В статье проведена оценка эффективности использования и распределения сельскохозяйственными организациями государственной поддержки, направленной на производство зерна, на основе кластерного и регрессионного методов.
Ключевые слова: зерно, производство, зерновое хозяйство, эффективность, государственная поддержка, субсидии, кластерный метод, корреляционно-регрессионный анализ, Курская область.
Надежно обеспечить страну отечественным и качественным продовольствием — это значит в первую очередь неуклонно наращивать производство зерна, поскольку из всех многочисленных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия агропромышленного комплекса именно зерно является наиболее важным, необходимым, универсальным продуктом. На его основе производится значительная часть продовольствия и прежде всего хлеб — особый социально значимый, традиционно незаменимый и повсеместно относительно экономически и физически доступный пищевой продукт для повседневного и полноценного питания населения, «самого первого условия» жизнедеятельности человека. Поэтому решение такой сложной и многоаспектной проблемы как обеспечение национальной продовольственной безопасности во многом зависит от уровня развития зернового хозяйства, его особой роли в продовольственном обеспечении и экономике страны [1].
В этой связи стимулирование государством развития этого направления сельскохозяйственного производства является абсолютно логичным, вытекающим из необходимости обеспечить независимость от импортных продовольственных продуктов. Зерновое хозяйство — наиболее крупный и важный сегмент сельскохозяйственного производства Курской области, на долю которого приходится 55–65 % посевных площадей, а зерновые культуры наиболее значимый и часто используемый элемент севооборота [2].
Оценить распределение государственная поддержка между сельскохозяйственными организациями и выделить группы в соответствии с ее уровнем возможно на основе использования кластерного метода, который будет позволять соизмерить зависимость государственной поддержки и производственно-экономических показателей производства зерна в области [4].
Таблица 1
Эффективность государственной поддержки производство зерна в сельскохозяйственных организациях в 2012 г.
Показатели |
Субсидии на поддержку зернового хозяйства в расчете на 1 га посевов зерновых, руб. |
Итого по области (в среднем) |
|||
Не получали |
От 1 до 200 |
От 201 до 500 |
Более 501 |
||
Количество предприятий в группе |
188 |
39 |
59 |
14 |
300 |
Приходится в расчете на 1 га посевов зерновых, руб.: |
|||||
- субсидий |
0 |
56 |
383 |
731 |
135 |
- затраты на производство |
8101 |
11218 |
10474 |
9833 |
9938 |
- выручки от реализации |
8652 |
8954 |
10890 |
12121 |
10577 |
- прибыли |
26 |
745 |
1261 |
1252 |
557 |
Урожайность, ц/га |
28,1 |
32,0 |
34,3 |
33,9 |
30,5 |
Рентабельность, % |
0,3 |
8,3 |
11,6 |
10,3 |
7,0 |
Доля субсидий в затратах на производство зерна, % |
0 |
0,5 |
3,7 |
7,4 |
1,4 |
Доля обрабатываемой площади посевов зерновых, % |
46,2 |
24,3 |
24,8 |
4,7 |
100 |
Согласно данным таблицы 1 мы можем сделать вывод, что в результате крайне низкого размера выделяемых государством субсидий 62,7 % зернопроизводителей, обрабатывающих 46,2 % посевных площадей, вообще не получали государственной поддержки. Более того даже в группе сельхозорганизаций, получивших самые высокие выплаты от государства в расчете на 1 га посевов зерновых, их уровень составил всего 7,4 % от затрат на производство. При этом к этой группе относится только 4,7 % сельскохозяйственных организаций, обрабатывающих 4,7 % посевов зерновых, что также свидетельствует об ограниченном доступе их к государственным программам.
Важным критерием оценки эффективности государственной поддержки, по мнению Зюкина Д. А. [3,5], является соотношение основных производственно-экономических показателей зернового хозяйства в различных группах хозяйств, сформированных в зависимости от размера бюджетной поддержки. На основе результатов таблицы 1 не представляется возможным выявить и оценить взаимосвязь с показателями производственно-экономической эффективности. В связи с этим для формирования более точной картины влияния государственной поддержки на основные производственно-экономические показатели зернового хозяйства региона нами был использован корреляционно-регрессионный метод. В паре с показателем величины государственной поддержки, направленной на развитие зернового хозяйства, анализировались следующие показатели: размеры посевных площадей, объем валового сбора, урожайность, рентабельность продаж и затраты на зерновое производство в расчете на 1 га.
В процессе анализа была рассчитана корреляция, проведена парная регрессия, построены динамические ряды и линии тренда. Проверка на значимость коэффициента детерминации и коэффициента регрессии проводилась с применением критериев Фишера и Стьюдента, а также с учетом ошибки аппроксимации. Для более точной оценки влияния государственной поддержки на зерновую отрасль проведен анализ по каждой сельхозорганизации, занимающейся зерновым производством в области. Анализ достаточно большого объема выборки позволяет получить более достоверную модель.
