Ключевые слова: гендерные исследования, гендерный подход, контент-анализ, образование, гендер, феминный, маскулинный.
Гендерные исследования рассматриваются как междисциплинарное научное знание, направленное на изучение человеческих проблем, таких, как социализация, идентификация, социальная стратификация, а также проблем, связанных с полоролевыми установками, стереотипами и взаимоотношениями.
Изучение опыта по использованию гендерного подхода зарубежных ученых позволило российским исследователям разработать методики по применению гендерного подхода в конкретных целях, в первую очередь, для экспертизы документов в различных областях науки и сферах жизни с учетом национальных особенностей: в образовании (Л. В. Штылева), политике бюджетирования (Л. Ржаницына), лингвистическом анализе гендерного концепта (А. В. Кириллина), анализе школьных учебников (А. В. Смирнова), стратегиях парламентских и президентских выборов (С. Г. Айвазова), в различных социально-экономических и демографических программах (И. Е. Калабихина), в историографии (А. В. Белова).
Московский центр гендерных исследований является одной из первых организаций в России, разработавшей в период с 1993 г. по 2007 г. индикаторы гендерного равенства и социально-экономические показатели гендерного равенства. Центром был проведен гендерный анализ российского законодательства, сравнительный анализ национальных механизмов по гендерному равенству в различных странах мира, гендерная экспертиза ГОСТов и учебников по социальным и гуманитарным дисциплинам для вузов.
Российскими учеными были организованы не только комплексные проекты, представляющие попытку разработать методологии гендерного подхода, внедрение его во многие сферы жизни, но и индивидуальные исследования. Рассмотрим некоторые из этих проектов.
1. В теории и методике гендерного подхода в школьном образовании, разработанной Л. В. Штылевой, впервые предпринята попытка применения гендерного подхода в педагогике и образовании. Гендерный подход в культуре зиждется на позиции первостепенности социальных и культурных смыслов, предписываемых мужчинам и женщинам при формировании обществом гендерных различий. В педагогике гендерный подход опирается, прежде всего, на положение о том, что причины гендерных различий в способностях мальчиков и девочек могут заключаться в социальных условиях среды, в которой проходит их развитие и воспитание, а также социальных ролях и нормах, а не в концепции анатомо-биологических отличий.
Методы, посредством которых Л. В. Штылева предлагает реализовать гендерный подход в образовании, направлены не только на гуманизацию и демократизацию педагогического процесса, но и на расширение свободы отношений между участниками педагогического процесса и за его пределами. Среди основных методов внедрения гендерного подхода в образование автор выделяет следующие:
- общие методы формирования сознания (беседа, диспут, лекция, конференция и др.);
- методы организации деятельности и опыта поведения (поручения, упражнения и др.);
- методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение) [6, с. 187].
Гендерный анализ в образовании, по словам Л. В. Штылевой, являющийся рабочим инструментом реализации гендерного подхода в науке, применяется на институциональном и процессуальном уровнях, то есть «это процесс сбора достоверной, комплексной информации, дифференцированной по полу и другим параметрам, для учета гендерных различий, имеющих место в сфере исследуемого вопроса» [6, с. 23]. Теоретические основы гендерного анализа опираются на теорию гендера и гендерного равенства, теорию гендерной социализации, теорию управления образованием и Закон РФ «Об образовании», а также принцип связи теории с практикой, системный подход, комплексный подход, принцип детерминированности будущего настоящим и принцип конкретно-исторического подхода.
Автором проделан подробный анализ образовательных документов РФ с начала 1990-х гг. и сделан вывод о том, что в настоящий момент образовательные документы РФ в большинстве своем являются гендерно-нейтральными, то есть в них «учитывают должным образом гендерное равенство как важное условие развития человеческого потенциала, и, соответственно, не содержат гендерно чувствительных индикаторов» [6, с. 237].
В авторской методике предлагаются методы гендерного анализа законодательства и образовательной среды учебного заведения: интервьюирование, включенное наблюдение, анкетирование, протоколирование уроков с последующим анализом и др. Методы определяются в зависимости от особенностей исследуемого объекта образования и разрабатываемых экспертами индикаторов (количественные или качественные) в области образования. Процедура гендерного анализа включает три этапа: а) сбор количественных данных, отражающих величину различий, б) выявление качественных данных, содержащих субъективные оценки людей о том или ином явлении, в) анализ полученных количественных и качественных данных, помогающий объяснить причины гендерной индикации явлений и перспективу ее изменения под воздействием определенных условий.
Внедрение гендерного подхода и гендерного анализа в образование, по словам Л. В. Штылевой, будет способствовать не только гендерному равенству в социуме, но и, что немаловажно, внесет положительные изменения в гендерные отношения в целом, послужит толчком для гармоничного развития личности в процессе образования.
2. Применение методики гендерного подхода при исследовании женской повседневности описывается в монографии А. В. Беловой «Четыре возраста женщины»: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII — середина XIX в». Используя методологию гендерно-чувствительного подхода, а также такие актуальные в современном гуманитарном знании дисциплины, как история женщин и гендерная история, гендерные и женские исследования в этнологии, гендерной антропологии, автор детально анализирует женские письма, дневники, мемуары, что позволяет по-новому осмыслить повседневную историю нашего Отечества, увидеть историю глазами женщин [3]. Применение гендерного подхода к изучению истории повседневности помогает увидеть жизнь обоих полов, но, в первую очередь, выводит женщин из «тени истории». Гендерная специфика обозначенной проблемы детерминирована следующим явлением: несмотря на то, что дворянская культура была патриархальной по своему характеру, женская повседневность играла в ней главенствующую роль в силу преобладающего присутствия женщин в семьях. «Наряду с большим количеством дочерей в провинциальных дворянских семьях роль главы зачастую тоже принадлежала женщине. <…> “Женское” главенство, как и мужское, основывалось на обладании недвижимой собственностью и, прежде всего, на возможности самостоятельно (единолично) распоряжаться экономическими ресурсами семьи» [13, с. 71].
