Обеспечение преемственности в преподавании математики на уровне начального и основного общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 29.12.2014

Статья просмотрена: 2685 раз

Библиографическое описание:

Беликова, Е. В. Обеспечение преемственности в преподавании математики на уровне начального и основного общего образования / Е. В. Беликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 439-442. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14628/ (дата обращения: 18.12.2024).

1.      Проблема преемственности обучения в 5-х классах

2.      Цель и задачи программы «Преемственность между начальной и основной школой» и мероприятия по реализации программы.

3.      Психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся 4-х, 5-х классов.

4.      Рекомендации классным руководителям, учителям — предметникам и родителям в адаптационный период.

5.      Мониторинг качества знаний по математике 4-х — 5-х классов

 

1. Проблема преемственности обучения в 5-х классах

Переход учащихся из начального звена школы в среднее звено — одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации учащихся в 5-м классе — один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Также нужно помнить, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.

С педагогической точки зрения, в этот период обучения состояние детей характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам. С психологической точки зрения — снижение самооценки, высокий уровень тревожности.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что объясняется следующими факторами: разностью систем и форм обучения, сменой обстановки, изменением режима дня, увеличением учебной нагрузки, различием требований со стороны учителей-предметников, изменением стиля общения учителей с детьми.

2. Цель и задачи программы «Преемственность между начальной и основной школой» и мероприятия по реализации программы

Смягчить переходный период из начальной школы в основную — основная цель программы «Преемственность между начальной и основной школой ". Эта программа создана для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, педагогического и психологического сопровождения учащихся на этапе перехода из 4 класса в 5 класс.

Программа «Преемственность между начальной и основной школой «реализует следующие задачи:

-          скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах;

-          разработать систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации;

-          продолжить изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста;

-          продолжить работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;

-          разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся;

-          снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.

Мероприятия по реализации программы «Преемственность между начальной и основной школой»:

-          проведение методического совета школы «Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период»: изучение материалов работы с детьми в начальной школе; изучение личных дел учащихся; согласование норм оценок и требований к учащимся; составление психолого-педагогической характеристики класса;

-          составление программы сопровождения учащихся в адаптационный период;

-          оценка состояния здоровья и физического развития учащихся (учитель физкультуры), оценка психологического состояния и мониторинг адаптации учащихся (школьный психолог);

-          индивидуальная работа с учащимися, испытывающими трудности (учителя, классные руководители);

-          определение индивидуальных целей учителей 5 класса в решении проблемы преемственности (собеседования с учителями) (замдиректора по УВР);

-          посещение уроков в 5 классах с целью определения уровня адаптации учащихся (замдиректора по УВР);

-          лекция для родителей «Проблемы психологической адаптации детей при переходе из начальной школы в среднее звено» (классные руководители);

-          административный контроль с целью проверить качество усвоения материала 4 класса (замдиректора по УВР);

-          анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания основных учебных предметов с целью выработка единых требований (классные руководители, учителя, руководители МО, замдиректора по УВР);

-          совместное заседание МО учителей начальной школы и основной школы по итогам контрольных работ (руководители МО школы).

3. Психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся 4-х, 5-х классов

Работа школьного педагога-психолога включает в себя и психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся 4-х, 5-х классов при переходе из начальной школы в среднее звено. Психологом проводиться мониторинг эмоционального и психологического состояния учащихся этих классов.         В своей работе психолог — педагог применяет различные методики при исследовании по адаптации 5-х классов. Методики, которые мы используем в своей школе следующие:

1.      Методика «Дерево»

2.      Тест школьной тревожности Филипса

3.      Диагностика школьной мотивации (Лускановой).

Результаты социально-психологической адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов

 

Как видно по диаграмме адаптации, учащихся в нашей школе, большую дезадаптацию показывают учащиеся 5-х классов. Для улучшения и преодоления этой ситуации даются следующие рекомендации классным руководителям, учителям — предметникам и родителям.

4. Рекомендации классным руководителям, учителям — предметникам и родителям в адаптационный период

Рекомендации классным руководителям и учителям — предметникам

5-х классов:

1.      Необходимо отслеживать процесс социализации ребенка в коллективе.

2.      Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

3.      Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды

4.      Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями

5.      Налаживайте эмоциональный контакт с классом

6.      Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика

7.      Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.)

8.      Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

9.      Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Рекомендации родителям по обеспечению успешной адаптации учащихся

1.         Родители должны создавать ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь право на ошибку, на своё мнение, участвовать в совместной деятельности.

2.         Родители должны дать возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить, строить свои взаимоотношения с детьми с учётом их индивидуальности.

3.         Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые — хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий.

4.         Проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи.

5.         Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

6.         Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

7.         Создайте традиции семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.

5. Мониторинг качества знаний по математике 4-х — 5-х классов

Для выяснения результата процесса обучения учащихся, в том числе и по математике, проводится мониторинг качества предметных знаний. В нашей школе был проведен региональный мониторинг качества знаний по математике в 4-х классах в мае прошлого учебного года, а также, муниципальная контрольная работа по математике в 5-х классах в сентябре этого года. Получены следующие результаты проверки качества знаний одних и тех же учащихся.

 

Региональный мониторинг качества знаний по математике

Результаты проверки качества знаний учащихся одних и тех же классов показывают, что прослеживается положительная динамика успешности обучения по математике.

И в дальнейшем, в работе школы необходима реализация программы «Преемственность между начальной и основной школой».

 

Литература:

 

1.         Медникова Л. А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО.

2.         Ресурсы интернета

3.         Результаты диагностических и контрольных работ по математике в МБОУ СОШ № 31

4.         Материалы диагностических исследований школьного педагога-психолога МБОУ СОШ № 31

Основные термины (генерируются автоматически): класс, основная школа, начальная школа, реализация программы, адаптационный период, адаптационный период учащихся, психологическое сопровождение, Родитель, учитель, переходный период.


Похожие статьи

Совершенствование процесса подготовки преподавателей технических дисциплин с учётом требований современной системы образования

Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Психологическое сопровождение учебного процесса в системе начального и среднего профессионального образования

Обеспечение межпредметной преемственности при обучении специальным предметам

Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании

Активизация познавательной деятельности с помощью аудиовизуальных учебных пособий на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Патриотическое воспитание обучающихся при изучении истории в основной школе

Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности

Похожие статьи

Совершенствование процесса подготовки преподавателей технических дисциплин с учётом требований современной системы образования

Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Психологическое сопровождение учебного процесса в системе начального и среднего профессионального образования

Обеспечение межпредметной преемственности при обучении специальным предметам

Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании

Активизация познавательной деятельности с помощью аудиовизуальных учебных пособий на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Патриотическое воспитание обучающихся при изучении истории в основной школе

Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности

Задать вопрос