Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 19.12.2014

Статья просмотрена: 4286 раз

Библиографическое описание:

Маюрова, Л. В. Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности школьников / Л. В. Маюрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 660-664. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14547/ (дата обращения: 15.11.2024).

Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования, как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению образовательных проблем. Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, обеспечивающих эффективное формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, работать с информацией в различных областях, приобретая, новые навыки, для учащихся гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного образования: формирование исследовательской компетентности, развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации, преодоление проблемы включенности каждого в деятельность, профессиональное самоопределение школьников и др.

Один из главных смыслов деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя. Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.

Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина, «это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем». При этом, в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющей целью построение учеником субъективно нового знания. Социальная и личностная значимость исследовательского обучения состоит в инициировании внутренней потребности ученика в исследовании, в том, что проблема, которую он исследует, является субъективно интересной и значимой для него.

Психологической основой исследовательской деятельности учащихся является их поисковая активность, которая присуща каждому человеку. Поисковая активность, в свою очередь, обусловливает исследовательское поведение. Исследовательская деятельность, в отличие от просто активности и поведения, является осознанной и целенаправленной, предполагает применение соответствующих культурных средств.

Поисковый подход предполагает развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов. В рамках поискового подхода обучение проходит как творческий поиск: от видения и постановки проблемы — к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания [5].

Поисковый характер поведения человека имеет огромное значение при возникновении проблемных ситуаций, когда объективно невозможно решить задачу, удовлетворить потребность привычными способами и средствами. Необходимость в исследовательском поведении актуальна, когда стоят новые и сложные задачи, когда необходимо работать с большими объёмами разнородной информации в режиме реального времени, когда требуются интуиция и творчество. При этом человек может или изменить проблемную ситуацию (сделать её не проблемной) или приспособиться к ней. Так как каждому человеку приходиться постоянно сталкиваться с разнообразными бытовыми, профессиональными и глобальными проблемами, для него особенно актуально владение исследовательским методом, поисковыми способностями или, или как принято говорить, исследовательской компетенцией.

В основе исследовательской компетенции лежат исследовательские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении учащихся: умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы), благодаря этому развивают свои творческие и аналитические способности, а это в свою очередь повышает успешность человека в образовании. В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений успеха, высокая работоспособность. Все эти качества важны для личностного развития и самореализации ребенка.

Психологические основы репродуктивной и исследовательской деятельности можно изобразить схематически

http://www.alsak.ru/images/stories/magazine/fpv/2009/zaprud_09-4/image1.jpg

Рис. 1. Различия в репродуктивной и исследовательской деятельности

 

Различие репродуктивной и исследовательской деятельности наглядно проявляется в ситуации затруднения. Человек, для которого не характерно исследовательское поведение, который демонстрирует только примеры репродуктивной деятельности, встретившись с препятствием, пытается его взять «в лоб», либо прекращает деятельность или меняет первоначальную цель на более лёгкую и доступную.

По времени и месту проведения исследования могут быть урочными и внеклассными (внешкольными). На уроках учащиеся могут выполнять только отдельные элементы исследований или наблюдать цикл исследовательской деятельности учёного на видео. Внеклассные (внешкольные) исследования по содержанию имеют более широкий охват, чем учебная программа: они могут быть межпредметными и выходить за рамки учебных предметов, могут проводиться в рамках ученического научного общества, при подготовке к конференциям, конкурсам исследовательских работ.

Понимая важность и значимость исследовательской деятельности для детей, в Северо-Енисейском районе на базе детско-юношеского центра выстроена действенная система учебно-исследовательской деятельности школьников. Территория Северо-Енисейского района находится далеко от краевого центра, поэтому приходится думать, как максимально использовать свой собственный ресурс. Для школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, мотивированных в этом направлении деятельности, организована работа дополнительных общеобразовательных программ «Юный исследователь» для младших школьников, «Основы исследовательской деятельности» для среднего и старшего звена. Программы реализуются практически на базе всех школ района, где разные учителя средствами своих предметов развивают исследовательскую компетентность школьников во внеурочное время. На развитие исследовательской компетентности направлены надпредметные дополнительные общеразвивающие программы: «ЛиЗИ» (любители и знатоки истории) военно-патриотической направленности; «Исследователь природы», «Юный изобретатель» научно-технической направленности. Занимаются исследовательской и проектно-исследовательской деятельностью педагоги в рамках программ дополнительного образования «Зеленый мир», «Этюд», «Музыкально-тетрализованная деятельность» и другие.

