Управление рыночным риском | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.12.2014

Статья просмотрена: 4827 раз

Библиографическое описание:

Ульянова, М. В. Управление рыночным риском / М. В. Ульянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.2 (80.2). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14504/ (дата обращения: 15.11.2024).

 Любая организация в процессе своей финансовой деятельности подвержена самым различным рискам: рыночному, кредитному, операционному, юридическому, риску ликвидности. При этом стратегию управления рисками определяют приоритеты деятельности организации на финансовом рынке. Перед лицом реальной жизненной ситуации одни организации стремятся к стабильности, предпочитая относительно скромные, но надежные доходы, другие готовы взять на себя значительный риск, если это сулит хорошую прибыль.

Рыночные риски - причина многих громких финансовых скандалов в мировой истории. Наиболее значимые из них - это банкротства Metallgesellschaft в 1993 г. (потери $1,5 млрд), Orange County - в 1994 г. ($1,6 млрд), Barings - в 1995 г. ($2,2 млрд), LTCM - в 1998 г. (более $4 млрд) и др.

Чтобы обезопасить себя от подобного, в конце 90-х гг. финансовые организации по всему миру активно внедряли системы управления рыночными рисками. В России, правда, с некоторым запозданием также активно разрабатывались системы управления рыночными рисками. Все развивалось неплохо. Но после кризиса 1998 г. большинство банков свернули свои операции на рынке ценных бумаг, а сам рынок практически перестал существовать. Вместе с ним исчезли и рыночные риски, и, соответственно, потребность в системах управления ими.

За последующие пять лет российский рынок набрал прежние обороты, и банки вновь активно заинтересовались проблемой управления рисками. Внедрение систем управления рыночными рисками позволяет финансовым институтам:

·         использовать адекватные процедуры оценки рыночных рисков для установки лимитов по торговому портфелю, а также для выхода на новые рынки;

·         принимать обоснованные решения на основании полной информации по управлению портфелем, диверсификации финансовых инструментов и хеджированию рыночных рисков;

·         количественно выразить рыночный риск в той форме, которая дает возможность легко сравнить его с другими видами рисков, что позволит определять доходность бизнес-подразделений с учетом риска и принимать обоснованные решения по стратегическому развитию этих подразделений;

·         продемонстрировать международным рейтинговым агентствам высокий уровень управления рисками;

·         укрепить положительный имидж в глазах существующих и потенциальных клиентов, контрагентов и акционеров;

·         поднять профессиональный уровень сотрудников и общую корпоративную культуру за счет лучшего понимания рисков, которым подвержен банковский бизнес, а также за счет обучения передовым методам управления рисками. [2]

Напомним, что рыночный риск - это риск, обусловленный изменением процентных ставок, курсов валют, котировок ценных бумаг производных инструментов, цен товаров, а также других факторов, прямо или косвенно влияющих на цены конкретных инструментов. Рыночный риск имеет макроэкономическую природу, то есть источниками рыночных рисков являются макроэкономические показатели финансовой системы (индексы рынков, кривые процентных ставок и т. д.). Например, корреляция между ценовыми изменениями различных инструментов сама не является прямым ценовым фактором, но косвенно влияет на ценовые характеристики портфеля, содержащего эти инструменты. Точно также, волатильность некоторого инструмента, сама не являясь ценовым показателем, тем не менее существенно влияет на цену опциона на данный инструмент.

Обращаясь к управлению рисками в российских условиях можно сказать, что в первоначальный период становления банковско-финансового сектора основным вопросом был риск потерь в результате неисполнения контрагентами своих обязательств, то есть кредитный риск. Развитие финансовой сферы с ориентацией на западные стандарты привело к смене приоритетов. На первый план вышли вопросы, связанные с управлением процентным, валютным риском, риском изменения рыночной стоимости ценных бумаг, производных финансовых инструментов - рыночным риском (market risk). Примером этому служат события, развернувшиеся в конце октября - начале ноября текущего года на российском фондовом рынке. Мировой фондовый кризис и последовавшее за ним заявление Центробанка о горизонтальном валютном коридоре привели к скачкам доходности государственных и корпоративных ценных бумаг в размере 10-20 процентов. В данном случае именно рыночный риск был источником значительных потерь.

Основная опасность рыночного риска, как и всякого финансового риска, состоит в том, что он приводит к неустойчивости денежных потоков во времени, а все это, в конечном счете, серьезно влияет на финансовые показатели организации и, прежде всего, на ее финансовую устойчивость. Попробуем разобраться, что стоит за этими словами и как обстоят дела на практике.

