Необходимость осуществления дополнительного технологического образования учащихся связана с потребностью общества в высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадрах. Технологическое образование всегда являлось начальным звеном решения задачи инновационного развития страны.
Образовательная модель, осуществляемая по стандартам второго поколения, дает возможность не только целостного обучения и воспитания детей в урочное время, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной системы. Теоретико-методологическая основа процесса технологической подготовки в школе (В. П. Овечкин, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.) и в системе дополнительного образования (И. П. Волков, В. А. Горский, А. В. Золотарева и др.) является фундаментом внеурочной деятельности в образовательной области «Технология». Дополнительное технологическое образование осуществляется на основе тенденций мирового опыта приобщения подрастающего поколения к жизни в быстро меняющихся социально-политических и экономических условиях, ведь обществу нужна творческая, яркая личность, способная к саморазвитию и самообучению на основе информационных и материальных технологий. Пройдя путь от обучения ремесленничеству до системы формирования понятий о материальных и информационных технологиях как основы знаний о преобразовании окружающего нас мира, технологическое образование может стать основой в формировании компетентной личности на всех уровнях основного и дополнительного образования.
Системное осмысление и исследование дополнительного технологического образования учащихся выявило основу его осуществления — проектную деятельность, что является актуальным и связано с требованиями ФГОС второго поколения, который выделяет проектную деятельность как одну из основных форм работы с детьми. По мнению К. Н. Поливановой, проектная деятельность «предъявляет новые требования к организации всего школьного пространства и времени» [3, с. 136]. Вопросами организации режима полного дня через вовлечение детей в творческую трудовую деятельность занимались П. П. Блонский, П. П. Каптерев, Э. Г. Костяшкин, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий. Сегодня дополнительное технологическое образование организуется в традиционных формах в виде школьных факультативов и кружков, творческих объединений и секций в центрах дополнительного образования, что позволяет создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса.
Рассмотрение дополнительного технологического образования как одного из направлений освоения проектной деятельности способствует появлению опыта продуктивного решения задач разработки и создания учащимися собственного продукта. Одним из главных преимуществ проектной деятельности во внеурочное время может стать её обучающий характер. Желание ребенка проявлять свои творческие способности (изобретательские, организаторские, художественные, научные) в деятельности, подчас не имеющей отношения к деятельности творческого объединения, которое он посещает, не должно носить ограничивающий характер. Развитие личностных качеств, формирование предметных и ключевых компетенций учащихся необходимо осуществлять на интегративной основе. При этом возникает проблема в организации такой формы учебной деятельности, при которой развитие учащегося было бы системно (комплексно), существовал охват различных видов коммуникации и обучение осуществлялось непосредственно в деятельности. Включение в совместную деятельность учащихся по различным направленностям способствует взаимообучению, в основе которого лежит не просто деятельность, направление которой определяет педагог, а деятельность, в основе которой лежит личностно-значимая для учащегося проблема.
Сама по себе проектная деятельность, как правило, является показателем освоения программы, возможностью целостного осмысления пройденного материала на базе уже сформированных знаний и умений. Традиционная форма взаимодействия при осуществлении проектной деятельности «педагог — учащийся» имеет ряд недостатков, одним из которых является «изолированность» ребенка, отсутствие взаимодействия с детским коллективом. Возможность поиска единомышленников, помощников, просто благодарных слушателей благоприятно влияет на мотивацию детей к осуществлению деятельности, повышает их статус, придает значимость.
Современной парадигмой образования является обучение в деятельности. Понимание сущности деятельности как системы действий и операций, определенных общей внутренней мотивацией и направленных на достижение определенных целей [1, с. 132], может происходить только в условиях взаимодействия человека с окружающей действительностью: окружающей средой и социумом. В век бурно развивающихся информационных и производственных технологий технологическое образование учащихся может стать связующим звеном понимания целей образовательного процесса, его интегрированной составляющей. Объединение в группу детей, занятых во внеурочной деятельности, можно осуществлять на основе проектной деятельности, связанной с освоением процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды. Результатом деятельности будет являться проект — «целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени» [3, с. 25].
В педагогической практике существует опыт организации совместной деятельности детей, как правило, исследовательской. Большие возможности содержатся в такой форме работы с детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа достижения результатов обучения. Можно предположить, что обучение проектной деятельности станет эффективнее, если будет происходить в группе.
Определением для группы, занятой проектной деятельностью, может стать термин проектная группа. Данная формулировка уже существует в экономике — это временное организационное образование людей с руководителем во главе, имеющее целью достижение обычно одной важной цели; включает в себя набор всех необходимых специалистов для выполнения задания в запланированные сроки [4] и наиболее полно отражает цели и условия существования деятельности в объединениях такого вида.
С педагогической позиции понятие проектная группа может рассматриваться как добровольно организованное объединение детей, обучающихся по различным направленностям, под руководством педагогов с целью осуществления исследовательской и проектной деятельности во внеурочное время. Организационно-методической основой работы с проектной группой должна стать общеобразовательная программа с инвариативным модулем (обучение основам исследовательской и проектной деятельности, развивающие модули с углубленным изучением материала по направленностям) и вариативным модулем, который является программой индивидуальной работы с учащимися по так называемым «индивидуальным маршрутам».
