Культурно-антропологический аспект Instagram | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.12.2014

Статья просмотрена: 795 раз

Библиографическое описание:

Ходина, Е. Ю. Культурно-антропологический аспект Instagram / Е. Ю. Ходина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 738-741. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14512/ (дата обращения: 15.11.2024).

Актуальность исследования культурно-антропологических аспектов Instagram связана не только со стремительным ростом популярности данного виртуального ресурса. Главное — это то, каким образом эта социальная сеть оказала и оказывает влияние на ценности и ментальность пользователей, которых становится все больше и больше.

По сути Instagram (Инстаграм) — это бесплатное приложение обмена фотографиями и видеозаписями, содержащее определенные фильтры обработки фотографий и позволяющее разместить их как собственно в Instagram, так и в социальных сетях (Facebook, Вконтакт, Twitter и др.). Приложение возникло в 2010 году и вскоре обрело статус социальной сети в силу тесной связанности пользователей с помощью дополнительных технических возможностей.

В 2014 года именно Instagram стал самой быстрорастущей сетью по числу пользователей (прирост +23 %; для сравнения — Twitter +2 %, Facebook, Вконтакте, Одноклассники — отрицательная динамика [1]). К концу 2014 года общее количество аккаунтов в Instagram насчитывало более 300 миллионов. При этом ежедневно размещалось 70 млн. новых фотографий, а общее число загруженных изображений превысило 30 миллиардов [2]).

Несмотря на то, что администрацией Instagram позиционируется как предназначенная равно для мужчин и для женщин, последние все же составляют большинство среди пользователей, в соотношении 68 % к 32 %. Совершенно предсказуемо, приложение пользуется большим успехом среди жителей мегаполисов, чем среди жителей небольших городов и сельской местности: 17 % взрослых горожан пользуются социальной сетью против 11 % в провинции. Аудитория Instagram весьма молода (90 % пользователей моложе 35 лет) и по мировым показателям довольно обеспеченна (лишь 15 % пользователей зарабатывают менее 30 тысяч долларов США в год).

Для фотографического искусства появление Instagram оказалось революционным. Развиваясь с конца ХХ века по пути технического совершенствования, подменившего собой художественное развитие, фотография оказалась неспособной выйти из «мертвой петли» возможностей цифровых технологий. При этом в «художественном гетто» остались истинно самобытные творческие поиски, часто далекие от глянцевости и красочности цифровой фотографии.

Instagram (и вообще мобильная фотография) сломали ставший привычным шаблон «заслуживающая внимания фотография — это фотография, сделанная с помощью профессионального зеркального фотоаппарата (преимущественно Nikon и Canon) и обработанная с помощью соответствующих программ (как правило, Adobe Photoshop Lightroom)». Простота и доступность (любой мобильный телефон с возможностью фотосъемки и подключением к Instagram), предлагаемые способы обработки («фильтры») и непривычный размер фотографии (квадрат вместо классических 3х4 и 3х2), ограничения в размещении и приоритетность просмотра (на экране мобильного телефона или планшета, чьи небольшие размеры позволяют скрыть технические недочеты) — все это привело к бурному всплеску, даже «взрыву» количества фотоматериала.

Рассмотрим наиболее значимые по нашему мнению культурно-антропологические аспекты Instagram.

1. Instagram — это новый вид фотоальбома с элементами «реалити-шоу».

Культурно-антропологическое значение Instagram связано не только с изменением повседневных практик, о чем мы писали ранее [3]). Этот существенный момент О. Ю. Бойцова описывает так: «любительская фотография является символической системой, с помощью которой предается информация об обществе, его правилах и запретах» [4, с. 244]). Важно и то, каким образом данные практики репрезентируются в структуре фотоальбома.

Напомним, что фотоальбом — это «способ организации фотографий, он служит для сохранения, демонстрации и интерпретации фотографий» [4, с. 121]). Собирая отдельные фотографии в альбом, пользователи Instagram могут оформить их активными отметками изображенных людей (ссылки на аккуанты, если они есть), названиями мест, где сделана фотография (геометка), развернутыми подписями, хештегами (англ. «hashtag» от «hash» — символ «решетка» + tag — «тэг», то есть словами со знаком «#», которые объединяют различные сообщения по теме). Таким образом, оформление фотографий в Instagram имеет дополнительные возможности, близкие тем, которые использовались в бумажных и пластиковых фотоальбомах: подписи, указание лиц, изображенных на фото и т. д. Однако существенным отличием является тот факт, что классический фотоальбом адресован ограниченному и известному кругу лиц — семье, друзьям, одноклассникам, сослуживцам.

