Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 27.12.2014

Статья просмотрена: 2986 раз

Библиографическое описание:

Филотенкова, Е. А. Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц» / Е. А. Филотенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 419-420. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14571/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье мы поставили задачу рассмотреть, какую интерпретацию получает тема искусства в романе Айрис Мердок «Черный принц». Также нас интересовало, каким образом Мердок объясняет, что такое искусство по Шекспиру, и с какими персонажами в романе связана данная проблема.

Ключевые слова:тема искусства, гамлетовский сюжет, Мердок, Черный принц, Гамлет, Брэдли Пирсон, художник-демиург, творец, писатель, произведение искусства, литература.

 

«Черный принц» Айрис Мердок (1973) — роман, в котором раскрываются тема подлинного искусства и тема художника-демиурга.

Со времен появления литературы поэты разрабатывали тему искусства в широком смысле слова. Каждый великий художник задавался вопросами: что есть искусство и кто есть демиург. Айрис Мердок создает уникальный роман, в котором герой — писатель Брэдли Пирсон — стремится ответить на эти вопросы, а его создатель Мердок дает ключ к ответам в шекспировском подтексте романа, связанном с трагедией «Гамлет».

Данная проблема до сих пор не был исследована в отечественном литературоведении, что определяет новизну и актуальность нашей статьи.

Главный герой романа Брэдли Пирсон — писатель, живущий в ожидании сотворения «величайшего произведения искусства». Он не занимается написанием «мелких» романов с целью приобретения популярности, как его друг Арнольд Баффин. При всей диаметральной противоположности позиций Пирсон называет Баффина своим «alter ego», «эманацией собственной личности» и «самым важным для себя человеком» [1].

Брэдли и Арнольд встретились тогда, когда Арнольд Баффин знаменитым писателем не являлся, Пирсон первым увидел талант Баффина и, направив его в творческое русло, помог начать писать. Вероятно, поэтому Арнольд Баффин так особенно дорог Пирсону, к своему «ученику» Брэдли относится трепетно, возможно, видя в нем некое в творческом плане продолжение себя.

Сопоставление персонажей наводит на мысль о двойничестве, только рассматриваемом через призму кривых зеркал. Арнольд Баффин пишет романы — один за другим — настолько часто и ловко, что они продаются с бешеной скоростью. Его дочь Джулиан говорит об отце: «Он живет в розовом тумане, а вокруг Иисус, и Мария, и Будда, и Шива, и Король-рыболов водят хороводы в современных костюмах» [1].

Чтобы понять, каким образом Брэдли Пирсон разграничивает «посредственные» романы и произведения искусства, а заодно ярче проследить антитезу творец — «называющий-себя-творцом», Пирсон — Баффин, стоит привести отрывок дискуссии Джулиан и Брэдли. На утверждение Пирсона: «ты воображаешь себя Гамлетом. Как все» [Мердок А. Черный принц. [1] — Джулиан отвечает:

«- Всегда, наверно, воображаешь себя главным героем.

— Для великих произведений это не обязательно. Разве ты отождествляешь себя с Макбетом или Лиром? <…> Дело в том, что Гамлет — это Шекспир.

— А Лир, и Макбет, и Отелло?!

— Не-Шекспир. <…> В посредственных произведениях главный герой — это всегда автор.

— Папа — герой всех своих романов.

— Поэтому и читатель склонен к отождествлению. Но если величайший гений позволяет себе стать героем одной из своих пьес, случайно ли это?» [1].

Таким образом, мечта Брэдли не просто создать величайшее произведение искусства, которое будет истинным, рожденным в творческих муках, но воплотить всего себя в этом творении, как Шекспир воплотил себя в трагедии и как он воплотил себя в самом Гамлете. Так, следуя зову сердца, Брэдли Пирсон в конце своей жизни воплотит себя в своем романе, в своей любви и, наконец, — в Джулиан.

Художник, как известно, бессмертен благодаря своим произведениям, и Брэдли-художник обрел свое бессмертие в Джулиан, в своей любви к ней:

«Книге предназначено было осуществиться ради Джулиан, а Джулиан должна была существовать ради книги. Не потому <…> что книга была схемой, которой Джулиан должна была дать жизнь, и не потому, что схемой была Джулиан, которую наполнить жизнью должна была книга. Просто Джулиан была — и есть — сама эта книга, рассказ о себе, о ней. Здесь ее обожествление, а заодно и бессмертие. Вот он, мой дар, вот оно, наконец, обладание. Мое навеки нерасторжимое объятие» [1.

То, ради чего жил Брэдли Пирсон, свершилось — книга написана. Это творение, рожденное в муках, было сопровождено настоящим катарсисом. Брэдли Пирсон трагически закончил свою жизнь, но эта трагедия и была его воплощением себя и своей любви, стала пирсоновской «риторикой».

