Географическое образование: история и современность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 19.12.2014

Статья просмотрена: 2934 раза

Библиографическое описание:

Бахтин, Ю. К. Географическое образование: история и современность / Ю. К. Бахтин, К. А. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14513/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.

Ключевые слова: учебная дисциплина, современная география, научная картина мира, аналитические знания, географическое образование.

 

Уже свыше трех столетий подряд география остается в России одной из самых почитаемых учебных дисциплин. Долгое время она была описательным знанием и в результате у многих людей крепко сохраняется представление о ней как о номенклатурной дисциплине. Между тем передовая географическая наука очень давно перешагнула грань описательности и стала аналитическим знанием [6; 15]. Как научная область география способна не только объяснять сущность происходящего и расширять научную картину мира, но и предлагать оригинальные решения и конкретные разумные пути к достижению подлинной пространственной гармонии [3; 12].

Современная география, синтезирующая естественнонаучные и общественные знания, обладает, прежде всего, колоссальными общеобразовательными ресурсами [5; 9; 11]. Знания природных и общественных особенностей «своего края», страны и мира в целом представляются универсальной ценностью. География в России обречена быть популярной образовательной дисциплиной. В стране, где тысячи прочных нитей связывают население с окружающей средой, где природа прямо или косвенно обусловливает большинство решений в социально-экономической сфере, глубокие возможности географии в познании своего Отечества и зарубежного мира обязаны использоваться сполна [8; 14]. В этой связи о географии в России необходимо думать и говорить с оптимизмом.

В Европе география вошла в учебные программы школ в начале нового времени. В XVII в. публикуется первый в Европе учебник по географии. В этот же период обосновывается роль и значение учебника как массового образовательного средства, реализующего основные принципы дидактики [13].

География в России стала учебным предметом на рубеже XVII-XVIII веков. Первоначально она была представлена различным содержанием в зависимости от характера учебных заведений. При этом основное внимание уделялось географическим названиям и их запоминанию [4]. Использовались переведенные на русский язык голландские и немецкие учебники географии. Россия была освещена в них очень слабо и недоброкачественно.

Во второй половине XIX в России окончательно складывается профессиональная сфера географии, и наука становится обязательным школьным предметом. Одновременно осуществляется быстрое развитие географической науки в высших учебных заведениях страны. В I884 г. открывается первая кафедра географии в Московском университете, затем в Санкт-Петербургском. В результате в России формируется научно-образовательный географический комплекс, в котором ярко выделяется методология и методика науки и образовательного процесса.

Неоценимый вклад в развитие учебной географии в России внес выдающийся отечественный педагог-демократ К. Д. Ушинский. Им были определены главные требования к содержанию географического образования того времени. С именем К. Д. Ушинского связано проникновение в Россию родиноведческих идей и такого актуального педагогического принципа, как «учить — учиться». Географию тогда преподавали также выдающиеся представители отечественной науки и культуры (например, Н. В. Гоголь, Н. Ф. Федоров). В разные годы издавались интересные учебники и методические руководства по географии. В 1915 г. в Москве состоялся первый съезд российских преподавателей географии [5].

Сложным оказалось положение географии в первые послереволюционные годы советского периода. В условиях тех лет отсутствовали единые учебные программы и требования, поэтому география преподавалась тогда как часть естествознания и обществоведения. В итоге географические знания представлялись бессистемно и отрывочно.

В качестве самостоятельного школьного предмета география была восстановлена в 1934 г. специальным постановлением советского руководства «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». В нем отмечались главные недостатки в преподавании географии: отвлеченность и сухость изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся не усваивали зачастую элементарных географических понятий.

В настоящее время система географического образования в России вновь претерпевает модернизацию [1; 2; 16]. Происходят важные процессы, связанные не только с разработкой государственных образовательных стандартов, но также с научным обеспечением процесса интеграции российского образования в общеевропейское пространство.

