Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 13.01.2015

Статья просмотрена: 784 раза

Библиографическое описание:

Низамова, М. Р. Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / М. Р. Низамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14734/ (дата обращения: 16.11.2024).

В толковом словаре В. И. Даля говорится: «Нрав (нравъ) – вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух (душу в высшем значении); ко нраву относятся как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердце и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. Нравственный – добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина».

Давайте подумаем, кто же в нашем обществе сегодня развивает ум и нрав ребенка. Развитие умственных способностей ребенка осуществляют детский сад, школа, вуз. Получается, что ум детей развивается. А нрав? Я считаю, что сегодня российская школа – единственный социальный институт, способный воспитывать духовно – нравственную личность.

Для школьного учителя основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок. Нравственная обстановка на уроках – это сильнейшая, формирующая среда. [2 с.5-7] Только тогда, когда урок наполнен нравственным содержанием, он станет весомее, существеннее. На каждом уроке, изо дня в день, учитель учит детей видеть и замечать людей, уважительно относиться к каждому. Учащиеся должны знать правила и нормы этикета, в них нужно воспитывать вежливость, терпимость, умение уважать чужое мнение.

Развитие в детях нравственных чувств – это формирование у них способности радоваться и огорчаться, восхищаться и гордиться или стыдиться, страдать – словом, переживать те или иные чувства, вызванные поступками собственными и чужими, оценивать их исходя из освоенных представлений и понятий о нормах нравственности. Нравственная норма становится достоянием личности, если воспринимается не только умом, но и чувством. [3 с.12-15]

Огромные возможности для нравственного воспитания дают уроки литературного чтения. Именно на этих уроках обсуждаются вопросы нравственности, развивается умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями. Литературные произведения вводят детей в круг общечеловеческих ценностей, раскрывая перед ними понятия красоты, любви и добра. При чтении произведений ребенок постигает нравственные и художественные ценности. Задача учителя: приложить максимум усилий, чтобы не погас естественный детский интерес к чтению, чтобы каждый урок вызвал живой отклик в душе ребенка, не прошел для него бесследно. Выразительное чтение является инструментом развития чувств ребенка. Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе никакого следа, а можно прочитать и так, что у ребенка заблестят глаза, приоткроется рот от изумления, затаится дыхание и он будет весь во власти чувств, охвативших его. Такое прочтение действует глубже и вернее, чем любые рассуждения о литературном произведении и его героях. Ведь процесс обучения чтению в начальных классах строится на воспроизведении, анализе и восприятии детьми литературы.

 В нашей школе проходил научно-практический семинар учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Интеграция предметов гуманитарного и эстетического направлений». На этом семинаре я давала открытый урок, фрагменты которого хочу привести в пример.

Тема урока: Образы русский богатырей.

Личностные умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать; высказывать свое отношение к героям, их поступкам.

Метапредметные:

а) регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному учителем плану.

б) познавательные УУД: находить ответы на вопросы; делать выводы.

в) коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.

Образовательные технологии: проблемно-диалогическая ситуация; технология продуктивного чтения; групповая работа 

Этап урока: открытие новых знаний.

1. Продолжаем наш урок. Сейчас мы посмотрим отрывок из мультипликационного фильма, по окончании которого вы мне скажете, о ком мы сегодня будем говорить.

(просмотр мультфильма «Три богатыря»). О ком мы сегодня будем говорить? (О богатырях). Кто такие богатыри? (Защитники, воины). Когда они жили? (В давние времена). А какими они были, русские богатыри? (Сильные, смелые, отважные, большого роста). Кого из богатырей вы узнали? (И. Муромца, А. Поповича, Д. Никитича).

- Ребята, на прошлых уроках мы с вами знакомились с профессиями. А как называется профессия людей, которые создают мультфильмы? (Художники мультипликаторы)

- Какую основную мысль осветили в этом фильме? (Тему русских богатырей)

- Ребята, а как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине, прославились своими делами и подвигами? (Из мультфильмов, в садике, от родителей)

- Ребята, подвиги русских богатырей-героев отражены не только в мультфильмах, но и в творчестве художников. Посмотрите внимательно на картину. Вы знаете, кто ее написал? (Васнецов)

- Правильно, ребята. Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. А кто знает, как называется эта картина? (Богатыри)

- Ваше мнение совпало с мнением художника, картина называется «Богатыри». В. Васнецов сам никогда не видел богатырей, но слушал, что поет и рассказывает о них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине Васнецова.

Эта картина была написана в 1898 году. А сейчас она хранится в Москве в Третьяковской галерее. (слайд) Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картины и скажите, кто изображен на картине Васнецова. (Защитники-богатыри)

- Застава богатырская зорко охраняет русскую землю, в дозоре 3 богатыря. Ребята, число 3 в народной творчестве считается мистическим. Кто мне может сказать, в каких сказках встречается число 3? (Три поросенка, три девицы, три медведя, три желания)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец). Перед вами лежит план рассказа о героях этой картины.

План: 1.Имя богатыря. 2.Внешний вид (его поза, одежда, взгляд) 3.Вооружение.

