Статья посвящена изучению метода 8D, истории его возникновения и применения на российских предприятиях. Рассмотрены особенности применения метода, получаемые эффекты, его достоинства и недостатки.
Ключевые слова: метод 8D.
В современном мире организациям все время нужно заботиться о своем имидже, прежде всего за счет изменения качества продукции и услуг, но иногда на производстве возникают дефекты и чтобы поддержать свой имидж компания должна незамедлительно среагировать на них. Арсенал методов широк и постоянно пополняется, одним из таких методов является метод 8D.
8D — это «метод восьми дисциплин», который был разработан в компании «Ford» в 1987 г. на основе военного стандарта 1520 (коррективное действие и диспозиционная система для несоответствующих материалов) [5]. Данный стандарт использовался правительством США во время второй мировой войны. Руководство Ford определяет 8D как дисциплинированный (упорядоченный) процесс, который направлен на разрешение проблем методологическим и аналитическим путем [6]. Каждый шаг 8D методики имеет в своем наименовании букву D, что означает дисциплина (discipline).
8D — это простой метод, и его рекомендуется использовать всегда, когда на предприятии возникает брак, для того чтобы восстановить доверие клиента. На практике 8D применяется, прежде всего, при обработке рекламаций клиентов, но также и в случаях, когда бракованная продукция до клиента не дошла, но у производителя нет четкого представления, почему брак возник и что необходимо сделать, чтобы гарантированно не допустить повторения данного вида брака в будущем. Для заполнения результатов метода обычно используют типовой бланк, но компании вправе составить стандартный бланк для своего производства.
Применение данного метода будет безуспешно, если этого требует клиент, а для предприятия это остается простой формальностью. Первый вопрос, который должен задаваться при проведении метода 8D, это «Кто виноват?», а не «Что делать?».
Таким образом, как уже было упомянуто выше, метод состоит из восьми ступеней, представленных в таблице 1
Таблица 1
8 ступеней метода 8D[на основе 6]
Ступень |
Действие на данной ступени |
Пояснение |
D0 |
Инициирование процедуры по методу 8D и извещение поставщикам |
Данный шаг является формальным и означает начало анализа |
D1 |
Создание команды для решения проблем |
Для данного метода обычно рекомендуется команда в количестве 3–7 человек |
D2 |
Описание проблем на основе анализа 5W2H (Who, What, When, Where, Why, How, How many) |
На данной ступени описывается подробная информация о дефекте |
D3 |
Разработка временных действий для ликвидации последствий и оценка их результативности |
Временные действия должны быть внедрены как можно скорее, таким образом, чтобы защитить потребителя от брака до полного решения нашей проблемы |
D4 |
Анализ причины проблемы на основе использования различных инструментов (Например, диаграммы Парето и Исикавы) |
Данный этап считается самым тяжелым, т. к. нужно определить коренные причины появления проблемы |
D5 |
Определение долговременных корректирующих действий и их верификация |
На данном этапе мы определяем все возможные решения нашей проблемы |
D6 |
Внедрение долгосрочных корректирующих действий и их валидация |
Реализация окончательных корректирующих действий и анализ результативности |
D7 |
Выбор и реализация предупреждающих действий |
Данный этап является наиболее важным, если вы не хотите повторения вашей проблемы. Следует описать действия, которые будут применяться для этого |
D8 |
Подведение итогов |
Поощрение участников команды, определение эффективности метода |
На проведение данного метода обычно уходит несколько недель. На рисунке 1 предоставлен наиболее распространенный график выполнения каждой из 8 ступеней [3].
Рис. 1 Временной график выполнения метода
Как и в любом методе, у метода 8D есть свои достоинства и недостатки, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Достоинства и недостатки метода 8D
Достоинства |
Недостатки |
1. Эффективный метод для устранения причин возникновения дефекта, за счет того, что рамках метода 8D проводится доскональное изучение системы, в которой возникло несоответствие, и предотвращение возникновения подобного явления в будущем [10] |
1. Обучение данной методике обычно трудоемко, т. к. требует обучения использования других инструментов качества |
2. Улучшает контроль над качеством поставок |
2.Требует жестких сроков реализации этапа |
3. Уменьшает риск появления новых дефектов |
|
В России метод 8D получил широкое распространение, однако многие компании адаптируют метод и расширяют его для российского рынка, то представлено в таблице 3.
Таблица 3
Примеры компаний, использующих методику 8 D [на основе 8]
Компании |
Практический опыт применения метода 8D |
1. ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «РЕНО» |
Данные компании контролируют применение 8D и других методик у своих поставщиков. |
2. ОАО «КАМАЗ» |
В контракте с поставщиками обговаривают, что поставки могут быть отменены, если поставщик разработает отчет применения метода 8D. |
3. «КАМАЗ-Дизель» |
Упор сделан на передачу контроля производственному персоналу, устранение дефектов в месте их возникновения, на стандартизацию работ, разработку инструкций выполнения операций на рабочие места. Вводится маркировка на ответственных деталях |
Как уже было сказано выше, успех применения метода в общем порядке требует обучения персонала. В России есть множество предприятий, которые обучают своих сотрудников методикам улучшения производства, включая метод 8D. Примеры таких компаний и их затрат приведены в таблице 4.
Таблица 4
Примеры компаний, обучающих свой персонал методике 8D
№ |
Название компании |
Затраты на одного рабочего в год |
% от годовой выручки |
Количество дней затраченных на обучение в год |
1 |
«Трубодеталь» |
7727 |
0,12 |
8 |
2 |
«Выксунский металлургический завод» |
5600 |
0,09 |
14 |
3 |
«РусГидро» |
6571 |
0,03 |
8 |
4 |
«ТехноНИКОЛЬ» |
4375 |
0,03 |
- |
5 |
«Казанское моторостроительное производственное объединение» |
3026 |
0,04 |
20 |
6 |
«Азот» ОХК «Уралхим» |
3394 |
0,04 |
9 |
Данные компании являются успешными в своих отраслях. Одной из причин такого успеха является то, что они думают об обучении своего персонала, т. к. это позволяет сократить проблемы на производстве, а при их появлении незамедлительно использовать методики анализа, одной из которых является метод 8D.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания должна быть готова к проведению метода 8D заранее, обучая свой персонал использованию разных методик контроля качества.
Литература:
1. http://quality.eup.ru/MATERIALY15/corr8d.htm
2. http://quality.eup.ru/MATERIALY14/8d.htm
3. http://www.lean-consult.ru/products/berezlivoe-proizvodstvo/seminary/8d---metod-resenia-lokalnyh-problem
4. http://ardic.ru/news/item/138-metod-resheniya-problem-8d-intervyu-s-ekspertom.html
5. http://kamaz.net/ru/investor/supplier/quality/8d/
6. http://quality-one.com/eight-disciplines/
7. http://www.12manage.com/methods_ford_eight_disciplines_8D_ru.html
8. http://www.hr-portal.ru/varticle/reshenie-problem-8d-ford
9. http://www.up-pro.ru/library/production_management/systems/valerij_ mogilevec_vnedrenie_lininstrumentov.html
10. http://www.up-pro.ru/library/personnel_management/training/rejting-obuchenie13.html
11. http://ibusiness.ru/blog/ekspyertiza/29027