Применение куклотерапии в психологическом консультировании младших школьников с девиантным поведением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 27.12.2014

Статья просмотрена: 1827 раз

Библиографическое описание:

Ярина, Ю. В. Применение куклотерапии в психологическом консультировании младших школьников с девиантным поведением / Ю. В. Ярина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 379-382. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14597/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последнее время в России уделяется большое внимание образованию подрастающего поколения. Проводится планомерное реформирование системы образования, направленное на улучшение качества образования и воспитания на всех этапах обучения. Но, к сожалению, многие участники образовательного процесса сталкиваются с проблемами. Зачастую можно услышать от учителей, родителей и даже самих учащихся, что в классе есть дети, мешающие учиться. Эта проблема заключается в том, что некоторые дети своим «неправильным» поведением вызывают различные негативные реакции окружающих.

К сожалению, в настоящее время не существует общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с установленными правилами, требованиями. Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников.

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [2].

Проблема девиантного поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному нравственному и духовному развитию общества и государства в целом.

К младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает определенного уровня психологического и социально-нравственного развития: у него накапливается нравственный опыт, формируются психологические индивидуально-типологические свойства и социально-нравственные качества личности, вырабатываются привычки и ценности.

Современная ситуация развития общества сопровождается ростом отклоняющегося поведения в детской среде, что является негативным социальным явлением. Часто встречаемые девиации у детей младшего школьного возраста: агрессия, хулиганство, уклонение от школьной и трудовой деятельности, издевательства над более слабыми товарищами, жестокость по отношению к животным и т. д. Девиантное поведение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься.

Проанализировав специальную литературу по исследуемой проблеме в социальной педагогике и психологии, можно прийти к выводу о том, что трудновоспитуемость ребенка, наблюдение их норм и правил, установленных в обществе в науке рассматривается через явление девиации.

Данной проблемой занимались многие ученые-психологи, как зарубежные, так и отечественные: С. А. Беличева, Ч. Ломброзо, У. Шелдон, О. Кинберг, А. Штумпль, Е. Гейер, Ж. Пинатель, Е. А. Байер, З. Фрейд, Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцева, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. А. Абульханова-Славская, О. Ланге, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин, Е. В. Змановская, Г. И. Колесникова, Р. В. Овчарова, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев и другие.

Младший школьный возраст, по мнению Г. В. Буговой, является одним из наиболее сензитивных периодов детства в связи с резкой перестройкой реактивности, изменением физиологического равновесия в организме, т. е. существуют благоприятные условия как для развития, так и для воздействия патогенных факторов.

Несмотря на большое количество исследований на данную тему, проблема девиантного поведения остается актуальной и не до конца разрешенной. А это свидетельствует о необходимости поиска путей, средств, методов, которые будут способствовать профилактике девиаций поведения у детей младшего школьного возраста.

Самым эффективным методом в решении данной проблемы мы посчитали куклотерапию.

Четкого определения куклотерапии как такового нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии (Л. Лебедева, Г. Денисова), либо к игротерапии (С. Гриднева, А. Тащева), либо вообще выделяют отдельно.

Куклотерапия — это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом. [5]

Куклотерапия применяется в различных ситуациях, таких как, разрешение конфликтов, улучшение социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Отождествляя себя определенным образом, ребенок в условно созданной ситуации испытывает свои реальные чувства и проецирует свой внутренний мир, психолог корректирует чувства ребенка. Куклотерапия позволяет объединять интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, а также дает возможность самого естественного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Работа осуществляется в форме психологического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно, так и опосредованно — по ассоциации из мира животных и сказочных персонажей. [4]

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1.                  Изготовление кукол. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т. д.

2.                  Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, развивается воображение.

В куклотерапии используют различные варианты кукол от маленьких до больших у каждой группы кукол своя специфика и предназанчение. А. А. Осипова предлагает использовать такие варианты кукол, как: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные, куклы-костюмы. [4]

На наш взгляд эффективней всего использовать перчаточные куклы-животные, поскольку ребенку школьного возраста легче примерить на себя роль животного, чем самого себя.

Особенность нашей работы, заключается в том, что во время наших консультаций мы будем использовать куклотерапию как основной метод взаимодействия с детьми. За основу мы решили взять групповое консультирование, т. к. согласно Джеральду Кори, у группового консультирования свои особенности.

В силу своих физиологических особенностей ребенок не может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на беседе с взрослым. Дети зачастую не только не могут сформулировать запрос психологу, но и не понимают, с какой целью их привели к психологу. Отсюда — отсутствие мотивации к работе. Поэтому перед психологом стоит важная задача — расположить ребенка к себе и донести до него цель совместной работы. Этот аспект сам по себе является важной частью специфики консультирования детей, а также и одним из первых барьеров при взаимодействии с данной клиентской группой.

