Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 25.12.2014

Статья просмотрена: 3545 раз

Библиографическое описание:

Горская, С. В. Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника / С. В. Горская, Е. А. Гринина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 444-448. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14608/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье раскрывается роль общественной организации во всестороннем развитии личности школьника. Представлена конкретная программа деятельности детского объединения, реализованная в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса. Дана подробная характеристика разделов программы. Описаны этапы реализации указанной программы.

Ключевые слова: детская общественная организация, развитие, рефлексия, социальная активность, детский коллектив, социализация, воспитание, личность.

 

Задача социального становления, гармоничного развития личности ребёнка является важной и актуальной для современного общества. В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция изменения и переориентации ценностей жизни, что существенно влияет на процесс формирования социального опыта у детей и подростков, снижает их социальную активность. Специальных учреждений, которые бы занимались всесторонним развитием личности детей, помогали им найти применение своим способностям, на сегодняшний день достаточно мало и, как правило, большая часть детей не замотивирована на их посещение.

Современная школа, в свою очередь, это место, где может быть очень эффективно построена социально-педагогическая работа по всестороннему развитию, самоопределению личности ребёнка через включение его в различные виды творческой деятельности, предоставление возможности стать лидером в избранной им виде деятельности. С целью выполнения поставленных перед школой задач должна полноценно функционировать специально созданная при ней детская общественная организация как некая база, которая поможет ребятам реализовать свои возможности в условиях школы и за ее пределами, а также будет способствовать формированию у них активной позиции — деятельного отношения к жизни, развитию способности рефлексировать, делать правильный выбор в области социальных и общечеловеческих ценностей и установок.

Мы предлагаем программу деятельности детского объединения, которая способствует развитию личности детей, формированию у них навыков цивилизованного общения, проявлению и развитию таких качеств, как активность, самообладание, самостоятельность, организованность. Подобная программа способна обобщить опыт развития самоуправления в условиях детской организации.

Программа «Возрождение» была реализована в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса. Она включает следующие блоки:

-        развитие лидерских качеств, интеллектуальных и физических способностей;

-        саморазвитие, самоутверждение, самореализация каждого члена объединения через развитие творческих способностей;

-        реализация коллективно-творческих дел.

Программа реализуется разновозрастным детским объединением «Радуга», рассчитана на 2 года для детей 7–17 лет. Она учитывает интересы и склонности школьников, потребности детского сообщества, их возрастные особенности.

Программа «Возрождение» является социально — педагогической, комплексной и предполагает работу по следующим основным направлениям: художественно — эстетическое, экологическое, трудовое, спортивно — оздоровительное и гражданско-патриотическое воспитание. Интересно отметить, что выбранные направления отражают итоги изучения мотивов участия детей в деятельности объединений. На первое место дети ставят художественно — эстетическую деятельность — 45 %, далее — спортивно — оздоровительную — 30 %, гражданско-патриотическую — 15 %, экологическую — 10 %, трудовую — 5 %.

Реализация программы осуществляется через определенные формы деятельности: игры, акции, экскурсии, школу актива. Выбранные формы деятельности позволяют развивать творческие, интеллектуальные, спортивные способности детей, удовлетворяют интересам каждого ребенка.

Дети вступают в объединение на добровольной основе соответственно возрасту и согласно своим потребностям в самореализации.

Цель программы «Возрождение» детского объединения — воспитание личности с глобальным мышлением во всей полноте культурного, интеллектуального, психологического и социального развития.

Для достижения целевых ориентиров определены следующие задачи программы: создание условий для личностного, интеллектуального и творческого развития учащихся; формирование дружного, сплоченного коллектива; развитие высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

Программа «Возрождение» строится на следующих принципах: гуманистический подход; индивидуальная и групповая работа с учащимися; ориентированность на выделение групп организаторов и исполнителей; ориентированность на творческое исполнение поставленных задач; помощь в личностном самовыражении учащихся; патриотическое воспитание.

Данная программа состоит из пяти разделов, каждый из которых предполагает деятельность по следующим основным направлениям: художественно-эстетическое (художественно-эстетическая комиссия); охрана природы (экологическая комиссия); труд (трудовая комиссия); спорт и здоровье (спортивно-оздоровительная комиссия); гражданско-патриотическое (гражданско-патриотическая комиссия).