Современная система географического образования, по мнению европейских и отечественных специалистов, должна ориентироваться на динамичные знания, применимые в самых разных областях деятельности. Научное знание сейчас революционизирует окружающий мир, внося в него небывалую подвижность, связанную также с феноменом быстрого морального старения текущих жизненных атрибутов [17; 18]. Следовательно, важнейшее значение приобретают человеческие качества, такие, как широта и гибкость мышления, свободная ориентация в информационной сфере и при этом — высокие профессиональные знания. Это означает существенное повышение требований к целям, содержанию и, наверное, самому принципу подготовки тех или иных специалистов. Следовательно, важнейшей задачей в направлении образовательной интеграции надо считать обеспечение методологического соответствия научных систем географических знаний.

Эволюция географических знаний в России и Европе осуществляется за счет расширения и углубления предметной сферы науки. Ставшее анахронизмом представление о человеке как равноценной части биосферы заводит современное географическое познание в концептуальный и стратегический тупик. Сегодня влияние человеческой активности достигло таких размеров, что пора переносить акцент на обратную сторону социоприродных отношений: биосфера становится подсистемой планетарной цивилизации. Иначе говоря, человечество переживает решающий этап становления глобального феномена, который Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский назвали ноосферой [7; 10].

Тем временем, интеграция отечественного географического образования в Европейское пространство не должна означать замены национальных традиций обучения, но обязана служить дополнением к ним, вариантом подготовки личности к жизни в современных условиях. Перефразируя Маркса, можно сказать, что наука долгое время пыталась изменить мир, но задача в том, чтобы понять его во всем реально сложившемся и развивающемся многообразии.

 

Литература:

 

1.         Ильинский С. В. Учебно-методическое сопровождение школьников в олимпиадном движении по географии // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 164–167.

2.         Суслов В. Г. Особенности коррекционно-развивающего обучения географии // География и экология в школе XXI века. 2007. № 4. С. 25–28.

3.         Сухоруков В. Д. Географическая картина мира // География и экология в школе XXI века. 2010. № 2. С. 22–26.

4.         Сухоруков В. Д. Географическое образование в России: интеграция в общеевропейское пространство // Академические чтения. 2005. № 5. С. 70–72.

5.         Сухоруков В. Д. Географическое образование и общественные интересы России // География в школе. 2012. № 2. С. 43–47.

6.         Сухоруков В. Д. Географическое пространство как принцип созерцания // География в школе. 2009. № 7. С. 35–39.

7.         Сухоруков В. Д. Гуманизация современной географии // География и экология в школе XXI века. 2008. № 8. С. 18–22.

8.         Сухоруков В. Д. Дидактические кодексы школьной географии // География в школе. 2009. № 7. С. 35–39.

9.         Сухоруков В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций // Вестник герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.

10.     Сухоруков В. Д. Новации методики обучения географии // География в школе. 2007. № 4. С. 35–39.

11.     Сухоруков В. Д. Приоритеты современного школьного географического образования // География в школе. 2010. № 2. С. 37–43.

12.     Сухоруков В. Д. Система деятельности по изучению экологического состояния и развития геопространства // География и экология в школе XXI века. 2004. № 4. С. 75–76.

13.     Сухоруков В. Д., Соломин В. П. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности // География в школе. 2010. № 7. С. 35–39.

14.     Сухоруков В. Д. Территориальные интересы России // География и экология в школе XXI века. 2005. № 7. С. 3–9.

15.     Сухоруков В. Д. Феноменализм географического пространства как дидактический императив // География и экология в школе XXI века. 2007. № 4. С. 16–20.

16.     Сухоруков В. Д., Финаров Д. П. Дидактические аспекты модернизации образования // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2005. № 9. С. 64–68.

17.     Финаров Д. П. Географические информационные системы: отбор, содержание и методика их изучения в школьном курсе географии России // География в школе. 2005. № 5. С. 56.

18.     Финаров Д. П. Всероссийская научно-практическая конференция «Наука и высшая школа — профильному обучению» // География и экология в школе XXI века. 2007. № 1. С. 78.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, географическое образование, география, Европа, знание, XVII-XVIII, долгое время, научная картина мира, современная география, учебная дисциплина.