Важным является и проектное обучение школьников. Проектное обучение направлено на вооружение учащихся умениями делать проекты, которые потом могут осуществиться в жизни. При этом у детей формируются многие значимые умения: добывать нужную информацию, сотрудничать с партнёрами, руководить другими людьми, делать дело и доводить его до конца, др. Следует понимать, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий — то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.

В отличие от проектирования исследование — всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это — не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в ходе исследования, может быть малополезным с точки зрения общества и самого исследователя.

Исследование и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь. Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. А исследование — это путь воспитания истинных творцов [4]. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Работа с интеллектуально одаренными детьми в рамках школьных научных обществ, их обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится одной из важных задач дополнительного образования, которая решается на основе интеграции усилий учреждений дополнительного и общего образования. Учебно-исследовательская деятельность сегодня — одно из ведущих направлений работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях района, она является средством развития личности школьника, приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления. Свои исследовательские работы школьники района представляют на школьных, муниципальных, краевых и федеральных конкурсах.

Рис. 2. Торжественное открытие муниципальной НПК школьников «Первые шаги в науку»

Рис. 3. Работа секций. Члены жюри

Рис. 4. Краевой форум «Молодежь и наука»

 

Молодые люди, делающие первые пробы в научно-исследовательской деятельности, имеют возможность получить экспертную оценку своим научным изысканиям компетентными специалистами разного уровня. Жюри муниципальной конференции школьников Северо-Енисейского района представлено специалистами районного управления образования и компетентными учителями образовательных учреждений района. Независимые члены жюри формируются из представителей муниципальных структур: врачи, отдел культуры, районная библиотека, музей, специалисты градообразующих предприятий, представители администрации района. Победители муниципальной научно-практической конференции, получившие хорошую оценку работы, завоёвывают право принять участие в научных состязаниях на региональном уровне и получить внешнюю оценку собственным исследованиям.

C целью отбора качественно выполненных исследовательских работ в 2013–14 учебном году введён дистанционный этап муниципальной конференции, в результате из 47 представленных исследовательских работ на очный тур прошли 32 работы, т. е. третья часть работ отсеялась. Благодаря этому появилась возможность уделить больше внимания работам талантливых школьников (Рис 5).

Рис. 5.

 

Девять лучших работ приняли участие в дистанционном туре краевого форума «Молодёжь и наука», две из которых вошли в число победителей и были представлены на краевом форуме «Молодежь и наука» в 2014 году.

Таким образом, различные конференции, конкурсные мероприятия по научно-исследовательской деятельности являются для учащихся «стартом в науку», и подготовку к этому старту нужно начинать уже в начальной школе. В начальных классах детям интересно всё. Каждый ребенок любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, понюхать, попробовать, изучить устройство и принцип его действия. Это — врождённый интерес к исследованию. Важно не упустить этот момент. Зная, что каждый ребенок наделен способностями к исследованию, задача педагога их раскрыть, создать условия для их развития. Одним из условий формирования названных способностей ребенка начальной школы, на наш взгляд, является исследовательская деятельность, поскольку все дети по своей природе — исследователи, имеют пытливый ум и полны желания совершать открытия.

Во всех школах Северо-Енисейского районаразвитию учебно-исследовательской деятельности младших школьников уделяется большое внимание. В 2014 году на базе ДЮЦ прошел IV муниципальный конкурс-конференция исследовательских и творческих работ младших школьников «Я — исследователь», где было представлено 33 исследовательских работы, в презентации которых приняли участие 40 учащихся 1–4 классов всех образовательных учреждений района и 22 руководителя (Рис 6). Поэтапное включение обучающихся начальной школы во внеурочную учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка, что в конечном итоге ведет к формированию у обучающихся очень важной ключевой компетентности — исследовательской.

Рис. 6.

С целью поддерживания значимости муниципальных научно-практических конференций школьников, интереса к ним, — они праздничное событие в районе. К участию в конференциях привлекаются практически все структуры района и средства СМИ, подключаются спонсоры, за счет которых приобретаются хорошие книги, в качестве призов (традиционно, в качестве подарков — только книги!). Каждый участник обеспечивается атрибутикой муниципальной конференции школьников (значок, нагрудный флажок, программа НПК с обращением к юному исследователю и т. п.). Секции формируются по заявкам школ, число и наименование их ежегодно меняется.

