Международная экономическая интеграция представляет собой форму МЭО проявляющейся в сближение национальных экономик и переплетении их народнохозяйственных связей. Данная форма МЭО приобрела особенную актуальность в связи с конкурентной борьбой между ведущими экономическими державами мира и проявления их интереса в том или ином регионе мира. Активное развитие и распространение интеграционных объединений в мировой экономике наблюдается после 50х годов ХХ века когда появление на политической карте мира высвободившихся от колониальной зависимости независимых государств привело к нарастанию конкурентной борьбы между «Триадой» ведущих держав мира и вовлечению в интеграционные блоки близлежащих с географической точки зрения национальных экономик следствием чего явилось создание таких интеграционных объединений как ЕЭС, АСЕАН, АТЭС, НАФТА и. т.д.
Самым первым и полным интеграционным объединением в современной мировой экономике является ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, с 1992 года согласно Маастрихтскому договору ЕС (европейское сообщество)). Создание и развитие всех форм интеграции в ЕС занимает почти полвековую историю. Известно, что создание ЕЭС на начальных стадиях формирования преследовала две цели:
1. Экономическую — защита ослабевших после второй мировой войны экономики западноевропейских стран от американской экспансии;
2. Политическую — взять под общий контроль политическое и социально-экономическое развитие Германии (недопущения милитаризации её экономики) с целью недопущения развязки третьей мировой войны;
История современной региональной интеграции в Западной Европе восходит к 1951 году, когда в апреле этого года было образовано Европейское объединение угля и стали, ЕОУС (European Coal and Steel Community) — международная государственная организация, объединяющая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. В 1957 году эти шесть стран подписали соглашение о создание европейского сообщества по атомной энергетике «Евроатом», заметьте что первоначально страны основатели Европейского сообщества подписали соглашение о контроле на территории сообщества использования угля и стали, а затем атомной энергии (в целях использования энергии для мирных целей), что опять таки подтверждает наши предположения о политической причине создания данного интеграционного объединения. В марте 1957 года эти страны («шестерка») подписали Римский договор (вступивший в силу в 1958 году) о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), который также носил неофициальное название — «Общий рынок», именно с этого времени начинается развитие и расширение ЕЭС. Этапы расширения географии ЕЭС приведены в таблице — 1:
Таблица 1
Расширение европейского экономического сообщества [1, с 321]
Страны учредители (1957 г. март) |
Первое расширение (1973 г.) |
Второе расширение (1981 г.) |
Третье расширение (1986 г.) |
Четвёртое расширение (1995 г.) |
Пятое расширение (2004 г.) |
Шестое расширение (2007 г.) |
Седьмое расширение (2013 г.) |
Бельгия Франция Германия Италия Люксембург Нидерланды |
Великобритания Дания Ирландия |
Греция |
Испания Португалия |
Австрия Финляндия Швеция |
Венгрия Кипр Мальта Латвия Литва Польша Словакия Словения Чехия Эстония |
Болгария Румыния |
Хорватия |
Анализ данных таблицы показывает после подписания «Римского» договора об учреждении ЕЭС в 1957 году расширение сообщества прошло семь этапов и на сегодняшний день число стран участниц достигло 28 (последней страной вошедшей в состав ЕС была Хорватия), при этом следует отметить в последнее десятилетие если быть точнее начиная с 2004 года расширение ЕС происходило за счёт стран Центральной и Восточной Европы.
Первоначально ЕЭС начало свою деятельность преимущественно как экономическая организация и её основными целями были:
- устранение всех ограничений в торговле между странами-членами;
- установление общих таможенных тарифов в торговле с третьими странами;
- ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг;
- проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
- создание валютного союза;
- сближение законодательств стран-участниц;
- разработка принципов согласованной экономической политики.
Выбор этих направлений деятельности в качестве первоочередных задач сообщества не случаен. Мировой опыт показывает, что никакой группе государств не удавалось сразу сформировать единое пространство по свободному обмену всеми факторами производства. Перевести взаимоотношения в этих сферах в стадию свободного обмена могут лишь государства, уже создавшие единое торговое (частично) и таможенное пространство и отличающиеся большой степенью взаимного политического доверия. Лишь достигнув достаточно высокой стадии взаимного экономического сотрудничества и политического доверия, государства позволяют себе открыть границы для взаимного перемещения капиталов, рабочей силы и обмена услугами, в том числе информационно-технического характера [2, с 76].
Наконец, полноценное интеграционное сотрудничество предполагает что вступающие в него государства договариваются не только о взаимной отмене пошлин и других ограничений на обмен факторами производства или об организации взаимных платежей, но и о проведении совместной торговой, а вслед и общей экономической политики по отношению к третьим странам, а также и об унификации экономической политики [2, с 77].
Конечно же успехи ЕС с момента её создания пристально изучались всем мировым сообществом, а в отдельных случаях положительные стороны применялись странами участницами различных интеграционных объединений в мировой экономике, но мировой финансово-экономический кризис 2008 года внёс свои коррективы и в деятельность этого интеграционного объединения. Так в частности, наблюдается политика двойных стандартов в социально-экономической политике ЕС в кризисные годы, когда теоретические доводы и призывы Европейского правительства на практике не придерживается самими же. Вспомнить только экономическую ситуацию вокруг Греции недавних лет, связанную с госдолгом этой страны перед Европейским Центральным банком, когда отрицательные аспекты финансово-экономического кризиса вызвали ряд проблем в этой стране, а руководящий состав правительства ЕС вместо протягивания руки помощи просто отвернулось от этой страны, оставив её на произвол судьбы. Здесь само с собой возникает естественный вопрос: при вступление стран в сообщество правительство ЕС обязывалось осуществлять экономическую политику по созданию единого экономического пространства со всеми благами для стран участниц с едиными стандартами жизненных условий для населения этих стран, но появись чуть сложная экономическая ситуация в мировой экономике как в рамках сообщества отказываются от слабого его звена, где здесь присловатые обещания помочь в трудные минуты? Данная ситуация напоминает «Воронку», когда огромная яма экономического кризиса вовлекает все страны и регионы в пропасть происходит обрубание концов (слабого звена).