Существует три стандартных формы рыночных рисков:

·         ценовой риск - включает в себя фондовый риск (риск снижения стоимости ценных бумаг) и товарный риск (риск изменения цен товаров);

·         валютный риск - риск возникновения потерь, связанных с неблагоприятным изменением курсов иностранных валют и драгоценных металлов по открытым позициям в иностранных валютах и драгоценных металлах;

·         процентный риск - риск возможных потерь в результате неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам банка. [2]

Однако специфика российского рынка требует построения собственного набора факторов риска, что затрудняет использование готовых западных решений для оценки рисков. Такова, например, ситуация со многими западными фронт-офисными системами, используемыми российскими банками для заключения сделок и имеющими встроенную функциональность по оценке рыночных рисков - зачастую она просто вообще не используется.

Часто сотрудники подразделений по управлению рисками российских банков самостоятельно разрабатывают системы управления рисками. Этому способствует изобилие теоретического материала, а также тот факт, что на российском рынке до сих пор практически отсутствуют сложные для оценки производные финансовые инструменты. Собственные разработки, как известно, требуют инвестиций, времени и денег, но в условиях динамично развивающегося российского рынка топ-менеджмент банков требует от риск-менеджеров быстрых результатов. В итоге - высокая ротация руководителей подразделений по управлению рисками в банках и наличие систем управления рисками, разработанных на скорую руку. Обычно диагностика систем управления рисками выявляет следующие недостатки: отсутствие постоянного перечня риск-факторов; игнорирование корреляций между риск-факторами; упрощенный подход к оценке риска по долговым инструментам; отсутствие общей платформы, объединяющей различные методологии оценки рыночных рисков: Value-at-Risk, стресс-тестирование, сценарный анализ, анализ чувствительности и т. д.; управление валютным риском производится в отрыве от других типов рыночных рисков (фондового, процентного и товарного).

Для защиты от неблагоприятного воздействия различных факторов риска существуют специальные механизмы управления рисками, использование которых позволяет повысить устойчивость организации по отношению к воздействующим факторам. [1]

Под управлением рыночными рисками понимается механизм ограничения величины возможных потерь по открытым позициям, которые могут быть понесены банком за установленный период времени с заданной вероятностью, путем установления системы соответствующих лимитов на каждый вид проводимых операций и способов контроля над соблюдением принятой системы лимитов. Возможные потери могут возникнуть из-за неблагоприятного движения курсов иностранных валют и курсов драгоценных металлов, котировок ценных бумаг, процентных ставок. Процесс управления рисками включает следующие этапы: планирование деятельности по управлению рисками; выявление факторов и выделение наиболее значимых; определение взаимосвязи различных факторов; разработка программы управления рисками; мониторинг и контроль рисков, оценка эффективности проводимых мероприятий [3;302] .

Внедрение систем управления рыночными рисками позволяет финансовым институтам: использовать адекватные процедуры оценки рыночных рисков; количественно выразить рыночный риск в той форме, которая дает возможность легко сравнить его с другими видами рисков, что позволит определять доходность бизнес-подразделений с учетом риска и принимать обоснованные решения по стратегическому развитию этих подразделений; разработать способы снижения рыночного риска; принимать обоснованные решения на основании полной информации по управлению портфелем, диверсификации финансовых инструментов и хеджирования рыночных рисков; продемонстрировать международным рейтинговым агентствам высокий уровень управления рисками; укрепить положительный имидж в глазах существующих и потенциальных клиентов, контрагентов и акционеров банка; поднять профессиональный уровень сотрудников банка и общую корпоративную культуру за счет лучшего понимания рисков, которым подвержен банковский бизнес, а также за счет обучения передовым методам управления рисками.

Существуют различные методологии оценки возможных потерь по финансовым инструментам и портфелям. Отметим основные методы оценки рыночного риска: VaR (Value-at-Risk – «стоимость под риском»); Shortfall; аналитические подходы (например, дельта-гамма подход); Stress Testing (новая методика).

Рассмотрим наиболее распространенный метод количественной оценки величины рыночного риска торговых позиций – VaR.

VaR – это выраженная в денежных единицах базовой валюты оценка величины, которую не превысят ожидаемые в течение данного периода времени (временной горизонт) потери с заданной вероятностью (уровень доверия). Базой для оценки VaR является динамика курсов и цен инструментов за установленный период времени в прошлом. Временной горизонт часто выбирается исходя из срока нахождения финансового инструмента в портфеле или его ликвидности, исходя из минимального реального срока, на протяжении которого можно реализовать на рынке данный инструмент без существенного убытка. Временной горизонт измеряется числом рабочих или торговых дней. Уровень доверия, или вероятность, выбирается в зависимости от предпочтений по риску, выраженных в регламентирующих документах банка.