Подарками и призами отмечается большая часть участников. Все участники получают дипломы: 1,2,3 степени и за участие. К конференции выпускаются аннотированные сборники исследовательских работ школьников, как необходимая составляющая результатов работы и для детей, и для взрослых, причастных к этой деятельности. Ежегодно на каждой муниципальной конференции отмечаются грамотами и специальными призами «лучшие» за прошедший период между конференциями: школьники, педагоги, координаторы.

Дети района имеют возможность принимать участие во всех краевых и федеральных конкурсах по учебно-исследовательской деятельности (финансирование идет через районную целевую программу «Одаренные дети»). Работа с одаренными и талантливыми детьми в Северо-Енисейском районе является приоритетной. Администрация района, Управление образования уделяют большое внимание этому направлению: финансовая поддержка конкурсного движения и всех мероприятий районного, краевого и федерального уровней, молодежная Премия Главы района в размере 40 тысяч рублей, включая достижения в интеллектуальной сфере деятельности, поощрение педагогов, развивающих природный талант и одаренность детей. Лучшие исследовательские работы представляются на дистанционном и очном турах краевого форума «Молодежь и наука»; краевой выставке «Мои исследования для моего края»; соревнованиях молодых исследователей сибирского федерального округа «Шаг в будущее»; краевом конкурсе «Меня оценят в 21 веке»; «Курчатовских чтениях» (г.Железногорск); «Сибирском техносалоне» и «Смотре юных техников»; Всероссийской выставке «Научно-техническое творчество молодежи» (НТТМ) г.Москва, др. Школьники с наиболее высокими достижениями принимают участие в рейтинге на денежное вознаграждение: Стипендия губернатора края, Премия Главы района, др.

Результатом такого подхода являются достижения учащихся района — ежегодно занимают призовые места на муниципальном, краевом и федеральном уровнях, становятся победителями дистанционных конкурсов, олимпиад, публикуют свои исследовательские работы в журналах: краевой журнал «Научное общество учащихся», всероссийский журнал «Юный учёный». Рост количества детей, занятых исследовательской деятельностью в дополнительном образовании, является показателем правильно смоделированной деятельности. За 7 лет школьниками района представлено 444 исследовательских работы (из них, 98 младшими школьниками); в работе муниципальной научно-практической конференции (суммарно) приняло участие 542 школьника (из них 120 младших школьников); суммарное число руководителей — 332 (из них, 72 младших школьников). Отмеченная статистика тоже является показателем развития учебно-исследовательской деятельности школьников.

Обязательным в организации учебно-исследовательской деятельности школьников является информационно-методическое сопровождение: управленческие и тематические семинары; рефлексивные круглые столы; консультирование педагогов и учащихся; курсы повышения квалификации; связь педагогов и координаторов через сеть Интернет.

Выше изложенная информация позволяет сделать вывод: исследовательская деятельность создает благоприятные условия для самореализации и саморазвития личности школьника, формирования универсальных учебных действий. Как результат — повышение качества образования, решение проблемы формирования мотивации достижения успеха, определение ребёнком своего места в жизни.

Важно, чтобы учащиеся, проводя свои исследования, проходили все стадии, которые характерны для «взрослых» исследований: осознание проблемы, определение цели исследования, формулировка гипотезы, разработка теоретической модели, определение методики исследования, его проведение, фиксация, обработка и интерпретация результатов, формулировка выводов. Прохождение учениками указанных стадий познавательной деятельности формирует исследовательский тип мышления и ключевые компетенции.

Исследовательская деятельность позволяет детям раскрыть свои индивидуальные особенности, реализовать имеющиеся знания в ходе учебного исследования и показать публично достигнутый результат.

 

Литература:

 

1.         Шеленкова Н. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. 2005.№ 5.

2.         Леонтович А. В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей/ Под ред. А. С. Обухова. М.: журнал «Исследовательская деятельность школьников, 2006.С.5.

3.         Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании// http://www.researcher.ru/ Учебно-методический портал /Исследователь.ru

4.         Запрудский Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация/Cтатья //http://www.alsak.ru/item/1349–4.html/Школьная физика для учителей и учеников

5.         Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) — Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.C.5

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, работа, ребенок, краевой форум, Северо-Енисейский район, учащийся, школьник, дополнительное образование, исследовательское обучение, исследовательское поведение.


Задать вопрос