Обзор рынка грузоперевозок на примере ОАО «РЖД» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 24.12.2014

Статья просмотрена: 957 раз

Библиографическое описание:

Иванов, Д. В. Обзор рынка грузоперевозок на примере ОАО «РЖД» / Д. В. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 525-528. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14579/ (дата обращения: 16.10.2024).

Ключевые слова: международные грузоперевозки, экспорт, импорт, мультимодальные перевозки, мультимодальные транспортные коридоры, транспортная политика, курс нефти, ОАО «РЖД»

 

Международные перевозки- это неотъемлемая часть экономики любой страны.

Железнодорожные контейнерные перевозки — это неотъемлемая часть доставки груза на дальнее расстояния, включая организацию сложных цепочек мультимодальных перевозок без перегруза в контрольных пунктах передачи и доставка груза без повреждений.

Российские железные дороги занимают лидирующие позиции в мире наряду с магистралями Китая и США, также по объемам перевозок и протяженности железнодорожных линий. Они являются частью интегрированной железнодорожной сети с колеей 1520 мм. Важно отметить, что территории России проходят оптимальные маршруты, многие из которых являются частью международных транспортных коридоров.

Холдинг «РЖД» осуществляет перевозки грузов, багажа и грузобагажа железнодорожными транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, погрузочно-разгрузочную и транспортно-экспедиционную деятельность, сопровождение, охрану и хранение грузов.

-        Погрузка грузов снизилась на 2,8 % по сравнению с 2012 годом и составила 1236,8 млн тонн.

-        Грузооборота (без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) снизился относительно уровня 2012 года на 1,2 % и составил 2196,2 млрд ткм.

-        Объем погрузки экспортных грузов составил 402,4 млн тонн (32,5 от общего объема перегрузок). По сравнению с 2012 годом экспортная погрузка снизилась на 1,7 %

Рис.1. Место российских железных дорог среди ведущих мировых железнодорожных систем[1]

 

На сегодняшний день наибольшую популярность набирают контейнерные железнодорожные перевозки, которые в отличие от вагонных имеют ряд преимуществ, таких как: доставка контейнера до «дверей» получателя, отсутствие вероятности пропажи груза, а также оптимальная ценовая политика и сроки доставки. Наличие универсальных и специализированных контейнеров поможет перевезти груз любого типа и размера, включая скоропортящиеся продукты. А стабильная работа железнодорожных путей позволяет быть уверенными в оптимальных сроках доставки, независимо от погодных условий и прочих форс-мажорных обстоятельств.

В 2013 году грузооборот железнодорожного транспорта без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии снизился на 1,2 % и составил 2 196,2 млрд ткм. Отрицательная динамика в большей степени была обусловлена сокращением объемов во внутригосударственном сообщении (-2,2 %), чем в международном (-0,3 %). Структура грузооборота за год изменилась следующим образом: доля внутрироссийских перевозок снизилась с 44,2 % до 43,7 % за счет аналогичного роста международных перевозок (экспорт, импорт и транзит) до 56,3 %.

Общий грузооборот (с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) в 2013 году вырос — на 1,1 % до 2 813,1 млрд ткм.

Рис.2. Грузооборот без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии, млрд ткм.

 

Рис. 3. Структура грузооборота без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии в %[2]

 

Как можно видеть из рисунка 2 доля внутренних услуг имеет практически одинаковые доли как в 2009, так и в 2013. Доля экспорта за последние 5 лет практически не изменилась, хотя относительно импорта и транзита произошло увеличение доли.

К современным проблемам международных перевозок, можно отменить проблему формирования цены.

На формирование цены грузоперевозок влияют несколько факторов, а именно: сроки перевозки, дальность, характер груза.

Рис. 4. Динамика грузооборота по видам транспорта в 2013 года, % к предыдущему году[3]

 

Рассмотрим рисунок 4 к 2013 году, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, грузооборот транспорта в России вырос на 0,5 по сравнению с 2012 годом составил 5083,4 млрд ткм. Увеличилась объемов перевозки грузов

Нужно отметить, что когда цены на нефть снижаются, то страдают все отрасли промышленности, которые связаны с нефтью.

В 2012 и 2013 гг. средняя цена на нефть была выше $100 за баррель, что способствовало росту акций железнодорожных операторов, так как перевозчики занимались транспортировкой нефти из районов, в которых нет доступа к трубопроводам, например, с месторождения Bakken.

http://b1.vestifinance.ru/c/146757.640xp.jpg

Рис. 5. Котировки нефти[4]

 

Обзор рынка грузоперевозок открыл проблемы, свойственные этой отрасли:

-        Транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов, таких как инфраструктура железнодорожного транспорта и внутренних водных путей, автомобильные дороги недоивестирована в нужном объеме.

-        Недостаточные объемы реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также низкие темпы пополнения и обновления парков подвижных средств, другой транспортной техники привели в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, степень износа и т. д.) и работоспособности.

-        Нагрузка на железнодорожную инфраструктуру продолжает возрастать при отсутствии существенного улучшений уровня ее развития и технической вооруженности. При практически постоянной протяженности железнодорожной сети растет грузонапряженность на 1 км эксплуатационной длины железных дорог, которая превысила 24,9 млн. т-км/км (в среднем по сети), что существенно выше уровня нагрузки на железнодорожную инфраструктуру других стран. В результате протяженность проблемных в отношении пропускной способности «узких мест» составляет 7,6 тыс. км, или более 16 процентов протяженности основных железнодорожных направлений.

-        До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России.