Первый художественно-эстетический раздел «Ярмарка талантов» направлен на оказание помощи в раскрытии талантов детей; поддержку детских инициатив и идей. Данный раздел предполагает проведение занятий по интересам, традиционных школьных праздников, концертов, посещение музеев, выставки творческих работ. Ребята могут демонстрировать свои таланты на таких мероприятиях, как День Знаний, День Учителя, Новогодний вечер, Масленица и т. д. Вместе со старшей вожатой дети разрабатывают сценарии, коллективно-творческие дела, а также участвуют в городских и областных конкурсах. Таким образом, школьникам предоставляется возможность самореализации, развития своих природных задатков и способностей. Кроме того, осуществляя деятельность в рамках раздела «Ярмарка талантов», дети учатся быть инициативными, творчески подходить к решению различных вопросов.

Следующий раздел под названием «По лесным тропам» осуществляется экологической комиссией и предназначен для повышения экологической культуры школьников. В течение учебного года члены детской общественной организации подготавливают и проводят с другими детьми беседы об охране окружающей среды, акции, призывающие к сохранению редких видов животных и растений, придумывают и распространяют соответствующие плакаты и листовки. Важно, что школьники, состоящие в детском объединении, не только сами приобщаются к экологии, но и призывают к этому других детей, пробуждая в них интерес к окружающему миру. В этом им также помогают и предусмотренные программой экскурсии в парк, на водоемы, карьеры, которые открывают ребятам красоту и хрупкость природы, ее неповторимость, развивают любовь к ней. А чтобы воспитать в детях стремление помочь окружающей среде, организуются специальные часы экологии, где школьники учатся изготавливать кормушки для птиц, приобретают навыки ухода за животными и растениями. Помощь в озеленении города — еще одна задача раздела «По лесным тропам». Ребята осуществляют деятельность по посадке саженцев в парке и на пришкольной территории. Это также помогает детям почувствовать себя активными участниками жизни природы, развивает у школьников достаточно редко встречающееся в сегодняшнем мире качество — отзывчивость.

Раздел «Очумелые ручки» относится к направлению труд и имеет целью развитие трудовой активности и осуществление трудового воспитания школьников. В содержание раздела входят: занятия в кружках (вязание, вышивание, изготовление различных предметов с помощью станков), выставки лучших работ, дежурство по школе, уборка школьной территории, памятников, парка. Посещая кружок, дети приобретают навыки рукоделия, которые помогают им найти себя и могут пригодиться в будущем. В конце учебного года проводится выставка лучших работ, на которой ребята представляют шедевры, сделанные своими руками. Такие выставки положительно влияют на самооценку детей, это особенно полезно, если у школьника она ниже среднего. Восхищение в адрес работ ребенка служит толчком для оценивания ребенком себя положительно, ведь мнение окружающих является одним из слагаемых самооценки. Уборка территории и дежурство по школе приучают школьников к самовоспитанию, трудолюбию и дисциплинированности.

Спортивно-оздоровительное направление представлено разделом «Урожай рекордов», который направлен на пропаганду здорового образа жизни у детей, формирование и совершенствование спортивных данных школьников. В течение учебного года вместе с детьми проводятся беседы по пропаганде ЗОЖ, акции против курения, наркомании, алкоголизма. Для старшеклассников может быть организован круглый стол или дискуссия на тему «Молодежь и вредные привычки», что поможет сформировать у школьников установку на здоровый образ жизни. Для физического развития ребят, пробуждения у них интереса к здоровому образу жизни организуются походы со школьниками в физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) на ледовую арену и в бассейн. Приобщаются дети к спорту и, оказывая посильную помощь в проведении школьных спортивных конкурсов («веселые старты» и т. д.) и непосредственно участвуя в городских и областных соревнованиях. Это дает возможность ребятам проявить себя, почувствовать лидером в избранном виде деятельности, тренирует такие качества, как выносливость и целеустремленность.

