В статье рассмотрены вопросы анализа и оценки эффективности экономической деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, проведен анализ источников финансирования деятельности учреждений, определены основные направления развития приносящей доход деятельности.
Ключевые слова: гидрометеорология, экономическая деятельность, финансирование, эффективность.
Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) являются некоммерческими организациями, созданными для обеспечения потребности государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической информации и информации о состоянии окружающей среды. Управления создаются в форме федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Росгидромету России.
УГМС являются юридическими лицами и имеют обособленное имущество на праве оперативного управления, могут от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права, имеют самостоятельные балансы и лицевые счета.
Предметом деятельности управлений является получение, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации о состоянии окружающей среды и об уровне ее загрязнения.
Все управления организуют и осуществляют свою деятельность на базе стационарных и подвижных пунктов наблюдений, которые входят в состав государственной наблюдательной сети. Деятельность УГМС подразделяется на основную уставную, которая финансируется за счет субсидий из федерального бюджета, и предпринимательскую деятельность. Отличительной особенностью предпринимательской деятельности управлений является ее осуществление по договорам возмездного оказания услуг, заключенным между управлением с одной стороны и заинтересованными пользователями (юридическими, физическими лицами, органами государственной власти) с другой стороны [1].
Целью данной статьи является анализ экономической деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и определение основных факторов, влияющих на ее эффективность.
Для достижения указанной цели в рамках исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) проанализированы виды деятельности УГМС, составляющие основу экономической деятельности управлений;
2) выявлены и проанализированы источники финансирования деятельности УГМС;
3) проведен сравнительный анализ основных показателей экономической деятельности УГМС;
4) определены факторы, оказывающие влияние на эффективность экономической деятельности управлений.
В уставах управлений все виды деятельности УГМС подразделяются на две большие группы (рис. 1)
Рис. 1 Перечень видов деятельности УГМС
Источниками финансирования указанных видов деятельности являются субсидии федерального бюджета и доходы от предпринимательской деятельности. Для подробного анализа источников финансирования деятельности УГМС в рамках данного исследования использована информация, размещенная на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [2].
Всего в Российской Федерации созданы и функционируют 23 управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В рамках проведенного исследования осуществлен анализ деятельности 11 управлений.
В таблице 1 представлены данные об уровне финансирования УГМС из федерального бюджета и данные о доходах, получаемых от выполнения договоров возмездного оказания услуг.
Таблица 1
Данные об источниках финансирования УГМС в 2012–2013 гг. [2]
Наименование УГМС |
Субсидии из федерального бюджета, тыс. руб. |
Доходы от оказания платных услуг, тыс. руб. |
Прирост субсидий из федерального бюджета, % |
Прирост доходов от оказания платных услуг, % |
||
2012 год |
2013 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Приволжское |
193361 |
178670 |
111280 |
118423 |
-7,6 |
6,4 |
Северо-Кавказское |
326393 |
322734 |
127842 |
126679 |
-1,1 |
-0,9 |
Иркутское |
249716 |
262713 |
23882 |
27811 |
5,2 |
16,5 |
Мурманское |
238471 |
208522 |
43739 |
123259 |
-12,6 |
181,8 |
Приморское |
180336 |
188213 |
32708 |
38221 |
4,4 |
16,9 |
Чукотское |
229404 |
188366 |
3956 |
3762 |
-17,9 |
-4,9 |
Колымское |
216048 |
224523 |
39762 |
42504 |
3,9 |
6,9 |
Камчатское |
309133 |
285428 |
21383 |
22278 |
-7,7 |
4,2 |
Якутское |
643258 |
548065 |
284321 |
299418 |
-14,8 |
5,3 |
Обь-Иртышское |
261790 |
234873 |
292023 |
298311 |
-10,3 |
2,2 |
Центрально-Черноземное |
140868 |
133958 |
34623 |
36662 |
-4,9 |
5,9 |
Итого |
2988778 |
2776065 |
1015519 |
1137328 |
-7,1 |
12,0 |
Данные об источниках финансирования деятельности УГМС, представленные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы. Уровень финансирования деятельности управлений за счет субсидий из федерального бюджета является неоднородным. Наибольший объем субсидий из федерального бюджета в 2012–2013 гг. был выделен Якутскому УГМС (643 млн. в 2012 году и 548 млн. в 2013 году). Наименьший объем бюджетного финансирования в указанный период приходится на Центрально-Черноземное УГМС (140 млн. в 2012 году и 134 млн. в 2013 году). Такая разница объясняется рядом объективных факторов, в том числе размером контролируемой территории и количеством филиалов, а так же количеством стационарных и передвижных пунктов наблюдения.
За исследуемый период объем бюджетного финансирования по анализируемым УГМС в среднем сократился на 7,1 %. Наибольшее сокращение коснулось Чукотского УГМС (на 17,9 %), бюджетное финансирование Северо-Кавказского УГМС сократилось на 1,1 %, что является наименьшим показателем. По трем УГМС (Иркутское, Приморское и Колымское) наблюдается увеличение бюджетного финансирования от 3,9 % до 5,2 %.
Анализ доходов от оказания платных услуг указывает на кране неравномерное их распределение по УГМС: 4 млн. руб. в Чукотском УГМС до почти 300 млн. в Якутском и Обь-Иртышском УГМС. Это обусловлено наличием потенциальной клиентской базы, для которой могут быть интересны услуги, оказываемые по договорам с возмещением затрат.