Похожие статьи

География в России и мире: эволюция знаний

Статья посвящена современным тенденциям развития географических знаний и их роли в формировании общенаучной картины мира.

Географические знания и современная научная картина мира

Статья посвящена роли и значению современной географии, а также ее вкладу в развитие научной картины мира.

Генезис методики преподавания иностранных языков как науки

В статье анализируется процесс формирования и развития методики преподавания иностранных языков как науки. Рассматриваются вопросы обогащения системы методических понятий и совершенствования исследовательского аппарата рассматриваемой отрасли науки. ...

Российская социальная психология: состояние и перспективы

Данная статья посвящена теоретическим, методическим и прикладным аспектам отечественной социальной психологии. В ней раскрываются состояние и перспективы ее развития.

Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

История развития академической физики в России

В статье рассмотрены основные вопросы становления физики в России. Описаны аспекты российской преподавательской и научной физической школы. Показаны основные научные направления в физики и математике созданные учеными России.

Зарождение антропологических идей в русской православной педагогике

В статье отражены основные идеи русской православной педагогики с позиций педагогической антропологии, рассматриваются социально-культурные ценности, характеризующие русскую православную традицию в воспитании.

Психология — наука будущего в Китае

В статье рассматриваются особенности развития психологической науки от прошлых дней до нашего времени. Анализируется значение психологических знаний для современного человека и общества. Приводятся перспективы развития психологии как науки, а также е...

Развитие этики и деонтологии

В публикации представлен краткий анализ литературной базы данных, по истории развития этики и деонтологии в медицине, этапов развития данных дисциплин. Приводятся данные об основоположниках медицинской этики и деонтологии и становление этих научных д...

Эволюция кадровой политики в эпоху экономики знаний

Статья посвящена оценке состояния и совершенствования кадровой политики государства на современном этапе, ее эволюции в связи с меняющимися реалиями мировой экономической системы. В статье также исследуется кадровая политика России, ее цели, задачи, ...

Похожие статьи

География в России и мире: эволюция знаний

Статья посвящена современным тенденциям развития географических знаний и их роли в формировании общенаучной картины мира.

Географические знания и современная научная картина мира

Статья посвящена роли и значению современной географии, а также ее вкладу в развитие научной картины мира.

Генезис методики преподавания иностранных языков как науки

В статье анализируется процесс формирования и развития методики преподавания иностранных языков как науки. Рассматриваются вопросы обогащения системы методических понятий и совершенствования исследовательского аппарата рассматриваемой отрасли науки. ...

Российская социальная психология: состояние и перспективы

Данная статья посвящена теоретическим, методическим и прикладным аспектам отечественной социальной психологии. В ней раскрываются состояние и перспективы ее развития.

Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

История развития академической физики в России

В статье рассмотрены основные вопросы становления физики в России. Описаны аспекты российской преподавательской и научной физической школы. Показаны основные научные направления в физики и математике созданные учеными России.

Зарождение антропологических идей в русской православной педагогике

В статье отражены основные идеи русской православной педагогики с позиций педагогической антропологии, рассматриваются социально-культурные ценности, характеризующие русскую православную традицию в воспитании.

Психология — наука будущего в Китае

В статье рассматриваются особенности развития психологической науки от прошлых дней до нашего времени. Анализируется значение психологических знаний для современного человека и общества. Приводятся перспективы развития психологии как науки, а также е...

Развитие этики и деонтологии

В публикации представлен краткий анализ литературной базы данных, по истории развития этики и деонтологии в медицине, этапов развития данных дисциплин. Приводятся данные об основоположниках медицинской этики и деонтологии и становление этих научных д...

Эволюция кадровой политики в эпоху экономики знаний

Статья посвящена оценке состояния и совершенствования кадровой политики государства на современном этапе, ее эволюции в связи с меняющимися реалиями мировой экономической системы. В статье также исследуется кадровая политика России, ее цели, задачи, ...

Задать вопрос