Раздел «Поход в историю» осуществляется гражданско-патриотической комиссией и предназначен для развития у детей гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Ведь очень важно, чтобы современное поколение молодежи не забывало историю своей страны и помнило ее героев. Именно с этой целью с детьми проводятся различные викторины, конкурсные и игровые программы на историко-патриотическую тематику. Содержание данного раздела также предполагает посещение школьниками ветеранов ВОВ, приглашение последних в школу для просвещения ребят. Рассказы ветеранов помогают детям развивать чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине. В память о погибших воинах организуются и проводятся ребятами праздничные линейки и концерты. А для того, чтобы школьники могли хорошо разбираться в своих гражданских правах, для них проводится неделя правовых знаний, в течение которой дети в игровой форме знакомятся с Конституцией и Законодательством РФ. Также чтобы воспитать в детях отзывчивость, стремление помогать друг другу и заботится о своей стране, организуются выставка книг в школьной библиотеке по ВОВ, просмотр военно-патриотических фильмов, документальных исторических передач. Погружаясь в атмосферу того времени, ребята получают возможность прочувствовать на себе трудности тех лет и одновременно ответственность за свою Родину, необходимость защищать и оберегать ее. Все это способствует развитию у детей истинной любви к своей стране, уважения подвига людей старшего поколения и помогает оставаться ребятам неравнодушными к ее дальнейшей судьбе.

Следует отметить, что все разделы связаны между собой. Как правило, деятельность одного из них осуществляется в тесной взаимосвязи с другим разделом. Например, изготавливая кормушки для птиц, ребята работают сразу в двух направлениях: экологическом (помощь пережить зиму пернатым друзьям) и трудовом (непосредственно процесс изготовления кормушек). А подготавливая спортивные мероприятия и концертные программы для ветеранов, дети используют свои таланты и навыки, приобретенные в ходе осуществления деятельности по художественно-эстетическому направлению. То есть работа всех разделов представляет собой целостную систему, которая функционирует благодаря деятельности каждого отдельного ее элемента.

Реализация программы осуществляется в несколько этапов: организационный; деятельностно-обучающий; аналитический.

На первом этапе дети знакомятся с программой «Возрождение». Изучаются интересы детей, мотивы, способности, выявляются творческие наклонности для формирования комиссий. На данном этапе ребята с помощью старшей вожатой, а также самостоятельно, собирая информацию, раскрывают содержание направлений работы, выясняют их актуальность, необходимость. В результате у них появляется интерес к познанию выбранной темы, возникает потребность в активной деятельности, в решении актуальных проблем. После того, как школьники определяются с наиболее заинтересовавшими их направлениями работы детской общественной организации, формируются комиссии и путем голосования выбирается председатель каждой из них и председатель Конференции — главного органа детского самоуправления.

На втором, деятельностно-обучающем этапе, члены организации проходят обучение в школе актива и принимают участие в различных проектах и конкретных делах, в результате которых происходит их личностный рост, постепенно формируются духовно-нравственные ценности, желание и готовность сделать что-то доброе для себя, для людей, природы, Отечества. На данном этапе дети приобретают и совершенствуют необходимые навыки работы в рамках направлений, знакомясь с историей детской общественной организации и основными формами работы в разделах, учатся правильно оформлять школьные газеты, совместно планировать деятельность детского объединения, регулировать работу направлений с помощью школьных законов.

На третьем, заключительном этапе, члены объединения становятся организаторами различных дел по направлениям деятельности, анализируют и оценивают собственную деятельность. У ребят развиваются инициатива, организаторские способности, лидерские качества. По окончанию школы детям, состоявшим в детском объединении, выдаются свидетельства.

В процессе реализации программы, проходя поочередно разные ее этапы, школьники не только приобретают положительные качества личности, но и становятся дружным коллективом, где каждый готов подать другому руку помощи в трудной ситуации и разделить друг с другом все победы и поражения.

Особое внимание следует уделить школе актива, которую ребята проходят на втором этапе. Она предполагает обучение членов детской общественной организации необходимым знаниям, умениям и навыкам в течение двух лет и нацелена на создание условий для самореализации, творческого, духовного, интеллектуального развития ребенка. В содержание школы актива входят теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях школьники вместе со старшей вожатой рассматривают вопросы организации коллективно — творческих дел, социального проектирования, основы актерского мастерства и т. д. На практических занятиях ребята отрабатывают полученные знания, разрабатывая мероприятия, игры и т. п. Большую роль школа актива отводит урокам лидерства для детей и детальному объяснению целей, задач, функций и обязанностей детской общественной организации. Это нужно для того, чтобы школьники хорошо понимали и оценивали свои возможности работы в детском объединении, стремились к их развитию, учились отстаивать свое мнение.