Айрис Мердок устами Брэдли Пирсона говорит о связи автора и читателя, связь эта, разумеется, опосредована художественным произведением, которое создано творцом. Это творение посредством рецепции делает читателя вторым «автором» произведения. Пропуская текст через призму собственного сознания, читатель интерпретирует его в соответствии с собственным жизненным и читательским опытом, учитываются психологически аспекты восприятие и прочее. Об этих понятиях литературоведения Брэдли Пирсон рассуждает на примере трактовки Шекспира и Гамлета:

«Он [Гамлет. — Е.Ф.] — это грешное, страждущее, пустое человеческое сознание, опаленное лучом искусства, жертва живодера-бога, пляшущего танец творения. Крик боли приглушен, ведь он не предназначен для нашего слуха. <…> Шекспир здесь преобразует кризис своей личности в основную материю искусства. Он претворяет собственные навязчивые представления в общедоступную риторику, подвластную и языку младенца. Он разыгрывает перед нами очищение языка, но в то же время это шутка вроде фокуса, вроде большого каламбура, длинной, почти бессмысленной остроты. Шекспир кричит от боли, извивается, пляшет, хохочет и визжит — и нас заставляет хохотать и визжать — в нашем аду. Быть — значит представлять, играть. Мы — материал для бесчисленных персонажей искусства, и при этом мы — ничто. Единственное наше искупление в том, что речь — божественна» [1].

«Гамлет», по мысли Пирсона, воплощение Шекспира. Страдание, боль, которые он испытывает, — и есть муки творчества, муки рождения великого творения. Шекспир словно преобразует сам себя в язык «Гамлета», трагедия становится закодированной исповедью, шекспировская риторика — кодом. При этом читатель становится средством прочтения языка искусства, ибо читатель — «материал для бесчисленных персонажей искусства» [1], ведь искусство создается не только благодаря созданным художником мыслеобразам. Необходимо, чтобы эти мыслеобразы были интерпретированы читателем и желательно таким образом, каким символы задумал автор.

По мнению Брэдли Пирсона, Шекспир как никто олицетворяет риторику искусства, вся тайна священнодействия скрыта в его лучшем произведении — трагедии «Гамлет»: «Гамлет — это слова, и Шекспир — это слова» [1].

 

Литература:

 

1.                  Мердок А. Черный принц. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/MERDOK/murdoch_black.txt.

Основные термины (генерируются автоматически): роман, главный герой, искусство, какой образ, книга, произведение искусства, трагедия, Черный принц, читатель.


Ключевые слова

литература, Гамлет, тема искусства, гамлетовский сюжет, Мердок, Черный принц, Брэдли Пирсон, художник-демиург, творец, писатель, произведение искусства, литература.

Похожие статьи

Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий»

В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяж...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны»

Данная работа посвящена готическому роману, его предпосылкам и особенностям. В ходе работы была предпринята попытка ответить на вопросы: в чём заключается притягательность готического романа, чем объясняется интерес людей ко всему фантастическому и в...

Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи»

В статье раскрываются концептуальные идеи, связанные с символикой и ее значением в романе С. Кинга «Нужные вещи». При разборе романа использовался структурно-семантический и сопоставительный методы анализа. Специальное внимание уделено символике имен...

Готические традиции в малой прозе Рэя Брэдбери

В статье дается информация об истоках, отличительных чертах и основных представителях готической литературы, рассматривается малая проза одного из мэтров научной фантастики Рэя Брэдбери (рассказы «Кукольник» (The Handler, 1947), «Лаз в потолке» (Trap...

Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»

В данной статье рассматривается тема «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». Несмотря на научно-фантастический жанр произведения, автор затрагивает философские вопросы, актуальные и в наши дни. Данный во...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»)

Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джо...

Похожие статьи

Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий»

В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяж...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны»

Данная работа посвящена готическому роману, его предпосылкам и особенностям. В ходе работы была предпринята попытка ответить на вопросы: в чём заключается притягательность готического романа, чем объясняется интерес людей ко всему фантастическому и в...

Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи»

В статье раскрываются концептуальные идеи, связанные с символикой и ее значением в романе С. Кинга «Нужные вещи». При разборе романа использовался структурно-семантический и сопоставительный методы анализа. Специальное внимание уделено символике имен...

Готические традиции в малой прозе Рэя Брэдбери

В статье дается информация об истоках, отличительных чертах и основных представителях готической литературы, рассматривается малая проза одного из мэтров научной фантастики Рэя Брэдбери (рассказы «Кукольник» (The Handler, 1947), «Лаз в потолке» (Trap...

Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»

В данной статье рассматривается тема «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». Несмотря на научно-фантастический жанр произведения, автор затрагивает философские вопросы, актуальные и в наши дни. Данный во...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»)

Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джо...

Задать вопрос