В последнее время в России уделяется большое внимание образованию подрастающего поколения. Проводится планомерное реформирование системы образования, направленное на улучшение качества образования и воспитания на всех этапах обучения. Но, к сожалению, многие участники образовательного процесса сталкиваются с проблемами. Зачастую можно услышать от учителей, родителей и даже самих учащихся, что в классе есть дети, мешающие учиться. Эта проблема заключается в том, что некоторые дети своим «неправильным» поведением вызывают различные негативные реакции окружающих.
К сожалению, в настоящее время не существует общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с установленными правилами, требованиями. Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников.
Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [2].
Проблема девиантного поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному нравственному и духовному развитию общества и государства в целом.
К младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает определенного уровня психологического и социально-нравственного развития: у него накапливается нравственный опыт, формируются психологические индивидуально-типологические свойства и социально-нравственные качества личности, вырабатываются привычки и ценности.
Современная ситуация развития общества сопровождается ростом отклоняющегося поведения в детской среде, что является негативным социальным явлением. Часто встречаемые девиации у детей младшего школьного возраста: агрессия, хулиганство, уклонение от школьной и трудовой деятельности, издевательства над более слабыми товарищами, жестокость по отношению к животным и т. д. Девиантное поведение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься.
Проанализировав специальную литературу по исследуемой проблеме в социальной педагогике и психологии, можно прийти к выводу о том, что трудновоспитуемость ребенка, наблюдение их норм и правил, установленных в обществе в науке рассматривается через явление девиации.
Данной проблемой занимались многие ученые-психологи, как зарубежные, так и отечественные: С. А. Беличева, Ч. Ломброзо, У. Шелдон, О. Кинберг, А. Штумпль, Е. Гейер, Ж. Пинатель, Е. А. Байер, З. Фрейд, Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцева, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. А. Абульханова-Славская, О. Ланге, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин, Е. В. Змановская, Г. И. Колесникова, Р. В. Овчарова, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев и другие.
Младший школьный возраст, по мнению Г. В. Буговой, является одним из наиболее сензитивных периодов детства в связи с резкой перестройкой реактивности, изменением физиологического равновесия в организме, т. е. существуют благоприятные условия как для развития, так и для воздействия патогенных факторов.
Несмотря на большое количество исследований на данную тему, проблема девиантного поведения остается актуальной и не до конца разрешенной. А это свидетельствует о необходимости поиска путей, средств, методов, которые будут способствовать профилактике девиаций поведения у детей младшего школьного возраста.
Самым эффективным методом в решении данной проблемы мы посчитали куклотерапию.
Четкого определения куклотерапии как такового нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии (Л. Лебедева, Г. Денисова), либо к игротерапии (С. Гриднева, А. Тащева), либо вообще выделяют отдельно.
Куклотерапия — это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом. [5]
Куклотерапия применяется в различных ситуациях, таких как, разрешение конфликтов, улучшение социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Отождествляя себя определенным образом, ребенок в условно созданной ситуации испытывает свои реальные чувства и проецирует свой внутренний мир, психолог корректирует чувства ребенка. Куклотерапия позволяет объединять интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, а также дает возможность самого естественного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.
Работа осуществляется в форме психологического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно, так и опосредованно — по ассоциации из мира животных и сказочных персонажей. [4]
Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1. Изготовление кукол. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т. д.
2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, развивается воображение.
В куклотерапии используют различные варианты кукол от маленьких до больших у каждой группы кукол своя специфика и предназанчение. А. А. Осипова предлагает использовать такие варианты кукол, как: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные, куклы-костюмы. [4]
На наш взгляд эффективней всего использовать перчаточные куклы-животные, поскольку ребенку школьного возраста легче примерить на себя роль животного, чем самого себя.
Особенность нашей работы, заключается в том, что во время наших консультаций мы будем использовать куклотерапию как основной метод взаимодействия с детьми. За основу мы решили взять групповое консультирование, т. к. согласно Джеральду Кори, у группового консультирования свои особенности.
В силу своих физиологических особенностей ребенок не может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на беседе с взрослым. Дети зачастую не только не могут сформулировать запрос психологу, но и не понимают, с какой целью их привели к психологу. Отсюда — отсутствие мотивации к работе. Поэтому перед психологом стоит важная задача — расположить ребенка к себе и донести до него цель совместной работы. Этот аспект сам по себе является важной частью специфики консультирования детей, а также и одним из первых барьеров при взаимодействии с данной клиентской группой.
