Исторически сложилось так, что российская структура экономики имеет преимущественную ориентацию на сферу услуг и сырьевую отрасль. В современном мире рынок труда выступает движущей силой экономического развития страны в целом. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурные изменения предъявляют новые требования к профессионально-квалифицированному составу, уровню подготовки работников и качеству рабочей силы. Рынок труда является одним из индикаторов положения экономики в стране, и его состояние позволяет судить о национальном благополучии государства, эффективности и стабильности социально-экономических показателей.
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития — обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров на мировом рынке, определяющих политическую повестку дня. Единственно возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития [1]. Такой переход экономики позволит России преодолеть тенденцию к закреплению страной роли сырьевого придатка мировой экономики и возвратит страну в число мировых технологических лидеров. Ключевые темы долгосрочной концепции является инновационное развитие и новое качество человеческого капитала. Для достижения целей развития страны на основе положений Концепции долгосрочного развития.
Российской Федерации разработана стратегия инновационного развития на период до 2020 года, она включает в себя следующие задачи [2, с. 18]
- наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
- резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний;
- повышение «инновационности» государства — максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства»;
- формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
- повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений.
С точки зрения инновационного развития одно из важнейших конкурентных преимуществ, сохранившихся у России, это человеческий капитал. К сожалению, на сегодняшний день, рынок труда России находится не в сбалансированном состоянии, так как с одной стороны, существует огромное число вакантных рабочих мест, а с другой, значительное число безработных, чья квалификационная или профессиональная подготовка не соответствует требованиям работодателей. От изменения экономического состояния страны меняется спрос и предложение на рабочую силу. Рынок труда — фундамент рыночной экономики, тесно связанный с макроэкономическими показателями. На изменения рынка труда влияют такие факторы, как высокий уровень социально-экономического развития, постоянные изменения в спросе на труд под влиянием технического прогресса и развития экономики, а также под воздействием уровня жизни и степени образованности населения. Тенденции развития кадровой индустрии во многом определяются потребностями производства и законом спроса и предложения (см. табл. 1).
Таблица 1
Факторы влияния на рынок труда
|
Спрос на труд |
Предложение на труд |
Общие факторы |
× экономическое состояние страны; × демографическая структура населения; × социальная структура населения; |
|
Производственные факторы |
× производительность труда; × спрос на товар, производимый видом труда; |
× условия работы для работника (статус, престиж организаций); |
Мотивационные факторы |
× уровень заработной платы; × социальный пакет и льготы; |
× уровень жизни работника; |
Работодатели и работники |
× количество работодателей на рынке. |
× количество квалифицированных работников на рынке. |
Повышение роли и значения интеллектуального рынка труда, увеличение его масштабов связаны с активизацией процессов научно — технического прогресса, информатизацией современного общества и интеллектуализацией труда, а также с увеличением числа выпускников школ, которые продолжают свое обучение в высших образовательных учреждениях. Сегодня, в условиях инновационного развития, важнейшим направлением является стимулирование инновационной активности молодежи. Школьники и студенты должны участвовать в научно-исследовательской деятельности, такая активность формирует новое поколение конкурентоспособных кадров в сфере науки и инноваций. В России система образования должна ориентироваться на удовлетворение потребностей инновационного развития и экономики в целом. В условиях инновационного развития потребность в кадрах будет увеличиваться, особенно в сфере Телекоммуникаций и Информационных технологий (внедрение и развитие ERP-систем и др.), инвестиций и финансов (банковская розница, IPO), медицины (в особенности специалисты по генной инженерии и биотехнологиям).
Дальнейшее увеличение разрыва между предложением и спросом на рынке труда неизбежно. Следовательно, компаниям для привлечения, развития и удерживания ценных сотрудников придется разрабатывать эффективные мотивационные программы, тратить большое количество денежных средств и более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов.
С целью повышения роли человеческого фактора в инновационном развитии организаций руководителям, специалистам предприятий можно обозначать следующие задачи (см. рис. 1).
Рис. 1. Условия повышения роли человеческого фактора в РФ
В настоящее время государство, высшие образовательные учреждения и работодатели берут на себя обязательства по управлению и обеспечению воспроизводства человеческих ресурсов. Со стороны государства происходит усиление государственного регулирования процессов воспроизводства рабочей силы и создание необходимых условий для повышения качества человеческого капитала и эффективного использования квалификационного труда. Высшие образовательные учреждения уделяют большое внимание процессу обучения студентов, создают и развивают новые специальности и направления в различных областях. Работодатели инвестирует средства на развитие своего персонала, с целью создать высококвалифицированного работника.
Деятельность трех групп (государство, высшие образовательные учреждения и работодатели), в итоге, формирует условия для создания конкурентоспособного работника в инновационном развитии экономики.
Литература:
1. Инновационная политика экономики России. [Электронный ресурс] http://iee.org.ua/ru/prog_info/16779/
2. Проект Инновационная Россия 2020. [Электронный ресурс] http://datis.pro/upload/aed/Innovative-Russia-2020.pdf