Организация проектных групп в процессе дополнительного технологического образования позволит индивидуализировать учебный процесс, дать возможность каждому ребенку самостоятельно или в группе осуществлять исследовательскую или проектную деятельность творчески, проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, осуществить саморазвитие при изучении нового материала, а самое главное — удовлетворить личностно-значимые потребности. Такая форма взаимодействия учащихся и педагогов, как проектная группа, позволит реализовать переход от знаниевой системы оценивания результатов обучения к оценке развития личности, что, в свою очередь, позволит говорить о формировании и развитии компетенций учащихся, моделировании результатов образования и их представлении как норм качества образования [1, с. 132] во внеурочной деятельности, осуществляемой в школе и в учреждениях дополнительного образования.
Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования можно обеспечить за счёт:
- создания в образовательном учреждении целостного образовательного пространства технологической подготовки учащихся на основе интеграции различных направленностей;
- осуществления во внеурочное время технологической подготовки в проектных группах;
- акцентирования внимания учащихся на способах саморазвития и самообучения на основе информационных и материальных технологий;
- активизации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности с помощью специальных методических приёмов.
С января 2012 года в тестовом режиме была создана инновационная площадка на базе МУДО «Дом детского творчества» г.Воркуты. В первую проектную группу вошли учащиеся следующих направленностей: художественная, техническая и естественнонаучная. Данные направленности представлены учащимися из 8 творческих объединений, 5 из которых имеют непосредственное отношение к образовательной области «Технология». При этом каждый учащийся, вошедший в проектную группу, обладает незаурядными способностями, считается одаренным ребенком.
Первые же занятия в проектной группе показали, что детям гораздо интереснее услышать мнение сверстников об их деятельности, будь то исследование или творческий проект. Возможность поиска единомышленников, помощников, просто благодарных слушателей благоприятно влияет на мотивацию детей к осуществлению деятельности, повышает их статус, придает значимость.
Такие дети с большей радостью включаются в социально-общественную деятельность (все участвовали в социальной акции «Защити права купальницы»), принимают участие в конференциях (защищают проекты), ведут активную выставочную деятельность (принимают участие в выставках декоративно-прикладного и технического творчества). По мнению педагогов, работающих с проектной группой, все это стало возможным благодаря развитию критического мышления учащихся, способности к анализу информации и непременному преобразованию ее в материальный продукт.
В творческую группу педагогов вошли 4 человека, перед которыми была поставлена цель: создание условий для эффективной работы проектной группы, а также ряд задач:
- выявить организационно-педагогические условия функционирования проектной группы и творческого коллектива педагогов;
- спроектировать модель организации работы с проектной группой учащихся на основе компетентностного подхода;
- определить дальнейшую стратегию развития учащихся в проектной группе.
Путем эмпирических методов: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, тестирование — было установлено, что:
- организационно-педагогические условия функционирования проектной группы целесообразно варьировать; взаимодействие «педагог — учащийся» осуществлять на основе индивидуальных и групповых занятий;
- модель организации работы с проектной группой учащихся необходимо разработать на основе комплексной программы, состоящей из вариативных модулей по каждой направленности и инвариативного модуля работы с проектной группой в целом;
- стратегия развития учащихся в проектной группе может быть эффективно реализована в концепции компетентностного подхода.
Одним из основных вопросов при анкетировании педагогов был вопрос о необходимости реализации данной модели взаимодействия учащихся не только в системе дополнительного образования, но и во внеурочной деятельности на базе школ. Было выдвинуто предположение, что не имеет значения, кто будет реализовывать данную модель организации проектной деятельности — педагоги дополнительного образования или учителя в школе, важна сама цель организации проектной группы учащихся.
Проведение эксперимента начато с сентября 2012 года. К этому времени была разработана комплексная дополнительная общеобразовательная программа в виде модулей и сам принцип разработки модулей, универсальность которых позволяет адаптировать данную программу для реализации как в системе дополнительного образования, так и в школах.
Таким образом, отличительной особенностью работы над проектом в дополнительном образовании и внеурочной работе в школе является:
1. Проектная деятельность, осуществляемая на основе проектных групп, объединяющих учащихся из различных направлений деятельности, обладающих знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях и высоким запасом творчества.
2. Осуществление компетентностного подхода в системе дополнительного образования как метода моделирования результатов обучения, имеющего приоритетную ориентацию на достижение таких целей образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.
3. Рассмотрение всех направлений внеурочной деятельности «как содержательного ориентира при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности детей основывать на видах деятельности». [2, с. 8]
Способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно работать самостоятельно и сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, получать материальный продукт как результат деятельности — ориентиры, достичь которые возможно благодаря дополнительному технологическому образованию в условиях организации проектных групп.
Литература:
1. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [В. И. Загрязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.]: под ред. В. И. Загрязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с. — (Работаем по новым стандартам).
4. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://termin.bposd.ru/publ/17–1-0–3187.