыми должен обладать специалист по социальной работе: честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление [5]. Но в современной реальности наличие выше обозначенных личностных качеств социального работника не достаточно.
В процессе профессиональной подготовки будущих социальных работников в вузе так же необходимо формировать профессиональную культуру. Профессиональная культура — это совокупность профессиональной и социальной компетентности. Формирование профессиональной культуры происходит через идентификацию будущего специалиста с выбранной им профессиональной сферой деятельности. В данном процессе большую роль играет мотивационный аспект (готовность к выполнению профессиональной деятельности) и ценностно-смысловой, так как очень важно понимать какие цели перед собой ставит студент, обучающийся по направлению «Социальная работа». В зависимости от мотивов и ценностно-смысловой ориентации обучения выстраивается индивидуальная траектория развития личности будущего специалиста в образовательном и воспитательном пространстве вуза, происходит процесс профессиональной социализации, который представляет собой усвоение обучающимся системы знаний, норм и ценностей присущих определённой профессиональной группе. Данный процесс запускается благодаря институциональному механизму социализации, т. к. вуз выступает как воспитательная организация, специально созданная для целенаправленной профессиональной социализации, в которой «институциональный механизм позволяет обеспечить нарастающее накопление студентами соответствующих знаний, компетенций и позитивного опыта доступной профессиональной деятельности и взаимодействия» [8]. Профессиональная социализация помогает полноценно функционировать будущему специалисту в выбранной сфере деятельности. Социализация в вузе — это контролируемый и целенаправленный процесс приобщения студента к системе ценностей выбранной профессии [6]. Во время обучения в вузе будущему специалисту необходимо прививать адаптивные формы поведения и взаимодействия с социумом, что так же возможно через реализацию воспитательного потенциала учебного заведения. Следует отметить, что именно воспитание делает профессиональную социализацию наиболее контролируемой и даже направляемой в необходимое русло. Для того, что бы получить желаемый результат, то есть компетентного специалиста, необходимо создавать определённые педагогические условия. Педагогические условия — это целенаправленно созданные обстоятельства, которые обуславливают формирование личности будущего специалиста по заданному вектору профессионального становления. Вслед за Т. Т. Щелиной эффективными в этом контексте мы считаем следующие педагогические условия [7]:
- формирование у студентов гуманистических установок по отношению к различным категориям профессиональной деятельности;
- обеспечение субъектной позиции студентов в усвоении практического опыта социально-профессионального взаимодействия через реализацию личностного подхода в воспитательном процессе;
- организация приобретения и усвоения положительного социального опыта в жизни академических групп на базе специфики осваиваемой профессии и расширение диапазона социально-профессиональных ролей посредством организации быта факультет активного участия в нём;
- осуществление индивидуальной помощи студентам в процессе профессиональной подготовки в вузе, ориентированной на развитие их личностной и профессиональной рефлексии, способности к сопереживанию и децентрации.
Таким образом, профессиональная подготовка будущего специалиста социальной сферы в современных условиях нуждается в проведении целенаправленной политики вуза (структурного подразделения) в отношении профессиональной социализации. Это связанно с тем, что именно сформированность личностных и профессиональных компетенций, профессиональной культуры, ценностно-смысловой ориентации, адаптивных форм взаимодействия в различных обстоятельствах является гарантом востребованности выпускника на рынке труда и его успешности в выбранной сфере деятельности.
Литература:
1. Базарова Т. С. Профессионально-личностное развитие социального работника: учеб. пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. — 138 с.
2. Глебова Л. Н., Щелина Т. Т. Возможности социально-профессионального проектирования в подготовке специалистов для социальной сферы//Изв. Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов. 2008. — № 4. — С. 34–40
3. Кузнецова Т. И., Максимова Н. Ю. Преемственность профессиональных компетенций в системе уровневого образования (на примере бакалавриата и магистратуры) // Культура и образование. — Июнь 2014. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1969 (дата обращения: 12.12.2014).
4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. — 2004. — № 5. — с. 3–12.
5. Медведева Г. П. Этика социальной работы. — М.: Гуманит, Владос, 2002. — 208 с.
6. Мудрик, А. В. Социализация человека. — М.: Академия, 2010. — 368 с.
7. Щелина Т. Т. Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: дисс. … докт. пед. наук / Т. Т. Щелина. — Арзамас, 2006. — 343 с.
8. Щелина Т. Т. Психолого-педагогические механизмы формирования и развития учебной группы студентов в процессе профессиональной социализации в вузе//Педагогическая психология: теория и практика. Сборник материалов международного научного e-симпозиума. Россия, Москва, 27–31 августа 2013 г. / под ред. проф. Т. Т. Щелиной. — Киров: МЦНИП, 2013. — С. 69–82.