В период 1925–1945 гг. искусство Вьетнама процветало. Открытие новых творческих тенденций создало отдельный стиль работы «Стиль Индокитая»[1].Вьетнамское современное творчество формировалось на базе неоклассической, романтической, реалистической, импрессионистической, экспрессионистической,символической и постимпрессионистической школ.Обратившись к исследованию национального искусства, вьетнамские художники поняли, что геометрические узоры на бронзовых Донг Шон отвечают современным ценностям.Основные элементы условны, символичны. Фриз резного дерева стилизован, выразительно смотрится на общинном доме в деревне Вьетнама, обладая глубоким символическим содержанием, эстетикой, наивностью. Традиционная архитектура Вьетнама связана с феодальной монархией, системой дворцов, гробниц с великолепными золотыми и серебряными украшениями.
Ключевые слова:влияние французского искусства, традиция, живопись, Вьетнам
9 января 1858 г. французы оккупировали вьетнамское государство, которое стало именоваться колонией Индокитай (включая Лаос и Камбоджу). Французский колониализм просуществовал на территории Индокитая до 1945 г. Колонизаторы проводили прогрессивную политику: строились заводы, создавались плантации, фермы, открывались школы, университеты, курсы математики, географии, французского языка, западной литературы и пр. Французами были созданы учреждения культуры и искусства для передачи культурных идей народу Индокитая: появился Археологический комитет Индокитая, в 1902 г. — Институт Бак Ко, начал выходить журнал ЭФЭО об исследования древней восточной культуры.
Рис. 1. То Нгок Ван. «Девушка сидит у лилий». 1943. Холст, масло
По указу французского губернатора по всей стране было открыто несколько училищ, среди них можно назвать Ремесленное училище Бинь Зыонг (1901), Промышленно-прикладное училище Биен Хоа (1903), Художественное училище Жа Динь (1913), Колледж изобразительных искусств Индокитая (1925). Французы пытались распространять свою культуру на территории всего Аннама[2]. В 1900 г. в Париже проходят колониальные выставки: «На этой выставке были продемонстрированы французские живопись и скульптура. Особо привлекают внимание бронзовые статуи скульптора-импрессиониста Огюста Родена (Auguste Rodin)»[7, c. 308]. В это же время появляется культурная ассоциация, созданная для распространения вьетнамского искусства. В 1909, 1911, 1913 и 1915 гг. проводится вьетнамско-французская художественная выставка.
Ханой становится центром современного культурного обмена.
10 июля 1924 г. в Ханое наконец-то было признано вьетнамское современное искусство, что стало важной вехой во вьетнамской истории. Генерал-губернатор Индокитая Мартиал Мерлин (Martial Merlin) подписал указ о создании Колледжа изобразительных искусств. Именно в этом учреждении мастеров готовили согласно европейской академической модели обучения. Изучали в основном искусство Западной Европы.
Рис. 2. Нгуен Ханг. «Ловля рыбы в лунную ночь». 1943. Лаковая живопись.
Французский художник Виктор Тардье[3] (Victor Tardieu) (1870–1937) разработал учебный план для студентов Индокитая. Среди предметов была графика, анатомия, перспектива, композиция, цвет, масляная и лаковая живопись и т. д. Кроме того, студенты изучают искусство Китая и Японии. В 1932 г. в колледже создана мастерская для изучения развития традиционного искусства Вьетнама [9, c. 29]. Виктор Тардье усердно передает поколению студентов знания о западном искусстве. Кроме того, большой вклад в обучение студентов внес талантливый художник Джозеф Ингумберти (Joseph Inguimberty) (1896–1971). Скульптор Эварист Зончере[4] (Evariste Jonchèr) (1892–1956) основывал ремесленные и гончарные мастерские на протяжении 1938–1943гг. Традиционные художественные приемы по-прежнему привлекают мастеров и вносят свой вклад в развитие вьетнамского изобразительного искусства [9, c. 29].
Рис. 3. Ле Ван Де «Семья». 1933. Холст, масло
Вместе с тем некоторые художники прошли подготовку во Франции: Ле Ван Mиенг (1870–1943) и Нам Сон (Нгуен Ван Тхо) (1890–1973) обучались в Парижской художественной школе в 1891–1895 и 1924–1925 гг. соответственно. Они переняли инновационные методы и технику западной масляной живописи и создали много произведений высокого художественного уровня. Кроме того, некоторые художники занимались самообучением, среди них Тханг Чан Фенг (1895–1968), который занимался живописью с французским художником Лелоусом (Lelous), а также Лыонг Куанг Зует и др. Художники разработали свой уникальный стиль, находясь под влиянием культуры Франции. Колледж изобразительного искусства, просуществовавший с 1925 по 1945-й гг., выпустил в общей сложности 150 студентов разных специальностей.