В содержание программы «Возрождение» также включена диагностика деятельности детского общественного объединения. Как уже отмечалось выше, чтобы ребята могли успешно развивать свои способности, важно, чтобы в детском коллективе был хороший психологический климат, царила атмосфера добра и доверия. Для оценки взаимоотношений членов школьников внутри детского объединения используются наблюдение и беседа, позволяющие получить первичные данные о состоянии детского коллектива, выделить существующие проблемы. Но для более точного выявления проблем (если таковые есть) между членами школьного объединения методов наблюдения и беседы недостаточно, поэтому с ребятами проводятся ряд диагностик: А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», «Социометрия» Морено. Также в диагностике детского объединения используются методика изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова и оценка личностного роста Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой.

На основе проводимых диагностических исследований строится работа с детьми. Если по результатам методик у ребят обнаруживается наличие каких-либо индивидуальных или внутригрупповых проблем, со школьниками проводятся консультации, тренинги развития социальных умений, личностных качеств, тренинги на сплочение коллектива и т. д.. Только после решения проблем внутри детского общественного объединения будет успешно осуществляться деятельность по всем направлениям, так как ребята смогут быть сосредоточены не на имеющихся противоречиях, а непосредственно на процессе работы.

Реализация программы также предполагает сотрудничество с педагогическим коллективом, социальным работником, педагогом-психологом, медицинским работником школы, с различными организациями и учреждениями города: администрацией города, СМДО «Ровесник», музеями, кинотеатром, библиотеками, ФОКом, а также родительской общественностью и жителями города. В совокупности взаимодействие всех перечисленных объектов в ходе реализации программы обеспечивает успешную работу по всем направлениям.

Следует отметить, что кроме сотрудничества с различными учреждениями, существует еще ряд условий, необходимых для успешной реализации программы — это информационно — методическое обеспечение; необходимая материально-техническая база и кадровое обеспечение. Ожидаемый результат заключается в следующем: приобретение детьми новых знаний, умений, навыков, полезных для личностного самоопределения; стремление детей к дальнейшему достижению успехов; удовлетворенность полученными результатами индивидуальной и коллективной деятельности детей; развитие духовности, силы воли как условий полноценного становления и психологического здоровья.

Таким образом, разработанная нами программа «Возрождение» детского общественного объединения призвана раскрыть таланты школьников, помочь приобрести детям необходимые навыки и умения, полезные не только в школе, но и в жизни, открыть ребятам мир дружбы и взаимной поддержки, развить у них важные личностные качества. Дети с помощью данной программы могут получить незаменимый социальный опыт, реализовать себя в самых разных областях и найти свое призвание.

Важной частью в ходе осуществления программы и достижения детьми успеха является поддержка со стороны родителей и педагогов. Если последние будут правильно оценивать их труд и старания, радоваться их победам и разделять с ними поражения, школьники почувствуют себя нужными и значимыми в жизни других людей.

Дети, получившие такой опыт взаимоотношений и активной жизнедеятельности, в будущем смогут найти хороших друзей, построить крепкую и надежную семью, обрести гармонию с самим собой. Следовательно, данная программа играет немаловажную роль на пути становления личности, помогая всестороннему ее развитию и формируя у школьников деятельное отношение к жизни.

 

Литература:

 

1.                 З.Заика, Е.Сукова, С Пащенко Программа деятельности школьного клуба старшеклассников «Лидерство» / Воспитательная работа в школе № 5, 2006. — С. 76–82.

2.                 Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.

3.                 Селевко Г. К., Селевко А. Г., Левина О. Г. Реализуй себя. — М.: Народное образование, 2001. — 176 с.

4.                 Смекалова Е. М. Школа лидерства: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 96 с.

5.                 Тубельский А. Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. — Вып.3. — М.: Инноватор, 1995. — С. 75–83.

Основные термины (генерируются автоматически): детское объединение, ребенок, детская общественная организация, ребята, школьник, программа, развитие, раздел, школа актива, детский коллектив.


Похожие статьи

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа

В статье раскрывается понятие социальной активности студентов, представлены формы её развития в рамках профессиональной подготовки будущих учителей.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Похожие статьи

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа

В статье раскрывается понятие социальной активности студентов, представлены формы её развития в рамках профессиональной подготовки будущих учителей.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Задать вопрос