В данной статье рассмотрено, что в процессе приобщения студентов к художественной литературе, необходимо учитывать и использовать новые направления различных наук, имеющие непосредственное отношение именно к профессии врача. К такому направлению, все чаще упоминаемому в последнее время, относится понятие «библиотерапия», рассматриваемое как один из видов психотерапии. Из курса медицины студенты знают, что существует ряд заболеваний, для лечения которых очень важно воздействовать на настроение, чувства и характер больного. В этом случае удачно подобранная книга способна подарить эстетическое наслаждение, снять депрессивное состояние, пробудить веру в свои силы и интерес к жизни.
Ключевые слова: студент, художественная литература, педагог, медицина.
This article describes that in the process of introducing students to the literature, it is necessary to consider and to use new areas of the various Sciences that are relevant to the profession of doctor. To this direction, more often referred to in recent times, is the notion of a ôlibrary therapy», considered as one of the types of psychotherapy. Of course medicine students know that there are some diseases for which treatment is very important to influence mood, feelings and character of the patient. In this case, well-chosen book can give aesthetic pleasure, relieve depression, to awaken faith in their strength and interest in life.
Keywords: student, fiction, teacher, medicine.
Совсем недавно мы черпали знания из источников книг. Сейчас в эпоху возрождения, когда появился интернет, молодежь не так часто посещает библиотеки, особенно жаль, что художественную литературу читают лишь в школах. Студент — это молодой человек, ему присущи поиск смысла жизни, раздумья о своем предназначении. Педагог на занятиях должен акцентировать внимание студентов на подобных моментах в жизни известных ученых, писателей, этим самым педагог вызовет дополнительный интерес не только к медицине, но и к литературе.
Сотрудники научной библиотеки проводят выставки, обзоры книг, которые обращаются к душе человека, так как в профессии будущего врача важно не столько лечение, сколько врачевание. Чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком (образ врача в художественной литературе). В своем вступительном слове составитель указателя, ведущий библиотекарь О. А. Авраменко пишет: «Бесспорны и неразрывны узы, связывающие медицину и литературу. С одной стороны- врачи, прибегая к литературному творчеству, становились гордостью и заметной частью ее классического наследия. С другой — писатели, приобщаясь к теме медицины, навсегда оставались в плену ее неподражаемого человеческого и профессионального обаяния».
Опыт показывает, что художественная литература, произведения искусства привлекаются в работе врачей крайне редко. А эффективность обращения к такому материалу очевидна. Отрывки из произведений писателей могут использоваться при организации презентаций или выставок в медицинских учреждениях, докладов на конференциях, для устной информации, бесед за круглым столом. Поэтому одна из задач библиотек вузов состоит в том, чтобы помочь будущим медицинским работникам использовать высказывания известных врачей, деятелей науки и искусства в своей работе, направленной на облегчение страданий больного.
В процессе приобщения студентов к художественной литературе, необходимо учитывать и использовать новые направления различных наук, имеющие непосредственное отношение именно к профессии врача. К такому направлению, все чаще упоминаемому в последнее время, относится понятие «библиотерапия», рассматриваемое как один из видов психотерапии.
Из курса медицины студенты знают, что существует ряд заболеваний, для лечения которых очень важно воздействовать на настроение, чувства и характер больного (например, туберкулез, неврозы и др.). В этом случае удачно подобранная книга способна подарить эстетическое наслаждение, снять депрессивное состояние, пробудить веру в свои силы и интерес к жизни [3, 29].
Особенно необходимы добрые и веселые книги больным детям, например, К.Чуковский написал свою первую стихотворную сказку «Крокодил для заболевшего маленького сына; в рассказе писателя и врача А. П. Чехова сказка, рассказанная 7-летнему мальчику, отвратила его от курения. Также, А. П. Чехов утверждал, что «...профессия врача требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Писатель и доктор прекрасно разбирался в психологии больного, вручающего свое здоровье и жизнь незнакомому человеку. И от впечатления о нем, психологического единства с ним, веры в него успех в лечение часто зависит не меньше, чем от лекарств.
Раздумья о чтении великого педагога и ученого Я. А. Каменского отражены в книге «О пользе чтения». Автор говорит об уважении к книгам, о том, какие книги надо читать, и о пользе, которую принесет с собой труд, вложенный в чтение. «Во-первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своим собственным, законно полученным достоянием, в-третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу…». «Мало читать книги, их надо читать внимательно, выписывая главное» [2, 34].
Влияние художественных произведений на ребенка зачастую оказывается гораздо сильнее родительских внушений, так как создает у него чувство свободы выбора решения, а не подчинение воле старших.
Многие социологи, учителя, родители отмечают, что молодежь стала меньше читать. Исследования показывают сложность процессов, происходящих в чтении, и отмечают ряд факторов, влияющих на него:
- Экономическая ситуация в стране, повлиявшая на социальное расслоение в обществе, коснувшееся и детей;
- Реформа системы образования, перестройка школьных программ, увеличение учебной нагрузки на школьника;
- Воздействие массовой культуры на душу ребенка;
- Удорожание печатной продукции;
- Отсутствие института семейного чтения.
Будущие врачи должны знать, что библиотерапия подразделяется на два вида: нецеленаправленная, служащая поднятию настроения и отвлечению больного от мыслей о болезни и целенаправленная, способствующая воспитанию определенных черт характера — оптимизма, воли, веры в себя.
Следовательно, еще раз подтверждается обоснованность утверждения о том, что будущий детский врач должен быть всесторонне образован, ориентироваться в литературном творчестве, профессионально применять принципы библиотерапии.
Литература:
1. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. — Ташкент: Узбекистан, 2001.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — Т 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 34
3. Уста-Азизова Д. А. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания студентов во внеаудиторное время (на материалах художественной литературы Узбекистана): Дис. … канд. педаг. наук. — Ташкент, 2007.
4. Эркаев А. Духовность — энергия независимости. — Ташкент: Маънавият, 2001. — С. 149; Отамуратов С., Роматов Ж., Хусанов С. Маънавият асослари маърузалар матни. — Ташкент, 2000.