Фотоальбом в Instagram — это «послание» без конкретного адресата, широкому кругу лиц, с которыми в реальной жизни пользователь может быть и не знаком. Эта «избыточная открытость» свидетельствует о противопоставлении принципов Instagram и «private life» (неприкосновенность частной жизни), что не может не обратить нас к таким культурным явлениям нового времени, как «ток-шоу», «мыльная опера» и особенно «реалити-шоу». Публичное переживание интимного, рассказ о том, что относится к сфере частной жизни, — это, безусловно, самые популярные телевизионные жанры ХХI века. Выделяя среди них «шоу подглядывания» («Большая диета» и «Разбитые» (Великобритания); За стеклом, «Голод», Охотники за привидениями (Россия)), исследователи отмечают эффект удовлетворения зрительского интереса с помощью присущей человеку страсти к подглядыванию и подслушиванию [5]). Он-лайновый формат Instagram близок подобному жанру: пользователи подписываются на те аккаунты, где откровенно рассказывается о личной жизни, и ждут новостей, которые транслируются практически в реальном времени. Этим объясняется и повышенный интерес к эккаунтам известных людей в Instagram.

2. Instagramотражает тенденцию к мифологизации собственной жизни.

Мы уже отмечали, что фотография — это новый вид коллективного сказания, визуальный миф [3]). Instagram позволяет практически любому пользователю заявить о своей успешности, даже если это не соответствует реальности. Причем любое отраженное в фотографии событие автоматически воспринимается как подлинное и достоверное. Используя это зрительское доверие, пользователи, по меткому выражению психотерапевта Ольги Прохоровой, «день за днем пишут свою версию жизни в фейcбуках и инcтаграмах» [6]). Если предыдущее поколение «должно было сочинить серию книжек, чтобы привлечь к себе внимание», то «сегодня у любого пользователя социальных сетей могут быть миллионы читателей и зрителей без необходимого для книги труда: «Каждый из нас, кто публикует фотографию своего наследника или пишет про его смешные словечки, выбирает хорошенькие и смешные кадры, — день за днем сочиняет ребенка для развлечения своих друзей» [6]).

Факт мифологизации быта — от повседневности до торжественных событий — подтверждается и тем, что сегодня «стало обычным делом снимать фотографии в свадебном платье и смокинге не в день торжества, а в виде отдельной фотосессии. Принято также снимать некую «историю любви», которую срежиссирует специально обученный фотограф. Жизнь семьи начинается c этих парадных картинок, продолжается инcтаграмами воскресных завтраков, бебиков, котиков, дней рождения и похорон» [6]).

Данный аспект обширен и не может быть в полной мере освещен в рамках небольшой статьи, поэтому остановимся на одном из значимых явлений в мифологизации Instagram. Речь идет о массовом вытеснении негативного и особенно смерти, что Ф. Арьес в свое время выделил среди современных повседневных практик, назвав «табу на смерть» [7]). В Instagram данная тенденция находит свое развитие следующим образом: «Есть особое современное искусство — так сказать о трагическом, чтобы захотелось поставить лайк» [6]). Некоторая карнавализация трагического (М.Бахтин) не нова в истории культуры и относится к ее народному аспекту, что подтверждает следующую гипотезу: Instagram по сути есть форма любительской фотографии, несмотря на то, что этот ресурс используется и профессиональными фотографами.

3. «Лайк» (Like) как невербальный диалог и новая форма социального признания в Instagram.

Instagram не мыслим без такой формы выражения симпатии, как «лайк» («мне нравится»). Будучи графическим выражением улыбки и признания, «лайк» позволяет как автору, так и зрителю остаться во вневербальных координатах. И хотя часть зрителей сопровождает свой «лайк» комментарием, слова здесь имеют лишь вспомогательный характер. Представляется, что причина вербального дополнения связана с отсутствием индивидуализации, оттенков «лайков». Подтверждением этому служит и факт использования в комментариях эмотиконов — специальных значков-символов, изображающих эмоции.

Другой значимый культурно-антропологический аспект — это массовое стремление пользователей собрать как можно больше «лайков»: «в этих новых условиях рождается одна, но пламенная страсть — конкурентная борьба за свою версию жизни. Причем такую, которая соберет больше лайков, чем у соперника» [6]). Соперником в данном случае, как ни странно, выступает все общество, но особенно члены близкой социальной группы. Практически каждый пользователь Instagram (осознанно или нет) соревнуется с кем-либо по числу «лайков» под фотографией. Казалось бы, ценности социального признания виртуализировались в число подписчиков и количество «лайков». Однако результаты нашего анализа (региональная выборка «Instagram Иркутск» за 2012–2014 гг.) показывают, что пользователи с приоритетом на материальные ценности особенно популярны, их фотографии набирают гораздо больше «лайков», чем пользователи с иными приоритетами.