Прирост общей суммы доходов от оказания платных услуг по анализируемым управлениям в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 12 %. При этом наибольший прирост наблюдается в Мурманском УГМС (181,8 %), а наименьший — в Обь-Иртышском УГМС (2,2 %). По Чукотскому и Северо-Кавказскому УГМС за указанный период произошло сокращение поступления доходов от оказания услуг.
Динамика изменения анализируемых показателей не позволяет сделать вывод об уровне экономической эффективности деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Для ее оценки необходимо использовать относительный показатель, в числителе которого стоит полученный экономический результат, а в знаменателе — затраты, понесенные для получения указанного результата [3].
Так как управления являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, одним из основных показателей эффективности их экономической деятельности может выступать показатель количества заработанных средств на рубль бюджетных вложений. Логика применения этого показателя для оценки эффективности следующая: управления осуществляют приносящую доход деятельность в рамках выполнения он7овной уставной деятельности. При этом используется система стационарных и передвижных пунктов наблюдения, являющихся частью государственной системы наблюдения, а так же гидрометеорологическое оборудование, приобретенное за счет средств федерального бюджета. Поэтому без бюджетного финансирования развивать приносящую доход деятельность управления не могут. Следовательно, в числителе показателя стоит результат в виде доходов от оказания платных услуг, а в знаменателе — размеры бюджетного финансирования (субсидии из федерального бюджета).
Анализ показателей эффективности экономической деятельности рассматриваемых УГМС представлен в таблице 2.
Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет сделать следующие выводы. Наиболее эффективно экономическая деятельность осуществляется в Обь-Иртышском УГМС. Это единственное из анализируемых управлений, в котором доходы от оказания платных услуг в расчете на рубль бюджетного финансирования превысили единицу (в 2012 году — 1,12 руб., в 2013–1,27 руб.). Наименее эффективной в исследуемый период является деятельность Камчатского УГМС (0,07 руб. в 2012 году и 0,08 руб. в 2013 году).
Таблица 2
Анализ показателей эффективности экономической деятельности УГМС в 2012–2013 г. [2]
Наименование УГМС |
Объем доходов от оказания платных услуг на 1 рубль бюджетного финансирования, руб. |
Прирост показателя, % |
|
2012 год |
2013 год |
||
Приволжское |
0,58 |
0,66 |
15,17 |
Северо-Кавказское |
0,39 |
0,39 |
0,21 |
Иркутское |
0,10 |
0,11 |
10,69 |
Мурманское |
0,18 |
0,59 |
222,28 |
Приморское |
0,18 |
0,20 |
11,96 |
Чукотское |
0,02 |
0,02 |
15,81 |
Колымское |
0,18 |
0,19 |
2,86 |
Камчатское |
0,07 |
0,08 |
12,84 |
Якутское |
0,44 |
0,55 |
23,60 |
Обь-Иртышское |
1,12 |
1,27 |
13,86 |
Центрально-Черноземное |
0,25 |
0,27 |
11,35 |
Средний показатель по всем УГМС |
0,34 |
0,41 |
20,58 |
Средний по всем исследуемым управлениям объем доходов от оказания платных услуг на 1 рубль бюджетного финансирования в 201 году составил 0,34 руб., а в 2013 году — 0,41 рубль. Прирост показателя составил 20,58 %. Следует отметить, что по всем анализируемым управлениям наблюдается положительный прирост данного показателя, что свидетельствует о повышении эффективности экономической деятельности. Наибольший прирост эффективности демонстрирует Мурманское УГМС (более чем в 2,2 раза), наименьший — Северо-Кавказское УГМС — 0,21 %.
Проведенный анализ экономической деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды позволяет сделать следующие выводы:
1) функционирующие в России УГМС являются неоднородными по объемам и видам экономической деятельности;
2) основными источниками финансирования деятельности УГМС в России являются бюджетные средства в виде субсидий из федерального бюджета и средства от приносящей доход деятельности;
3) за анализируемый период наблюдается сокращение объемов финансирования деятельности УГМС из федерального бюджета; учитывая негативные прогнозы по развитию российской экономики на 2015–2016 гг. наиболее вероятно сохранение данной тенденции;
4) в связи с этим в ближайшие годы значительно вырастет роль второго источника финансирования деятельности учреждений — оказание платных услуг по договорам с физическими и юридическим лицами;
5) для компенсации выпадающих расходов все УГМС будут вынуждены развивать свою предпринимательскую деятельность, в связи с чем необходима разработка комплексной программы развития управлений.
Такая программа должна быть у каждого управления. В зависимости от расположения УГМС, количества филиалов, охватываемой территории и наличия потенциальных клиентов, каждая программа должна содержать набор уникальных мероприятий, обеспечивающих наиболее полное использование имеющегося потенциала для развития предпринимательской деятельности [4].
Литература:
1. Устав ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» [Электронный ресурс]. — Омск — [20--]. — Режим доступа: http://bus.gov.ru/public/agency/agency.html?agency=256231&activeTab=2 (дата обращения 14.12.2014 г.).
2. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bus.gov.ru /public/home.html (дата обращения 14.12.2014 г.).
3. Нардин Д. С. Особенности оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности / Д. С. Нардин // Молодой ученый. — 2009. — № 7. — С. 95–98.
4. Нардин Д. С. Экспресс-анализ бизнес-процессов в предпринимательских структурах / Д. С. Напрдин // Сибирская финансовая школа. — 2013. — № 1. — С. 85–87.