В период 1925–1945 гг. художник не сосредотачивается на структуре объективной реальности, он эксплуатирует сексуальные правовые основы народного искусства в современных произведениях искусства.
Пространство прописано очень обобщенно, слабо соотносясь с трехмерной структурой, в основном используется плоскость, что характерно для народного искусства. Художники часто лишь условно применяют закон ближнего и дальнего плана. Однако особое внимание отдается контурам, что придает ясность форме, поэтому контуры в искусстве периода 1925–1945 гг. яркие и чувственные. Эти работы содержат романтический дух, невинность, таинство бытия, побег от реальности. Они мечтают, вспоминая о прошлом. Прием каллиграфии — отличительная черта вьетнамского искусства. Художники успешно реализуют глубину символических материалов: лака, присущего вьетнамскому искусства, цвета — золота, серебра, перламутра и т. д. Создается мистическая эстетическая глубина, прослеживается гармония в сочетании восточного и традиционного искусства Вьетнама.
Линии, формы, к которым прибегают художники, говорят о творческих поисках академических и народных приемов: «Увидев на выставке живопись вьетнамских художников, французы удивились, они не ожидали, что отсталый народ имеет такую глубокую и древнюю художественную традицию и людей, обладающих художественным талантом» [7, c. 314]. Они создали узнаваемый образ, глубоко символичный для примитивного искусства Вьетнама. По словам профессора Чан Куок Выонг, «Иностранные культурные элементы сочетаются с культурными традициями Вьетнама, изменяются и обогащаются, создавая национальную культуру. Эти факторы работают на уровне вьетнамской культурной идентичности. Влияние французского и западного искусства принесло новые образы во вьетнамское творчество. Формирование нового облика современного вьетнамского искусства осуществляется путем приема и локализованных изменений в экзогенных культурных факторах» [6, c. 89]. Происходит процесс сочетания западного искусства и культурных традиций.
Особо стоит отметить первое поколение художников: Нгуен Фан Чан, То Нгок Ван, Ле Ван Де, Ле Фo, Нгуен Зя Чи, Буй Суан Фaи и т. д., которые являются творческими индивидуальностями и чья любовь к традиционной культуре очень сильна. Именно они сумели объединить национальную составляющую и современное творчество, «что пытались сделать многие поколения художников. Они сочетали кубические художественные элементы бронзового литья эпохи Донг Шон, скульптуры на общинных домах, деревенскую природу, декоративность, яркость искусства художников Донг Хо, народную живопись, мистические, символические, сюрреалистические религиозные скульптуры Центрального нагорья, а также могильные плиты, связанные с художественным направлением кубизма, наивным искусством» [8, c. 89]. «Искусство респектабельных художников, пронизанное национальным духом, признано во всем мире, именно они заложили фундамент во вьетнамское творчество» [6, c. 87].
В этот период в Колледже изобразительных искусств Индокитая Виктором Тардье была изложена политика основной подготовки: «Художественная школа нужна для того, чтобы помочь художникам изучить свои традиции с целью пробудить потенциал древнего традиционного искусства, нуждающегося в системе методов и приемов и внедрения их в современное искусство». Вьетнамские художники исследовали традиционные лакокрасочные материалы для создания современных материалов. Вместе с тем, художники признали невинную красоту, изображенную в народных картинах, — их двумерную структуру, которая стала возможна благодаря использованию тонких выразительных линий, придающих глубину. Кроме того, они изучали историю национальных костюмов и их цвета, чтобы создать отдельную палитру, гармонирующую с духом традиционной эстетики. Художники полны энтузиазма, они с удовольствием исследуют западный стиль и его сочетание с национальным искусством, чтобы создать новую систему образов. В результате формируется группа талантливых художников, очень уважаемых социумом.
Изучая ценности своих отцов, они поняли, что доминирующим художественным стилем являются особенности местной культуры. Также они не обошли вниманием психологию Вьетнама — работы должны содержать психологическую глубину, понятную нации. Они сосредоточены на красоте формы, ее содержании. Особенно популярны жанровые портреты, натюрморты, пейзажи сельского Вьетнама. Сочетание западных методов отражения природы представляет вьетнамское искусство в новых оттенках. Это отражено в работах Ле Фо, Май Хынг Хы, Нгуен Фан Чан, То Нгок Ван, Ань Сын, До Дык Туан, Ле Тхи Лыу, Хан Ван Кан, Лу Ван Дин, Нгуен Зя Чи, Нгуен Туонг Лан, Нгуен Тьен Чун, Нгуен Ты Нгьем, Буй Суан Фай и т. д.
