Применение бадминтона как оздоровительной технологии на учебных занятиях со студенческой молодёжью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 26.12.2014

Статья просмотрена: 1351 раз

Библиографическое описание:

Дегтярев, А. А. Применение бадминтона как оздоровительной технологии на учебных занятиях со студенческой молодёжью / А. А. Дегтярев, А. В. Козлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 448-451. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14549/ (дата обращения: 18.12.2024).

В современном обществе, благодаря достижениям науки, облегчён не только физический, но и умственный труд человека. Однако это породило и болезни, которые называют болезнями цивилизации: заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, гиподинамия и другие. Кроме того, социально-экономические преобразования последних десятилетий в нашей стране негативно сказались на здоровье населения.

Как показывает опыт ведущих стран мира, высокий оздоровительный эффект достигается при использовании здорового образа жизни, в котором основным оздоровительным фактором признана физическая культура. Однако в России в настоящее время физической культурой занимаются только 10–15 % населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40–60 % [Л. Л. Ципин, 2012]. Средства и методы оздоровительной физической культуры в последние годы широко разрабатываются [С. К. Гамидова, 2012; И. В. Иванов, 2006; В. Н. Селуянов, 2006 и др.]. Однако систематических научных исследований по изучению влияния бадминтона на здоровье студентов не проводилось. Поэтому разработка доступных, эффективных и привлекательных для студентов средств и методов оздоровительной физической культуры, обеспечивающих профилактику болезней, укрепление их здоровья, является актуальной проблемой.

Цель исследования: разработать для студенческой молодёжи научно-обоснованную методику оздоровительных учебных занятий по физической культуре с применением бадминтона.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент, педагогический анализ занятий.

Экспериментальная работа выполнена в 2014 году на базе Российского университета дружбы народов, г. Москва.

Содержание работы. Широкое применение в оздоровительной физической культуре находят спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол, гандбол и др. По сравнению с традиционными беговыми упражнениями они отличаются привлекательностью, эмоциональностью, разнообразием игровых ситуаций.

Популярен у студентов и бадминтон. По сравнению с другими спортивными играм бадминтон имеет преимущества: исключается контакт с соперником и соответствующий травматизм; имеется возможность строгого дозирования нагрузки; не требует большого числа занимающихся и больших по размерам площадок; доступен для освоения.

Велика роль занятий бадминтоном для студенческой молодёжи. Эффективно воздействовать на обменные процессы позволяют циклические упражнения большой мощности — бег на 1,5–5 км, лыжная гонка на 5 км и др. Однако для оздоровления студента рядом преимуществ по сравнению с указанными упражнениями имеет бадминтон. Игра в бадминтон позволяет достигать такого же активирующего влияния на обменные процессы в организме, что и другие виды мышечной работы, но по эмоциональному воздействию, доступности, интересам занимающихся он значительно их превосходит.

Эффективен бадминтон и для профилактики снижения адаптационных возможностей. Во время игры частота сердечных сокращений может достигать 170 ударов в минуту и более. Однако оздоровительный эффект игры в бадминтон до настоящего времени фактически еще не изучен.

Для разработки эффективного содержания и методики оздоровительных учебных занятий с применением бадминтона нам необходимо было получить собственные данные о влиянии таких занятий на организм занимающихся. Это выполнено в ходе педагогического эксперимента. Для участия в педагогическом эксперименте были выбраны студенты без отклонений в состоянии здоровья. Все занимающиеся владели техникой игры в бадминтон на любительском уровне.

Каждое занятие начиналось с подготовительной части, включающей ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения. При этом обращалось внимание на тщательную подготовку организма к последующим нагрузкам. Затем студенты приступали к игре. Игра проводилась по двум методикам. Одна из них предусматривала двухстороннюю игру без счета. Данный подход был избран для увеличения плотности занятий, чтобы волан дольше был в игре и меньше на земле. Другая методика заключалась в двухсторонней игре на счет.

Через три месяца тренировочных занятий все испытуемые были обследованы по той же программе, что и в начале эксперимента. В результате большая часть исследуемых показателей улучшилась: задержка дыхания на вдохе и выдохе — на 10 %, индекс степ-теста — на 10 %, функциональный показатель — на 15 %, время в беге на 3 км — на 4 %, коэффициент выносливости — на 6 %. Все это свидетельствует об улучшении адаптационных возможностей организма испытуемых, а следовательно, их здоровья.

Хронометраж и педагогический анализ занятий, организуемых по одной и по другой методике, выявили выраженные различия в их моторной плотности. При организации игры без счета плотность занятий составила от 60 % до 70 %, при игре на счет — от 50 % до 60 %. При этом напряжение организма (по частоте сердечных сокращений) при игре без счёта достигало 170 ударов в минуту и сохранялось определенное время (пока не был приземлен волан). При игре на счёт частота сердечных сокращений у испытуемых также достигала высоких значений, но это было достаточно кратковременно. Только у более технически подготовленных партнеров игра продолжалась дольше и, соответственно, дольше поддерживалось напряжение организма.