3. Труд С. Г. Айвазовой «Российские выборы: гендерное прочтение», представляет собой анализ парламентских и президентских выборов с использованием гендерного подхода [2]. Материалами для исследования, проведенного С. Г. Айвазовой, послужили общефедеральные списки кандидатов в депутаты на выборах от различных политических партий; партийные программы и предвыборные платформы; предвыборные программы кандидатов на пост Президента страны, а также их статьи и выступления в прессе; материалы Центральной избирательной комиссии, включая законодательные акты о выборах, официальные результаты подсчета голосов избирателей; данные опросов общественного мнения от различных социологических служб; биографии женщин, входящих в администрацию Президента и Правительство РФ, являющихся руководителями российских регионов и др. Одной из современных социальных задач автор считает устранение гендерных разрывов, которые наблюдаются в России. Решение обозначенной задачи исследователь видит во включении граждан в различные формы гражданской активности, в том числе политической. Одним из самых точных индикаторов демократизации любого общества считается уровень обеспечения гендерного равноправия в избирательном процессе. Женщины РФ имеют право голоса и могут быть избранными, но политическая сфера до сих пор основывается на лишь формальном равноправии полов и скрытой дискриминации женщин.
4. Методика экспертизы школьных учебников с использованием гендерного подхода [5]. Целью указанной экспертизы явилось выявление предписанных социальных ролей, специфических качеств мужчин и женщин, с которыми школьники знакомятся на страницах учебников, а также специфики трансляции этих образов в учебниках по разным предметам и образовательным ступеням. Для проведения гендерной экспертизы учебников автор использовал метод контент-анализа. В основу выделения категорий анализа была положена обозначенная в научной литературе классификация гендерных стереотипов: стереотипы маскулинных и феминных качеств и свойств личности, стереотипы, касающиеся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, стереотипы, связанные с различиями в содержании труда. Проведенный А. В. Смирновой контент-анализ учебников, привел к выводу о том, что в школьной учебной литературе обозначены традиционные гендерные стереотипы, которые характеризуются сексизмом в отношении девочек и женщин, поэтому следует признать, что современные российские учебники нуждаются в корректировке.
5. Применение гендерного подхода к экспертизе учебников иностранного языка (немецкий язык для 5 кл.) было доработано М. С. Деминой. Автор предприняла попытку анализа учебников с использованием теоретических основ гендерной лингвистики, гендерной педагогики и методики обучения иностранным языкам. Целью работы было выявление и описание способа трансляции гендерно-маркированного материала, рассмотреть его в контексте межкультурного компонента обучения [4]. Посредством качественного анализа автор оценила трансляцию гендерных характеристик на страницах учебника. Вербальные и невербальные средства были классифицированы по следующим категориям: гендерные стереотипы или их нарушение, гендерный паритет и неясные места (невозможность определения пола героя или несоответствие тексту).
6. Основы методики распознавания и оценки дискриминации женщин на рынке труда [5]. Указанная методика дает практические советы по применению существующих норм российского законодательства, направленных на обеспечение прав женщин. Данные советы могут применяться уполномоченными по правам человека, активистками женских организаций, правозащитниками и другими заинтересованными лицами. Для сбора доказательной базы по фактам дискриминации автор рекомендует использовать следующие методы: интервьюирование работодателей и работников, контент-анализ объявлений о приеме на работу или аудитное изучение вопроса о конкретных формах дискриминации.
Как мы видим, в работах разных авторов, проводивших гендерные исследования в различных областях культуры, гендерный анализ сегодня представляет собой не собственно специфический метод научного исследования со своими процедурами, а, скорее, выступает в качестве четко обозначенной проблемы, для решения которой используется комплекс общенаучных и частно-научных методов и принципов, учитывающих специфику социально-культурных различий полов. Авторы предлагают методики проведения гендерного исследования таких сфер культуры, как образование, политика, законодательство, профессиональная сфера и др., что говорит о становлении российской традиции исследования гендерных проблем, происходящего благодаря разработке гендерного подхода в науках о культуре.
Под гендерным подходом следует понимать стремление к получению информации о явлениях и феноменах культуры с учетом гендерных различий, а также стереотипов маскулинности и феминности при помощи совокупности приемов и методов, используемых в дисциплинах социально-гуманитарного цикла. Таким образом, гендерный подход приобретает качество той сферы, при исследовании которой он применяется.
Литература:
1. Айвазова, С. Г. Основы методики распознавания и оценки дискриминации женщин на рынке труда / С. Г. Айвазова. — Издание второе, дополненное и переработанное. — М.: Эслан, 2007. — 112 с.
2. Айвазова, С. Г. Российские выборы: гендерное прочтение / С. Г. Айвазова. — М., 2008. — 177 с.
3. Белова, А.В. «Четыре возраста женщины»: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII — середина XIX в. / А. В. Белова. — СПб.: Алетейя, 2010. — 480 с.
4. Демина, М. С. К проблеме гендерного анализа учебников иностранного языка [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://festival.1september.ru:8080/articles/412782/
5. Смирнова, А. В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников. / А. В. Смирнова. — М.: ЗАО «Олита», 2005. — 80с.
6. Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штылева. — М.: ПЕРСЭ, 2008. — 316 с.
7. Латина С. В. К вопросу об инкорпорировании гендерных исследований в науки о культуре / С. В. Латина // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1153–1156