В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.
Ключевые слова: учебная дисциплина, современная география, научная картина мира, аналитические знания, географическое образование.
Уже свыше трех столетий подряд география остается в России одной из самых почитаемых учебных дисциплин. Долгое время она была описательным знанием и в результате у многих людей крепко сохраняется представление о ней как о номенклатурной дисциплине. Между тем передовая географическая наука очень давно перешагнула грань описательности и стала аналитическим знанием [6; 15]. Как научная область география способна не только объяснять сущность происходящего и расширять научную картину мира, но и предлагать оригинальные решения и конкретные разумные пути к достижению подлинной пространственной гармонии [3; 12].
Современная география, синтезирующая естественнонаучные и общественные знания, обладает, прежде всего, колоссальными общеобразовательными ресурсами [5; 9; 11]. Знания природных и общественных особенностей «своего края», страны и мира в целом представляются универсальной ценностью. География в России обречена быть популярной образовательной дисциплиной. В стране, где тысячи прочных нитей связывают население с окружающей средой, где природа прямо или косвенно обусловливает большинство решений в социально-экономической сфере, глубокие возможности географии в познании своего Отечества и зарубежного мира обязаны использоваться сполна [8; 14]. В этой связи о географии в России необходимо думать и говорить с оптимизмом.
В Европе география вошла в учебные программы школ в начале нового времени. В XVII в. публикуется первый в Европе учебник по географии. В этот же период обосновывается роль и значение учебника как массового образовательного средства, реализующего основные принципы дидактики [13].
География в России стала учебным предметом на рубеже XVII-XVIII веков. Первоначально она была представлена различным содержанием в зависимости от характера учебных заведений. При этом основное внимание уделялось географическим названиям и их запоминанию [4]. Использовались переведенные на русский язык голландские и немецкие учебники географии. Россия была освещена в них очень слабо и недоброкачественно.
Во второй половине XIX в России окончательно складывается профессиональная сфера географии, и наука становится обязательным школьным предметом. Одновременно осуществляется быстрое развитие географической науки в высших учебных заведениях страны. В I884 г. открывается первая кафедра географии в Московском университете, затем в Санкт-Петербургском. В результате в России формируется научно-образовательный географический комплекс, в котором ярко выделяется методология и методика науки и образовательного процесса.
Неоценимый вклад в развитие учебной географии в России внес выдающийся отечественный педагог-демократ К. Д. Ушинский. Им были определены главные требования к содержанию географического образования того времени. С именем К. Д. Ушинского связано проникновение в Россию родиноведческих идей и такого актуального педагогического принципа, как «учить — учиться». Географию тогда преподавали также выдающиеся представители отечественной науки и культуры (например, Н. В. Гоголь, Н. Ф. Федоров). В разные годы издавались интересные учебники и методические руководства по географии. В 1915 г. в Москве состоялся первый съезд российских преподавателей географии [5].
Сложным оказалось положение географии в первые послереволюционные годы советского периода. В условиях тех лет отсутствовали единые учебные программы и требования, поэтому география преподавалась тогда как часть естествознания и обществоведения. В итоге географические знания представлялись бессистемно и отрывочно.
В качестве самостоятельного школьного предмета география была восстановлена в 1934 г. специальным постановлением советского руководства «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». В нем отмечались главные недостатки в преподавании географии: отвлеченность и сухость изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся не усваивали зачастую элементарных географических понятий.
В настоящее время система географического образования в России вновь претерпевает модернизацию [1; 2; 16]. Происходят важные процессы, связанные не только с разработкой государственных образовательных стандартов, но также с научным обеспечением процесса интеграции российского образования в общеевропейское пространство.
Современная система географического образования, по мнению европейских и отечественных специалистов, должна ориентироваться на динамичные знания, применимые в самых разных областях деятельности. Научное знание сейчас революционизирует окружающий мир, внося в него небывалую подвижность, связанную также с феноменом быстрого морального старения текущих жизненных атрибутов [17; 18]. Следовательно, важнейшее значение приобретают человеческие качества, такие, как широта и гибкость мышления, свободная ориентация в информационной сфере и при этом — высокие профессиональные знания. Это означает существенное повышение требований к целям, содержанию и, наверное, самому принципу подготовки тех или иных специалистов. Следовательно, важнейшей задачей в направлении образовательной интеграции надо считать обеспечение методологического соответствия научных систем географических знаний.
Эволюция географических знаний в России и Европе осуществляется за счет расширения и углубления предметной сферы науки. Ставшее анахронизмом представление о человеке как равноценной части биосферы заводит современное географическое познание в концептуальный и стратегический тупик. Сегодня влияние человеческой активности достигло таких размеров, что пора переносить акцент на обратную сторону социоприродных отношений: биосфера становится подсистемой планетарной цивилизации. Иначе говоря, человечество переживает решающий этап становления глобального феномена, который Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский назвали ноосферой [7; 10].
Тем временем, интеграция отечественного географического образования в Европейское пространство не должна означать замены национальных традиций обучения, но обязана служить дополнением к ним, вариантом подготовки личности к жизни в современных условиях. Перефразируя Маркса, можно сказать, что наука долгое время пыталась изменить мир, но задача в том, чтобы понять его во всем реально сложившемся и развивающемся многообразии.
Литература:
1. Ильинский С. В. Учебно-методическое сопровождение школьников в олимпиадном движении по географии // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 164–167.
2. Суслов В. Г. Особенности коррекционно-развивающего обучения географии // География и экология в школе XXI века. 2007. № 4. С. 25–28.
3. Сухоруков В. Д. Географическая картина мира // География и экология в школе XXI века. 2010. № 2. С. 22–26.
4. Сухоруков В. Д. Географическое образование в России: интеграция в общеевропейское пространство // Академические чтения. 2005. № 5. С. 70–72.
5. Сухоруков В. Д. Географическое образование и общественные интересы России // География в школе. 2012. № 2. С. 43–47.
6. Сухоруков В. Д. Географическое пространство как принцип созерцания // География в школе. 2009. № 7. С. 35–39.
7. Сухоруков В. Д. Гуманизация современной географии // География и экология в школе XXI века. 2008. № 8. С. 18–22.
8. Сухоруков В. Д. Дидактические кодексы школьной географии // География в школе. 2009. № 7. С. 35–39.
9. Сухоруков В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций // Вестник герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.
10. Сухоруков В. Д. Новации методики обучения географии // География в школе. 2007. № 4. С. 35–39.
11. Сухоруков В. Д. Приоритеты современного школьного географического образования // География в школе. 2010. № 2. С. 37–43.
12. Сухоруков В. Д. Система деятельности по изучению экологического состояния и развития геопространства // География и экология в школе XXI века. 2004. № 4. С. 75–76.
13. Сухоруков В. Д., Соломин В. П. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности // География в школе. 2010. № 7. С. 35–39.
14. Сухоруков В. Д. Территориальные интересы России // География и экология в школе XXI века. 2005. № 7. С. 3–9.
15. Сухоруков В. Д. Феноменализм географического пространства как дидактический императив // География и экология в школе XXI века. 2007. № 4. С. 16–20.
16. Сухоруков В. Д., Финаров Д. П. Дидактические аспекты модернизации образования // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2005. № 9. С. 64–68.
17. Финаров Д. П. Географические информационные системы: отбор, содержание и методика их изучения в школьном курсе географии России // География в школе. 2005. № 5. С. 56.
18. Финаров Д. П. Всероссийская научно-практическая конференция «Наука и высшая школа — профильному обучению» // География и экология в школе XXI века. 2007. № 1. С. 78.