Проведенные наблюдения показали, что при любительском уровне подготовленности студентов более выраженного оздоровительною воздействия игры в бадминтон можно достигнуть при использовании методики игры без счета. Полученные данные были использованы при разработке методики оздоровительных учебных занятий с применением бадминтона. Представим таблично содержание оздоровительных занятий с применением бадминтона.

Таблица 1

Фрагмент оздоровительных занятий с применением бадминтона

Номера

занятий

Содержание

Дозировка

11—13

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе

Разминка (упражнения для мышц рук, ног, туловища, обеспечения подвижности в плечевых, локтевых, тазобедренных, колейных суставах; бег с высоким подниманием бедра, ускорения на 10—15 м)

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

4 мин

 

8 мин

 

 

 

35 мин

 

 

4 мин

14—17

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе

Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

Силовые упражнения: подтягивание на

перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре,

поднимание прямых ног сидя на полу или

поднимание ног за голову лежа на полу Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

4 мин

 

6—8 мин

40 мин

3 мин

 

Число выполнений каждого упражнения 80— 90% от максимального

3 мин

18—21

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе

Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

Силовые упражнения

 

 

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

5 мин

8 мин

 

 

40 мин

3 мин

Число выполнении каждого упражнения — 90% от максимального

3 мин

24

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Заключительная часть

Ходьба, упражнения для расслабления мышц

5 мин

8 мин

45 мин

4 мин

3 мин

25—26

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

Силовые упражнения

 

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

5 мин

4 мин

40 мин

 

3 мин

Число выполнений каждого упражнения — 90% от максимального

3 мин

27—28

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

5 мин

8 мин

45 мин

 

4 мин

3 мин

29—31

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц.

Силовые упражнения

 

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

4 мин

5 мин

40 мин

 

3 мин

Число выполнений каждого упражнения — 90% от максимального

4 мин

 

Кроме того мы разработали следующие методические указания для проведения оздоровительных занятий с применением бадминтона:

1.         Занятия начинать с ходьбы, скорость бега наращивать постепенно. Бег заканчивать переходом на быструю ходьбу.

2.         При двухсторонней игре сначала студенты перекидываются воланом через сетку в спокойном темпе, затем игра по согласованию партнеров ускоряется и проводится в доступном темпе, с достаточной нагрузкой.

3.         При чрезмерной нагрузке для одного из партнеров игра приостанавливается и делается перерыв на 3–5 минут. Затем игра продолжается, но в более спокойном темпе, с меньшей нагрузкой.

4.         Силовые упражнения выполнять по одному подходу на каждое упражнение; между подходами выполнять упражнения на расслабление мышц, развитие подвижности в тазобедренных, коленных и других суставах.

5.         Занятия заканчивать медленным бегом, ходьбой, упражнениями на расслабление мышц.

6.         Проводить систематический контроль за состоянием студентов на каждом занятии.

Выводы. Игра в бадминтон позволяет достигать такого же влияния на функциональные возможности организма, что и другие виды мышечной работы большой мощности, но по эмоциональному воздействию, привлекательности и доступности для занимающихся она значительно их превосходит. Однако применение бадминтона на занятиях по физической культуре со студентами в оздоровительных целях не имеют систематических научных обоснований. Исследования показали, что более выраженное оздоровительное воздействие игры в бадминтон на здоровье студентов наблюдается при использовании методики игры без счета.

 

Литература:

 

1.      Гамидова, С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / С. К. Гамидова. — Смоленск, 2012. 19 с.

2.      Иванов, И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура / И. В. Иванов, А. И. Чистотин. — Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006. 56 с.

3.      Селуянов, В. Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов. — М.: СпортАкадемПресс, 2006. 172 с.

4.      Смирнов, Ю. Н. Бадминтон: Учебник. — М.: Советский спорт, 2011. 249 с.

5.      Ципин, Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями / Л. Л. Ципин. — СПб.: Копи-Р Групп, 2012. 103 с.

6.      Щербаков, А. В. Бадминтон / А. В. Щербаков. — М.: Советский спорт, 2010. 156 с.

7.      Щербаков, А. В. Игра бадминтон / А. В. Щербаков, Н.И Щербакова. — М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. 121 с.

Основные термины (генерируются автоматически): медленный темп, мина, расслабление мышц, двухсторонняя игра, бадминтон, упражнение, бег, подготовительная часть, Заключительная часть, Основная часть.


Похожие статьи

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе со студентами на занятиях по математике

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников

Использование фитнес-программ в практике физического воспитания студенток

Применение дидактических игр на уроках математики

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Похожие статьи

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе со студентами на занятиях по математике

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников

Использование фитнес-программ в практике физического воспитания студенток

Применение дидактических игр на уроках математики

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Задать вопрос