-        Недостаточно развитая транспортная система сдерживает экономический рост: низкая резидентная мобильность населения препятствует снижению напряженности на региональных рынках труда; низкий уровень безопасности перевозок грузов и пассажиров отечественными транспортными компаниями негативно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке транспортных услуг.

-        Растут ресурсоемкость перевозок и транспортные издержки экономики. Рост себестоимости перевозок в свою очередь обусловливает повышение транспортных тарифов. Основными причинами низкой рентабельности и убыточности перевозок являются недостаточная производительность труда, а также отставание роста доходных ставок от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства.

 

Литература:

 

1.      Аникин Б. А., Родкина Т. А., Волочиенко В. А., Заичкин Н. И., Межевов А. Д., Фёдоров Л. С., Вайн В. М., Воронов В. И., Водянова В. В., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Кравченко М. В., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Филиппов Е. Е., Пузанова И. А., Учирова М. Ю., Рудая И. Л. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учебное пособие / электронный ресурс. — М.: ГУУ, 2014.

2.      Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Фёдоров Л. С., Логистика: тренинг и практикум / электронный ресурс. — М.: ГУУ, 2014.

3.      Воронов В. И. Международная логистика / электронный ресурс. — М.: ГУУ, 2004–2014. — 700 с.

4.      Курганов В. М. Международные перевозки. — М.: 2013.

5.      Транспортная логистика, Авторы: под ред. Л. Б. Миротин, Издательство: Экзамен,2005

6.      Материалы сайта http://www.vestifinance.ru/

7.      Материалы сайта http://rzd.ru/

8.      Материалы сайта http://www.rbc.ru/



[1] Годовой отчет 2013 ОАО «РЖД»

[2] Обзор результатов деятельности ОАО «РЖД»

[3] Годовой отчет 2013 ОАО «РЖД»

[4] Investing.com

Основные термины (генерируются автоматически): порожнее состояние, учет пробега вагонов, перевозка, дорога, железнодорожная инфраструктура, железнодорожный транспорт, млрд, собственник, структура грузооборота.


Ключевые слова

экспорт, импорт, международные грузоперевозки, мультимодальные перевозки, мульти-модальные транспортные коридоры, транспортная политика, курс нефти, ОАО «РЖД»

Похожие статьи

Особенности развития железнодорожных перевозок (международный и российский опыт)

Статья посвящена основным проблемам и направлениям развития железнодорожной отрасли России.

Проблемы контейнерной железнодорожной логистики в 2022 году и варианты их решения

Цель исследования: обозначить конкретные основные проблемы контейнерной железнодорожной логистики в России, которые были встречены в 2022 году, и предложить пути их решения.

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

В статье рассматривается влияние кризиса, связанного с пандемией коронавируса, на протекание существующих логистических процессов.

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в Росс...

Интеграция мультимодальных технологий в системе пассажирских перевозок

Актуальность выбранной темы обусловлена спросом пассажиров на инновационное развитие систем пассажирских перевозок в России, охватывающих междугородние, межрегиональные транспортные потоки.

Влияние внешних факторов на развитие рынка логистических услуг в России

В статье анализируется влияние современного кризиса на развитие рынка логистических услуг. Сделан вывод о росте в течение 2020 года количества мелких логистических компаний и даже улучшении финансового положения некоторых из них.

Рынок железнодорожного транспорта

Статья посвящена мировому рынку железнодорожного транспорта. Рассматривается индустрия железнодорожных транспортных услуг, объемы и движущие силы железнодорожного транспорта. Также представлены тенденции и цифровизация рынка железнодорожного транспор...

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России, осуществляемых компаниями, не аффилированными с ОАО «РЖД»

В статье дана характеристика сегодняшней отрасли железнодорожных перевозок в РФ. Перечислены основные игроки рынка грузовых железнодорожных перевозок. Рассмотрена специфика деятельности логистических компаний, не аффилированных с ОАО «РЖД».

Похожие статьи

Особенности развития железнодорожных перевозок (международный и российский опыт)

Статья посвящена основным проблемам и направлениям развития железнодорожной отрасли России.

Проблемы контейнерной железнодорожной логистики в 2022 году и варианты их решения

Цель исследования: обозначить конкретные основные проблемы контейнерной железнодорожной логистики в России, которые были встречены в 2022 году, и предложить пути их решения.

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

В статье рассматривается влияние кризиса, связанного с пандемией коронавируса, на протекание существующих логистических процессов.

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в Росс...

Интеграция мультимодальных технологий в системе пассажирских перевозок

Актуальность выбранной темы обусловлена спросом пассажиров на инновационное развитие систем пассажирских перевозок в России, охватывающих междугородние, межрегиональные транспортные потоки.

Влияние внешних факторов на развитие рынка логистических услуг в России

В статье анализируется влияние современного кризиса на развитие рынка логистических услуг. Сделан вывод о росте в течение 2020 года количества мелких логистических компаний и даже улучшении финансового положения некоторых из них.

Рынок железнодорожного транспорта

Статья посвящена мировому рынку железнодорожного транспорта. Рассматривается индустрия железнодорожных транспортных услуг, объемы и движущие силы железнодорожного транспорта. Также представлены тенденции и цифровизация рынка железнодорожного транспор...

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России, осуществляемых компаниями, не аффилированными с ОАО «РЖД»

В статье дана характеристика сегодняшней отрасли железнодорожных перевозок в РФ. Перечислены основные игроки рынка грузовых железнодорожных перевозок. Рассмотрена специфика деятельности логистических компаний, не аффилированных с ОАО «РЖД».

Задать вопрос