1. Проблема преемственности обучения в 5-х классах
2. Цель и задачи программы «Преемственность между начальной и основной школой» и мероприятия по реализации программы.
3. Психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся 4-х, 5-х классов.
4. Рекомендации классным руководителям, учителям — предметникам и родителям в адаптационный период.
5. Мониторинг качества знаний по математике 4-х — 5-х классов
1. Проблема преемственности обучения в 5-х классах
Переход учащихся из начального звена школы в среднее звено — одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации учащихся в 5-м классе — один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Также нужно помнить, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.
С педагогической точки зрения, в этот период обучения состояние детей характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам. С психологической точки зрения — снижение самооценки, высокий уровень тревожности.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что объясняется следующими факторами: разностью систем и форм обучения, сменой обстановки, изменением режима дня, увеличением учебной нагрузки, различием требований со стороны учителей-предметников, изменением стиля общения учителей с детьми.
2. Цель и задачи программы «Преемственность между начальной и основной школой» и мероприятия по реализации программы
Смягчить переходный период из начальной школы в основную — основная цель программы «Преемственность между начальной и основной школой ". Эта программа создана для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, педагогического и психологического сопровождения учащихся на этапе перехода из 4 класса в 5 класс.
Программа «Преемственность между начальной и основной школой «реализует следующие задачи:
- скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах;
- разработать систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации;
- продолжить изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста;
- продолжить работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
- разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся;
- снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
Мероприятия по реализации программы «Преемственность между начальной и основной школой»:
- проведение методического совета школы «Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период»: изучение материалов работы с детьми в начальной школе; изучение личных дел учащихся; согласование норм оценок и требований к учащимся; составление психолого-педагогической характеристики класса;
- составление программы сопровождения учащихся в адаптационный период;
- оценка состояния здоровья и физического развития учащихся (учитель физкультуры), оценка психологического состояния и мониторинг адаптации учащихся (школьный психолог);
- индивидуальная работа с учащимися, испытывающими трудности (учителя, классные руководители);
- определение индивидуальных целей учителей 5 класса в решении проблемы преемственности (собеседования с учителями) (замдиректора по УВР);
- посещение уроков в 5 классах с целью определения уровня адаптации учащихся (замдиректора по УВР);
- лекция для родителей «Проблемы психологической адаптации детей при переходе из начальной школы в среднее звено» (классные руководители);
- административный контроль с целью проверить качество усвоения материала 4 класса (замдиректора по УВР);
- анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания основных учебных предметов с целью выработка единых требований (классные руководители, учителя, руководители МО, замдиректора по УВР);
- совместное заседание МО учителей начальной школы и основной школы по итогам контрольных работ (руководители МО школы).
3. Психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся 4-х, 5-х классов
Работа школьного педагога-психолога включает в себя и психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся 4-х, 5-х классов при переходе из начальной школы в среднее звено. Психологом проводиться мониторинг эмоционального и психологического состояния учащихся этих классов. В своей работе психолог — педагог применяет различные методики при исследовании по адаптации 5-х классов. Методики, которые мы используем в своей школе следующие:
1. Методика «Дерево»
2. Тест школьной тревожности Филипса
3. Диагностика школьной мотивации (Лускановой).
Результаты социально-психологической адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов
Как видно по диаграмме адаптации, учащихся в нашей школе, большую дезадаптацию показывают учащиеся 5-х классов. Для улучшения и преодоления этой ситуации даются следующие рекомендации классным руководителям, учителям — предметникам и родителям.
4. Рекомендации классным руководителям, учителям — предметникам и родителям в адаптационный период
Рекомендации классным руководителям и учителям — предметникам
5-х классов:
1. Необходимо отслеживать процесс социализации ребенка в коллективе.
2. Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
3. Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды
4. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями
5. Налаживайте эмоциональный контакт с классом
6. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика
7. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.)
8. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
9. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
Рекомендации родителям по обеспечению успешной адаптации учащихся
1. Родители должны создавать ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь право на ошибку, на своё мнение, участвовать в совместной деятельности.
2. Родители должны дать возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить, строить свои взаимоотношения с детьми с учётом их индивидуальности.
3. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые — хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий.
4. Проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи.
5. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
6. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
7. Создайте традиции семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.
5. Мониторинг качества знаний по математике 4-х — 5-х классов
Для выяснения результата процесса обучения учащихся, в том числе и по математике, проводится мониторинг качества предметных знаний. В нашей школе был проведен региональный мониторинг качества знаний по математике в 4-х классах в мае прошлого учебного года, а также, муниципальная контрольная работа по математике в 5-х классах в сентябре этого года. Получены следующие результаты проверки качества знаний одних и тех же учащихся.
Региональный мониторинг качества знаний по математике
Результаты проверки качества знаний учащихся одних и тех же классов показывают, что прослеживается положительная динамика успешности обучения по математике.
И в дальнейшем, в работе школы необходима реализация программы «Преемственность между начальной и основной школой».
Литература:
1. Медникова Л. А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО.
2. Ресурсы интернета
3. Результаты диагностических и контрольных работ по математике в МБОУ СОШ № 31
4. Материалы диагностических исследований школьного педагога-психолога МБОУ СОШ № 31