Девиантное поведение среди подростков как социально-педагогическая и психологическая проблема (результаты анализа опытно-экспериментальной работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 20.12.2014

Статья просмотрена: 3338 раз

Библиографическое описание:

Попов, В. А. Девиантное поведение среди подростков как социально-педагогическая и психологическая проблема (результаты анализа опытно-экспериментальной работы) / В. А. Попов, С. А. Колесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 677-679. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14556/ (дата обращения: 15.11.2024).

Проблема девиантного поведения — одна из актуальных социально-педагогических проблем. По данным Федеральной Государственной статистики за последний год в России возросло число несовершеннолетних правонарушителей на 500 тысяч подростков. По информации УМВД России по Владимирской области, за последние два года численность подростков с девиантным поведением увеличилась почти на 10 %. На учете в уголовно-исполнительной инспекции сейчас состоит 9 тысяч человек. Две тысячи отбывают наказание в местах лишения свободы. На основе анализа можно сказать, что чаще всего совершаются кражи, хулиганство, употребление спайсов. Частые рецидивы также характерны для подростков. [3]

В педагогической науке «девиантное поведение — это отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит». [2, с. 105]

В рамках психологической науки «девиантное поведение — это отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе». [1, с. 195] Девиантное поведение имеет несколько видов: аддиктивное, асоциальное, антисоциальное.

Данные статистики, степень разработанности данной проблемы определили актуальность нашего исследования.

В задачу исследования входило изучение поведенческих проявлений подростков. Целью исследования явилась разработка программы профилактики девиантного поведения подростков. В работе были использованы методики:

1.    Тест межличностного поведения. Т. Лири.

2.    Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению. А. Н. Орел.

3.    Определение типа акцентуации характера. Х. Шмишек

На первом этапе исследования оценивались проявления девиантности в исследуемой группе. У 44 % проявление девиантности в норме, у 66 % есть отклонения. Самый высокий бал по шкале «Установка на социально-желательные ответы», что говорит о высокой настороженности испытуемых по отношению к психодиагностической ситуации. Также высокий балл имеет шкала, относящаяся только к женской части «Принятие женской роли». Это свидетельствует о высокой готовности к реализации традиционно женских форм полоролевого поведения, о неприятии открытой агрессии.

Рис. 1. Показатели отклоняющегося поведения по А. Н. Орлу

 

Основной задачей второго этапа эмпирического исследования стало изучение интерперсонального поведения подростков. Самые высокие показатели получили по шкале скептически-недоверчивого типа 15 %. Такие результаты свидетельствуют о недовольстве окружающими, враждебности, параноидальной подозрительности. Сверхчувствительность к критике в свой адрес.

Рис. 2. Типы поведения

 

Задачей третьего этапа является определение типа акцентуации характера. Преобладает циклотимный тип — 25,2 %. Подростки испытывают неблагополучие. Склонны к неопределенным опасениям, все время ожидают каких-то опасностей и неприятностей.

Рис. 3. Интерпретация акцентуированного поведения

 

В рамках нашего исследования уровень проявления девиантности снизился, при использовании программы профилактики.

Для оценки эффективности программы нами была проведена повторная диагностика, результаты которой позволили сформулировать следующие наиболее общие выводы:

-        Уменьшился процент выборки, характеризующийся тенденцией преобладания у подростков девиантного поведения (до эксперимента — 44 %, после — 50 %).

-        Доминирующей стратегией интерперсонального поведения осталась шкала скептически-недоверчивый. Однако количество подростков ее используемых уменьшился — 17 %. Для большинства испытуемых характерно недовольство окружающими, чувствительность к критике в свой адрес.

-        Для большинства испытуемых в выборке свойственна циклотимическая акцентуация характера. Однако по сравнению с результатами первичной диагностики количество испытуемых уменьшилось — 21 %.

На основе данных применения метода математико-статистической обработки данных (G-критерий) нами были получены достоверные результаты о наличии значимых различий в результатах исследования выборки до и после формирующего эксперимента. (G=1). Результаты подтвердили положительные изменения в исследовании каждого из показателей. Программа профилактики способствовала снижению девиантности.

Таким образом, на основе данных первичной и вторичной диагностики, а также метода математической обработки данных, мы можем сделать вывод об эффективности программы профилактики девиантного поведения подростков в СОШ. Данная программа может применяться не только к девиантным подросткам, но и для всех учащихся школ для первичной профилактики.

 

Литература:

 

1.      Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.

2.      Практикум по девиантологии/ Автор-составитель Ю. А. Клейберг. — СПб.: Речь, 2007. — 144 с.

3.      Интернет-ресурс: http://www.gks.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, большинство испытуемых, девиантное поведение подростков, недовольство окружающими, основа данных, отклоняющееся поведение, подросток, Россия, тип акцентуации характера.


Похожие статьи

Социально коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ как научно-педагогическая проблема

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Похожие статьи

Социально коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ как научно-педагогическая проблема

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Задать вопрос