Консультирование детей требует вовлечения в терапевтический процесс дополнительных средств, помогающих активизировать познавательные процессы ребенка. [3]
Детское консультирование проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком. [1]
Нами была разработана программа по коррекции девиантного поведения у младших школьников была составлена с учетом всех проявляющихся девиаций. Ведь в данном возрасте легче сформировать и показать ребенку правильные модели поведения, конструктивное выстраивание диалогов, решение конфликтов без драк и увечий.
Программа представляет систему групповых занятий. Занятия проводятся отдельно с группой детей, которая включает в себя 10 человек. Соответствующая группа является итоговой экспериментальной группой, составленной для проведения формирующего эксперимента с учетом следующих обстоятельств: контрольная и экспериментальная группы должны соответствовать по количеству испытуемых.
Работа поделена на несколько этапов:
На первом этапе работы над программой была сформулирована ее основная цель и задачи.
Цель программы — формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру с целью коррекции девиантного поведения у детей младшего школьного возраста методом куклотерапии в процессе групповых консультаций.
Задачи программы:
1) развивать эмпатию, способность понимать переживания, состояния и интересы других;
2) научить детей способам саморегуляции и самоконтроля, используя элементы игры с куклой;
3) преодолеть барьеры в выражении чувств и эмоций, которые в обыденной жизни по различным причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;
4) обучить способам адекватного телесного выражения различных чувств, эмоций, состояний;
5) помочь детям почувствовать себя более уверенными и значимыми в обществе;
6) формировать навыки конструктивного взаимодействия между детьми с помощью тетрализованной постановки.
Второй этап программы заключается в определении содержания программы, подборе соответствующих упражнений, разработке каждой встречи. Для закрепления эффективного поведения мы включаем обязательные домашние задания, обсуждение которых можно и не проводить. Главная цель домашних заданий — закрепить полученные на консультациях выводы.
Тематика консультативных встреч (для детей):
Встреча 1 — «Знакомство».
Цель занятия: знакомство детей друг с другом, установление эмоционального контакта с педагогом; введение детей в игровую ситуацию.
Встреча 2 — «Плохое настроение, грубость».
Цель занятия: развитие эмоциональной сферы, развитие творческого потенциала детей.
Встреча 3 — «Разные проявления доброты и агрессивность».
Цель занятия: развитие эмоциональной сферы, проработка хороших и плохих эмоций, коррекция проявления агрессивности в процессе игры.
Встреча 4 — «Обидчивость».
Цель занятия: снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить его, учить выбирать позитивный вариант выхода из состояния обидчивости.
Встреча 5 — «Вежливость».
Цель занятия: учить детей правилам употребления слов приветствий и благодарности, воспитать доброе и позитивное отношение детей друг к другу.
Встреча 6 — «Застенчивость».
Цель занятия: повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива.
Встреча 7 — «Трусость».
Цель занятия: снижение эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, формировать навыки коммуникативного поведения.
Встреча 8 — «Конфликтность».
Цель занятия: формирование положительной и дружеской атмосферы в группе, снижение эмоционального напряжения, научение способам самоконтроля и саморегуляции.
Встреча 9 — «Оптимизм».
Цель занятия: формирование положительной и дружеской атмосферы в группе, повышение уверенности в себе,
Встреча 10 — «Прощание».
Цель занятия: расширение сферы межличностного взаимодействия, развитие творческого потенциала ребенка, развитие эмоционального самовыражения.
Тематика консультативных встреч (для родителей):
Встреча — семинар.
Цель занятия: просвещение родителей по особенностям детей с девиантным поведением, повышение психологической культуры родителей.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 5 г. Сосновоборска. В исследовании принимали участие учащиеся 4 «Б» 20 человек, в возрасте 10 лет.
Консультации проходили хорошо, в обсуждениях намеченных тем принимали активное участие все дети. Процесс кукольных представлений был интересен тем, что для школьников это было новое направление. Никто из детей ранее не участвовал в подобном виде деятельности. В дальнейшей работе нами будет проведен эксперимент, насколько действенна наша программа в коррекции девиантного поведения.
Литература:
1. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
2. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 532.
3. Кори Д. Теория и практика группового консультирования/Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с. (Серия «Искусство консультирования»).
4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002г. 510с.
5. Силонова Н. Ю. Возможности куклотерапии в диагностике и коррекции детско-родительских отношений// Григорьев С. В., Фролов А. С. Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции. М.: МГДД(Ю)Т, 2003.