Консультирование детей требует вовлечения в терапевтический процесс дополнительных средств, помогающих активизировать познавательные процессы ребенка. [3]

Детское консультирование проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком. [1]

Нами была разработана программа по коррекции девиантного поведения у младших школьников была составлена с учетом всех проявляющихся девиаций. Ведь в данном возрасте легче сформировать и показать ребенку правильные модели поведения, конструктивное выстраивание диалогов, решение конфликтов без драк и увечий.

Программа представляет систему групповых занятий. Занятия проводятся отдельно с группой детей, которая включает в себя 10 человек. Соответствующая группа является итоговой экспериментальной группой, составленной для проведения формирующего эксперимента с учетом следующих обстоятельств: контрольная и экспериментальная группы должны соответствовать по количеству испытуемых.

Работа поделена на несколько этапов:

На первом этапе работы над программой была сформулирована ее основная цель и задачи.

Цель программы — формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру с целью коррекции девиантного поведения у детей младшего школьного возраста методом куклотерапии в процессе групповых консультаций.

Задачи программы:

1)                 развивать эмпатию, способность понимать переживания, состояния и интересы других;

2)                 научить детей способам саморегуляции и самоконтроля, используя элементы игры с куклой;

3)                 преодолеть барьеры в выражении чувств и эмоций, которые в обыденной жизни по различным причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

4)                 обучить способам адекватного телесного выражения различных чувств, эмоций, состояний;

5)                 помочь детям почувствовать себя более уверенными и значимыми в обществе;

6)                 формировать навыки конструктивного взаимодействия между детьми с помощью тетрализованной постановки.

Второй этап программы заключается в определении содержания программы, подборе соответствующих упражнений, разработке каждой встречи. Для закрепления эффективного поведения мы включаем обязательные домашние задания, обсуждение которых можно и не проводить. Главная цель домашних заданий — закрепить полученные на консультациях выводы.

Тематика консультативных встреч (для детей):

Встреча 1 — «Знакомство».

Цель занятия: знакомство детей друг с другом, установление эмоционального контакта с педагогом; введение детей в игровую ситуацию.

Встреча 2 — «Плохое настроение, грубость».

Цель занятия: развитие эмоциональной сферы, развитие творческого потенциала детей.

Встреча 3 — «Разные проявления доброты и агрессивность».

Цель занятия: развитие эмоциональной сферы, проработка хороших и плохих эмоций, коррекция проявления агрессивности в процессе игры.

Встреча 4 — «Обидчивость».

Цель занятия: снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить его, учить выбирать позитивный вариант выхода из состояния обидчивости.

Встреча 5 — «Вежливость».

Цель занятия: учить детей правилам употребления слов приветствий и благодарности, воспитать доброе и позитивное отношение детей друг к другу.

Встреча 6 — «Застенчивость».

Цель занятия: повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива.

Встреча 7 — «Трусость».

Цель занятия: снижение эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, формировать навыки коммуникативного поведения.

Встреча 8 — «Конфликтность».

Цель занятия: формирование положительной и дружеской атмосферы в группе, снижение эмоционального напряжения, научение способам самоконтроля и саморегуляции.

Встреча 9 — «Оптимизм».

Цель занятия: формирование положительной и дружеской атмосферы в группе, повышение уверенности в себе,

Встреча 10 — «Прощание».

Цель занятия: расширение сферы межличностного взаимодействия, развитие творческого потенциала ребенка, развитие эмоционального самовыражения.

Тематика консультативных встреч (для родителей):

Встреча — семинар.

Цель занятия: просвещение родителей по особенностям детей с девиантным поведением, повышение психологической культуры родителей.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 5 г. Сосновоборска. В исследовании принимали участие учащиеся 4 «Б» 20 человек, в возрасте 10 лет.

Консультации проходили хорошо, в обсуждениях намеченных тем принимали активное участие все дети. Процесс кукольных представлений был интересен тем, что для школьников это было новое направление. Никто из детей ранее не участвовал в подобном виде деятельности. В дальнейшей работе нами будет проведен эксперимент, насколько действенна наша программа в коррекции девиантного поведения.

 

Литература:

 

1.                  Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

2.                  Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 532.

3.                  Кори Д. Теория и практика группового консультирования/Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с. (Серия «Искусство консультирования»).

4.                  Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002г. 510с.

5.                  Силонова Н. Ю. Возможности куклотерапии в диагностике и коррекции детско-родительских отношений// Григорьев С. В., Фролов А. С. Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции. М.: МГДД(Ю)Т, 2003.

6.                  http://reftrend.ru/396578.html

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, ребенок, Встреча, занятие, младший школьный возраст, эмоциональное напряжение, повышение уверенности, внутренний мир, групповое консультирование, дружеская атмосфера.


Похожие статьи

Метод игротерапии в групповом консультировании младших школьников с целью оптимизации психологического климата

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Применение техник арт-терапии в групповом консультировании для снижения уровня эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков

Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Похожие статьи

Метод игротерапии в групповом консультировании младших школьников с целью оптимизации психологического климата

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Применение техник арт-терапии в групповом консультировании для снижения уровня эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков

Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Задать вопрос