Величина VaR рассчитывается тремя основными методами: параметрическим; методом исторического моделирования; методом Монте-Карло

Применение методологии VAR позволяет в целом решить задачу измерения рыночного риска. Но помимо того, что рыночный риск необходимо правильно измерить, необходимо также научиться управлять им. Управление рыночным риском представляет собой действия по минимизации риска и защите от него. Управление рыночным риском должно включать в себя следующие процедуры: измерение рыночного риска для заданного портфеля (вычисление VAR); решение вопроса о приемлемости возможных потерь (в размере VAR); возможное изменение портфеля с целью минимизации его VAR (например, хеджирование своих позиций при помощи срочных инструментов); резервирование капитала в размере не меньшем VAR для покрытия возможных потерь.

При управлении рыночным риском не стоит также забывать, что хотя границы применения VAR весьма широки (например, в настоящее время имеются разработки по внедрению концепции VAR в процесс измерения кредитного риска), метод не является панацеей от всех бед. В частности, VAR не может защитить от рисков, связанных с колебаниями цен внутри периода поддержания позиций (например, в течение торговой сессии). Кроме того, применение VAR ограничено при учете редких, но весьма опасных событий (типа «черного вторника» или банковского кризиса). В таких случаях наряду с VAR стоит применять и другие методы. [2]

Хеджирование представляет собой один из наиболее известных механизмов управления рыночным риском. В общем случае хеджирование - это совершение сделки, обеспечивающей снижение рыночного риска каких-либо других сделок или позиций. Это подразумевает открытие противоположных позиций на денежном и срочном рынках с целью ограждения денежной позиции от потерь в будущем, вызванных изменчивостью цен. Лицо или компания, которое компенсирует позицию на рынке базового актива экономически связанной с ней позицией на рынке производных инструментов, называется хеджером.

Суть хеджирования как механизма управления рыночным риском заключается в том, что с его помощью снижается амплитуда колебаний денежных потоков по конкретным сделкам, и тем самым стабилизируется суммарный денежный поток организации.

Грамотное управление рисками требует создания в каждой конкретной ситуации эффективной программы хеджирования, позволяющей увеличить предполагаемое время до разорения. На практике это означает, что руководитель организации, ответственный за финансовую безопасность и управление рисками, для принятия обоснованных решений по стратегии хеджирования должен иметь в своем распоряжении информацию, позволяющую оценить: текущий уровень рыночных рисков организации; источники и размеры резервов для покрытия рыночных рисков; предполагаемый уровень рыночных рисков организации в случае применения хеджирования.

Важно, чтобы эта информация поступала регулярно. На ее основе решение о целесообразности хеджирования принимается следующим образом. В том случае, если хеджирование позволяет существенно (с точки зрения надежности организации) снизить рыночный риск при приемлемых затратах, то хеджирование целесообразно. Если же ожидаемое снижение рыночного риска несущественно для финансовой устойчивости организации, или затраты на хеджирование сопоставимы с экономией резервных средств, то данный способ хеджирования не пригоден - следует, по возможности, искать другие стратегии хеджирования. Разумеется, после осуществления выбранной программы хеджирования следует оценить правильность произведенных расчетов. Подчеркнем, что необходимо накапливать опыт и на реальной истории организации рассматривать последствия применения всех стратегий хеджирования.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что каждая организация в процессе своей деятельности подвергается самым разнообразным рискам. Для защиты от неблагоприятного воздействия различных факторов риска существуют специальные механизмы управления рисками, использование которых позволяет повысить устойчивость организации по отношению к этим факторам.

 

Литература:

1.      Ивлиев С. В. Управление рыночным риском: методология, практика, рекомендации. Практическое пособие [Электронный ресурс] Ивлиев С. В., Ефремова Т. А., Лапшин В. А., Степанова О. А., Манаев В. Н. / М.: Регламент, 2013.

2.      Костюченко Н. Анализ кредитных рисков [Электронный ресурс] Н. Костюченко / СПб.: «Скифия», 2010.

3.      Соколова И.А. Процесс управления рисками на предприятиях сферы услуг [Текст] / И.А. Соколова / Сборник IХ Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики», Тольятти, ВУиТ, 2012 г.с.301-307.

Основные термины (генерируются автоматически): VAR, рыночный риск, риск, управление рисками, инструмент, система управления, валютный риск, временной горизонт, российский рынок, стратегия хеджирования.


Задать вопрос