Так, существует прямая связь между государственной поддержкой и посевной площадью, которая характеризуется коэффициентом корреляции, равным 0,445. Это естественно, так как чем большие площади обрабатывает организация, тем больше для этого требуется финансовых средств. Согласно полученной модели, при увеличении государственной поддержки на 1 тыс. руб. размер посевных площадей увеличивается на 1,5 га. В то же время необходимо отметить, что степень взаимосвязи между изучаемой парой показателей умеренная, что говорит о невысокой значимости площади посевов как фактора при распределении государственных субсидий.
Результат оценки степени взаимосвязи между величиной государственной поддержки и объемами валового сбора зерна согласуется с установленной прямой связью, так как валовой сбор с увеличением посевных площадей соответственно повышается. Однако, значение коэффициента корреляции (0,372) свидетельствует о более слабой связи. В связи с чем, можно сделать вывод о низкой значимости выделяемого объема субсидий в стимулировании повышения валового сбора.
В свою очередь, выделяемые субсидии еще в меньшей степени направлены на стимулирование урожайности, которая зависит от их величины только на 3,9 %. При этом 12 % производителей от общего числа, добившихся наилучших показателей урожайности (более 40 ц/га), получили весьма малое финансирование из государственных источников.
В то же время урожайность в высокой степени зависит от величины затрат на производство той или иной сельскохозяйственной культуры. Одной из главных причин отсутствия влияния субсидий является то, что государственная поддержка в невысокой мере направлена на стимулирование развития интенсификации зернового производства. На современном этапе сельхозорганизации планируют объемы затрат на производство, зачастую не полагаясь на государственную поддержку. Это подтверждает коэффициент детерминации, согласно которому величина господдержки описывает изменение затрат на производство всего на 6,1 %.
Как итог отсутствует всяческая взаимосвязь между государственной поддержкой и рентабельностью продажи зерна. При этом на основе значений свободных членов регрессионных моделей, рост изучаемых показателей в результате влияния государственных субсидий происходит в достаточно финансово крепких организациях с размером посевов 1876 га и объемом валового сбора зерна более 6900 т (табл. 2).
Таблица 2
Влияние государственной поддержки зернового хозяйства на его производственно-экономические показатели, 2012 г.
Показатели |
Модель тренда |
|
|
Размер посевных площадей |
0,445 |
0,198 |
|
Объем валового сбора |
0,373 |
0,139 |
|
Урожайность |
0,197 |
0,039 |
|
Затраты на производство в расчете на 1 га |
0,247 |
0,061 |
|
Рентабельность продаж |
0,063 |
0,004 |
Таким образом, вмешательство государство в развитие зерновой отрасли не несет стимулирующего характера. Проведенные исследования влияния государственной поддержки на различные производственно-экономические показатели развития зерновой отрасли выявили, что господдержка хоть и позволяет наращивать объемы производства зерна, но в основном за счет расширения посевных площадей, т. е. стимулирует экстенсивный путь развития отрасли.
На основе этого можно сделать вывод, что существующая система государственной поддержки зернового производства региона направлена на решение только текущих задач, из-за чего стратегические вопросы развития сельского хозяйства не находят должного решения. Причина нерешенности многих стратегических вопросов развития зерновой отрасли скорее кроется в крайней скудости выделяемых средств, которые не могут в сколько-нибудь значимой степени повлиять на улучшение функционирования зернового хозяйства в регионе — их доля не превышала 2,2 % затрат на производство зерна. В результате, государственная поддержка не способна оказать значимого влияния на эффективное развитие этой отрасли в целом, а соответственно и улучшить производственные и финансовые показатели этого направления производства в сельскохозяйственных организациях.
Из вышеизложенного становится ясным, что действующая система государственной поддержки зерновой отрасли в регионе неэффективна и нуждается в совершенствовании. Естественно, что она не должна ограничиваться только выделением большего размера прямых дотаций и компенсаций. Важную роль в такой ситуации может сыграть совершенствование механизма распределения субсидий. Без этого не удастся добиться увеличения объемов производства зерна и производительности труда в отрасли, улучшить уровень жизни сельского населения, удовлетворить растущий спрос со стороны развивающихся животноводческих отраслей на качественное зерно, обеспечить устойчивое воспроизводство материально-технического, кадрового и природного потенциала сельского хозяйства в целом.
Литература:
1. Алтухов А. И. Экономика зернового хозяйства России. М.: ООО «НИПКЦ Восход –А», 2010. 800 с.
2. Головин Ар.А. Методические аспекты оценки эффективности использования пашни / Ар.А. Головин, Д. А. Зюкин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 6. С. 31–34.
3. Зюкин Д. А. Повышение эффективности использования и распределения средств государственной поддержки, направленных на развитие зернового хозяйства: Монография. Курск: «Деловая полиграфия», — 2012. 120 с.
4. Зюкин Д. А. Совершенствование подходов применения метода кластерного анализа в экономических исследованиях / Д. А. Зюкин, Н. А. Пожидаева // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 3. С. 50–52.
5. Зюкин Д. А. Эффективность использования и распределения государственной поддержки зернового хозяйства // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 8. С. 46–56.