4. Самопрезентационные возможности Instagram — трансформация жанра «автопортрет» в «селфи» (selfie).

В октябре 2014 года Оливиа Муус (Olivia Muus), арт-директор датского рекламного агентства Seligemig, придумала оригинальный подход к фотографиям в музее, заставив персонажей картин делать «селфи» при помощи телефона. Проект поддержали другие участники, так что к концу 2014 года на его странице было больше 100 подобных «селфи» [8]). Что же такое «селфи» и почему оказалось возможным включить его в культурный контекст?

«Селфи» (англ. «selfie» (слово включено в 2013 году в Оксфордский словарь английского языка) от «self» — «сам», «себя», русские инварианты — «себяшка», «самострел») — по сути это новая разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру. Особое распространение жанр «селфи» приобрел в первом десятилетии ХХI века благодаря развитию встроенных функций фотоаппарата мобильных устройств. В настоящее время «это один из популярнейших жанров, свидетельствующий о возрастании самолюбования, самовыражении и о желании быть в центре внимания, а также в необходимости постоянного позитивного подкрепления своей самооценки, за счет «лайков» со стороны других» [9]).

Необходимо пояснить, что сам процесс самофотографирования («делать селфи») еще не означает культурного факта. Полученные тем или иным образом автопортреты — это только черновой материал для визуальной самопрезентации. Только когда фотографии выбраны и размещены социальной сети (к примеру, в Instagram) они становятся частью культуры.

Отметим, что визуальный автопортрет всегда был прерогативой людей искусства — художников, графиков, фотографов. Однако страстное желание увидеть себя со стороны не покидало человечество никогда. Не вдаваясь в детали такого явления, отметим, что обыватель и автопортрет — это ситуация зеркала, где человек рассматривает свое отражение. Причем взгляд на себя в зеркало не равен взгляду в камеру, это все равно иной тип позирования. Так, известно, что если фотограф, снимающий портрет, поставит рядом или между объективом и объектом съемки зеркальную поверхность, то взгляд и выражение лица фотографируемого будут другими.

Выходит, что пользователи Instagram видит не то, что кто-либо хотел бы рассказать о себе фотографу, и не то, что он рассказывает о себе, когда видит свое отражение, а нечто промежуточное, предназначенное для широкой аудитории, но не имеющее конкретного адресата. Человек, делающий «селфи», адресует себя вечности.

В этом контексте понятно, почему манера позирования, застывшее выражение лица, ряд других особенностей «селфи» напоминают фотопортреты конца ХIХ — начала ХХ вв., когда целью фотографии было именно «послание» визуального образа семьи или отдельных людей потомкам. В этом смысле Instagram, несмотря на его молодость, есть «портрет эпохи» не меньше, чем фотоальбомы конца ХIХ века.

Таким образом, культурно-антропологическое значение Instagram связано не только с изменением повседневных практик, с коррекцией форм социального признания и самопрезентации, с изменениями форм репрезентации фотографий в альбомах, но и с тем удивительным фактом, как преимущественно визуальный язык Instagram стал востребованным для современной вербальной цивилизации. Безусловно, указанные аспекты требуют дальнейшего изучения.

 

Литература:

 

1.                  Лидером по росту популярности в 2014 стала социальная сеть Instagram // Электронный ресурс: http://smonews.ru/leader-social-network-instagram (дата обращения 10.12.2014).

2.                  Instagram с помощью россиян опередила Twitter // Электронный ресурс: http://smonews.ru/instagram-using-the-russians-ahead-twitter (дата обращения 15.12.2014).

3.                  Ходина Е. Ю. Фотография как объект научного исследования // Молодой ученый. — Октябрь 2014 — № 16 (75). — С. 394–396.

4.                  Бойцова О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. — СПб., 2013.

5.                  Розенков Е. Психика и реалити-телевидение // Психиатрия и психотерапия. — № 3. — 2006.

6.                  «Кто здесь жертва — сомнений нет»: психоаналитики — об «Исчезнувшей» Финчера // Афиша-воздух от 17 октября 2014 года. Электронный ресурс: http://vozduh.afisha.ru/cinema/kto-zdes-zhertva-somneniy-net-psihoanalitiki-ob-ischeznuvshey-finchera/ (дата обращения 10.12.2014)

7.                  Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс — Прогресс-Академия, 1992.

8.                  Museum of selfies // Электронный ресурс: http://museumofselfies.tumblr.com/ (дата обращения 10.12.2014)

9.                  Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. — Октябрь 2014 — № 16 (75). — С. 387–390.

Основные термины (генерируются автоматически): фотография, пользователь, социальная сеть, социальное признание, версия жизни, какой образ, культурно-антропологическое значение, любительская фотография, мобильный телефон, частная жизнь.


Задать вопрос