Техника живописи и графики Вьетнама, особенно картин, написанных маслом, вышла на новый уровень не только с точки зрения восприятия, но и навыков. Каждый художник имел особенный подход, исследовал предмет в различных ракурсах, выбирал свои собственные творческие направления, темы и т. д. Все они умело сочетали романтизм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм. В интервью газете «Хын Бак» (№ 85 от 11.02.1941) художник Фудита (Fujita) говорит: «Вьетнамское изобразительное искусство по-своему уникально, в отличие от японского или французского искусства оно всегда остается самобытным. Кроме того, вьетнамское искусство обладает сильными позициями, что открывает перед ним большие перспективы».
В течение 20 лет своего существования Колледж изобразительных искусств Индокитая добился значительных достижений — открывались выставки, работам учеников присуждались награды, что подтверждало успешность процесса обучения. В 1927 г. в этом учреждении прошла выставка работ преподавателей и студентов. В 1928 г. состоялась групповая выставка студентов первого потока Ву Као Дама, Ле Фо, Май Чунг Тны. В 1929 г. прошла выставка профессора Джозефа Ингумберти, который писал сельские пейзажи Северного Вьетнама. Кроме того, Ассоциация Аннам поощряла искусство и ремесло, были организованы выставки в 1934–1937 гг., а также в 1939 г.
В этот период продолжается проведение национальных художественных выставок. В 1931 г. прошла Международная выставка в Париже[5], продемонстрировавшая успехи первого потока выпускников Колледжа изобразительных искусств Индокитая. На выставке «Salon de Paris» 1932 г. художники получили множество медалей и наград. Также в 1932 г. работы ряда студентов выставлялись в Риме, а в 1934 г. — в Милане[6]. В 1940 г. художники основали Художественную ассоциацию Аннама в Ханое (Foyer de l’Art Annamite). Кроме того, французское колониальное правительство создало «Уникальный салон», где выставлялись работы художников c 1943 по 1944 гг.
В период 1925–1945 гг. художник работает с символической и условной системой. Художник не сосредотачивается на структуре объективной реальности; чуть заметные линии преобразуются в пространство, создавая эффект яркости. Создается неповторимый стиль. Объективность — вот на что опирается художник при передаче своих чувств, настроения через художественный образ.
Литература:
1. Во Ван Лак, Изображения — символы в произведениях народной графики Донг Хо во Вьетнаме // Перспективы науки, Тамбов, 2013. № 3 (42) 2013. С. 59–55.
2. Во Ван Лак, Изображения — символы в произведениях народной графики Ханг Чонг во Вьетнаме // Глобальный научный потенциал, С, 2013. № 6 (27) 2013. С. 38–43.
3. Во Ван Лак, «Скульптура в общинных домах Вьетнама» //Глобальный научный потенциал, С, 2014. № 10 [43] 2014.
4. Во Ван Лак, «Cкульптура в гробницах в нагорьях Вьетнама» Молодой ученый (№ 18 (77), ноябрь 1 2014 г. С. 763–765.
5. Нгуен, В. К. Национальное вьетнамское современное искусство в период 1925–1945 гг. // Искусство и культура. — 8/2011. — № 326. — С. 87–89.
6. Нгуен, В. Ч. Искусство. Комментарии / В. Ч. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2000.
7. Нгуен, Д. Х. Национальное изобразительное искусство Вьетнама. Эссе и критика // Научно-художественный журнал. — 03/2011. — № 1. — С. 78–87.
8. Нгуен, З. К. Сущность восточной философии / З. К. Нгуен. — Хошимин: Издательство Хошимина, 1999.
[1] Успех этого стиля подтвердили студенты Колледжа изобразительных искусств Индокитая, обучавшиеся в период 1925–1945 гг. и создавшие множество произведений, заложив основу современного вьетнамского искусства.
[2] Аннам – государство на восточном берегу Индокитайского полуострова, занимало северную часть современной республики Вьетнам в период колонизации.
[3] Виктор Тардье родился в Лионе, Франция, умер в Ханое, Вьетнам. Был первым ректором в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1925–1937). Знаменитый художник, участник выставки «Salon De Paris», получил несколько наград. Тардье получил также награды в Индокитае и Вьетнаме. Во время жизни во Вьетнаме написал множество произведений, отражающих местные аспекты жизни и обычаи.
[4] Эварист Зончере родился в Венеции, в 1903 г. отправился в Париж для обучения в Парижской школе изобразительных искусств. Затем изучал творчество в Италии (1925–1928), где получил золотую медаль, вернулся во Францию в 1930 г., преподавал скульптуру в Университете Гавр. В 1932 г. в Индокитае получил награду и был приглашен преподавать в Колледже изобразительных искусств Индокитая, где был ректором в 1937–1944 гг.
[5] Работа «Играющие дети» (1931), выполненная на шелке художником Нгуен Фан Чаном, явилась важным событием на этой выставке.
[6] Среди студентов 1932 г. Нгуен Фан Тан Ле Фо, Май Чунг Тхы, Ле Ван Де. В 1934 г. В Милане выставлялся Ле Ван Де.