В кризисные годы сложную экономическую ситуацию в ЕС правительство стремилось исправить за счёт третьих стран. Так в частности выход из сложной социально-экономической ситуация на Кипре (огромный госдолг) год тому назад было предложено осуществить за счёт введения в этой стране прогрессирующего налога на банковские вклады иностранных юридических лиц в оффшорные банки этой страны, при этом следует отметь упор делался на вклады российских юридических лиц (в связи с ростом доходов и стабильной деятельности большинства российских ТНК), в данном случае наблюдается нарушение международных норм банковского дела и деятельности оффшорных центров.
Хотя ЕС является самостоятельным интеграционным объединением в последние годы наблюдается зависимость этого объединения от «За океанских» братьев. В частности сложная политическая ситуация на Украине и подрыв планов США в Черноморском бассейне привело к объявлению экономических санкций против России, при этом наблюдается давление со стороны США на ЕС об ограничение экономического партнёрства с Россией, что в конечном счёте привело к введению санкций со стороны ЕС. Данное обстоятельство ставит под большое сомнение политическую и экономическую самостоятельность ЕС. Известно, что основным косяком ЕС на сегодняшний день являются Германия и Франция, но по нашим оценкам ни один вопрос в рамках ЕС не решается без согласования с США. Доказательством тому является развёртывание полемики вокруг сложившейся обстановки на Украине на сегодняшний день, когда факты твердят одно, а западное сообщество во главе с США утверждают совсем другое.
В настоящее время в Германии деловое сообщество атакует канцлера Ангелу Меркель, требуя отмены антироссийских санкций: если ФРГ потеряет рынок России, без работы останутся 300 тыс. немцев. Однако фрау Меркель стойко держится проамериканской позиции. В 2007 году на эту тему с разоблачительной книгой «Немецкая карта, скрытая игра секретных служб» выступил генерал Гельмут Комосса, экс-глава военной контрразведки ФРГ. Он утверждал, что существует тайный государственный договор от 21 мая 1949 года. В документе по грифом «Совершенно секретно» изложены основные ограничения, введённые тремя западными странами-победительницами (США, Англия, Франция) относительно суверенитета ФРГ. Так, каждый новый канцлер ФРГ перед принятием присяги обязан подписать в США некий документ, получивший название «канцлеракт». Кроме того, согласно договору, за США закреплён полный контроль за СМИ ФРГ (радио, ТВ, газеты и журналы, издательства). И ещё одно условие: ФРГ обязуется хранить свой золотой запас в американских хранилищах. Договор утверждает генерал Комосса, которому исполнилось 90 лет, действует вплоть до 2099 года! Эту информацию косвенно подтвердил ныне здравствующий Эгон Бар, в прошлом советник Вилли Брандта (канцлер ФРГ в 1969–1974 гг.). В интервью газете «Die Zeit» от 8 сентября 2009 года. Бар вспоминал, что Вилли Брандт, вступивший в должность канцлера, возмущался, что ему надо подписывать унизительные документы, ограничивающие суверенитет ФРГ. Брандт это сделал лишь после того, как узнал, что подобные документы до него подписывали три предыдущих канцлера ФРГ. Сторонники версии тайного договора указывают, что все вновь избранные канцлеры ФРГ первый госвизит совершают именно в США, и за океаном до сих пор хранится большая часть золотого запаса ФРГ. [3, с 10]. В данном случае возникает естественный вопрос, как страна являющаяся косяком экономики Евросоюза может держать эстафетную палочку ЕС, если её собственный суверенитет находится в руках «За океанских» братьев? а положение дел в нынешней политической и экономической обстановки в Европе всё больше подтверждает высказывания Гельмут Комосса.
Исходя из изложенного возникают трудности в оценке перспективы развития ЕС в будущем так как любые экономические и политические потрясения в мире могут привести к неадекватным поступкам со стороны правительства ЕС к странам участницам (слабым с экономической точки зрения), ибо принятие самостоятельных и взвешенных решений тех или иных проблем в рамках сообщества и за её пределами не обходится без прямого и косвенного вмешательства со стороны США. В свою очередь на наш взгляд странам претендующим на вступление в ЕС следует серьёзно задуматься следует ли им входить в состав ЕС, так как обстановка дел во внутренней и внешней политике в этом интеграционном объединение в кризисные годы проявляет себя всё больше с отрицательной стороны.
Литература:
1. А. В. Вахабов, Ш. Х. Хажибакиев, Ш. И. Рахманов и др. «Мировая экономика международные экономические отношения» учебное пособие Ташкент.: 2014 год.
2. Черковец О. Европейский союз: уроки интеграции — ж. Экономист, М.: 1998, № 10
3. Газета «Аргументы и факты» № 49 (1778) 4–10 декабря 2014 года