Ответы детей: Его зовут Илья Муромец, он большой, у него густая борода. Илья сидит на черном коне.

- А еще, дорогие мои, можно сказать, на вороном коне. Вспомните стихотворение про ворона, какого цвета он был? Поэтому можно сказать, вороной конь, черный как ворон. (Черного). Илья одет в железную рубашку. Такая рубашка называется кольчуга, а на голове у Ильи шлем. (слайд) (Взгляд у Ильи суровый, строгий. В правой руке у богатыря дубина, булава). Это оружие, друзья мои, называется палица. Посмотрите внимательно и запомните, как пишется это слово. (картинка) (Еще у Ильи есть стрелы.) Хранятся, ребята, эти стрелы в колчане. (слайд) (В левой руке у богатыря щит и копье. Конь Ильи крепкий, сильный).

- А сейчас попробуем составить рассказ о богатыре, который справа от Ильи. (Его зовут Добрыня Никитич. Одет он красиво, нарядно. Сидит Добрыня на белом коне, конь внимательно смотрит вдаль. Взгляд у Добрыни строгий, суровый, серьезный. Вооружен богатырь щитом и мечом). А кто мне скажет, почему конь ноздри раздувает? (Он рвется в бой, вперед. Хочет сражаться). Ребята, Добрыня искусен в боях, крепко любит свою Родину.

- Попробуем составить рассказ о третьем богатыре. (Его зовут Алеша Попович. Он моложе всех, наверное, ученик Ильи и Добрыни. Сидит Алеша на рыжем коне, конь тоже молодой, опустил голову, чтобы пощипать траву. Вооружен Алеша луком и стрелами). Кто мне скажет, что у богатыря справа? Ребята, это гусли. Кто знает, что это такое? Молодцы, мои хорошие. Это старинный музыкальный инструмент. (слайд). Кто мне скажет, что мы видим на заднем плане картины? (Горы, холмы). Головы и плечи богатырей возвышаются над линией горизонта, отчего кажутся еще более мощными. Ребята, а какое небо на картине? (Небо покрыто черными тучами). Как вы думаете, почему художник изобразил небо таким холодным, темным? (Природа встревожена) Ребята, тучи – символ врага, который хочет напасть на Русь. А что находится за спинами богатырей? Там за холмами Русь, широкая, раздольная Русь, которая вырастила таких богатырей.

- Ребята, как вы думаете, почему художник изобразил могучих богатырей вместе? (Только вместе можно победить врага). Правильно, хорошие мои. В единстве – сила. Также и в нашем коллективе, только вместе дружно можем делать хорошие дела, добиться многого. Какие пословицы о единстве воинов вы знаете? (Один в поле не воин)

- Сейчас мы еще минуту внимательно смотрим на картину и слушаем музыку. (прослушивание музыки). Оказывается, не только мультипликаторы и художники освещали тему русских богатырей, но и композиторы. Какие чувства у вас возникли?

(Чувство тревоги, страха). Сочинил эту музыку великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, вторая симфония называется «Богатырская». Ребята, мы с вами посмотрели отрывок из мультфильма, познакомились с картиной В. М. Васнецова, прослушали «Богатырскую симфонию» А. П. Бородина.

- А еще раньше появились былины. Что такое былина, от какого слова произошло?  (Быль, было) Да, от слова «быль», то, что было на самом деле. А кто слагал былины?

(Люди, народ) В давние-давние сказитель-былинник ходил из селения в селение и рассказывал былины нараспев, под звучания гуслей. (слайд былинника). В былинах воспевали силу и красоту русского народа. Создателем былин являлся сам народ. Былина передавались из уст в уста. Они являются произведениями устного народного творчества.

- Ребята, почему устного? (Из уст в уста передавались) Почему народное? (Народ является автором) Почему творчества? (Потому что, их творили, создавали)

- Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Перед вами лежат отрывки из былин. Первый ряд, как называется былина? (Илья Муромец) Второй ряд, Добрыня Никитич. Третий ряд, Алеша Попович. Ребята, выразительно прочитайте свои отрывки, постарайтесь передать эмоционально-смысловые оттенки текста, отношение к описываемому. Через чтение передайте личное настроение и настроение автора. (дети читают)

- Вопросы первому ряду. Почему былинник назвал Илью – Муромцем? (Из города Мурома). Кто отец Ильи? (Крестьянин) Какие слова характеризуют этого героя? (Удаленький, дородный, добрый) Что значит дородный? (Большой) С каким злодеем воевал Илья? (Соловей-разбойник) Благодаря чему Илья победил врага? (Он сильный, смелый, храбрый). У него физическая сила и внутренняя сила.

- Вопросы второму ряду. Сыном кого является Добрыня? (Сыном богача) Значит, почему он так богато и нарядно был одет на картине Васнецова? (У него отец богатый, он из богатой семьи). Как угрожает Горыныч Добрыне? (Стопчу, съем, потоплю).  Сколько времени сражались герои? (Трое суток и три часа). Как вы думаете, благодаря чему Добрыня победил врага? Какой он Добрыня? (Отважный, сильный). У Добрыни Никитича сила духа.

- Вопросы третьему ряду. Как вы думаете, почему былинник назвал Алеша – Поповичем? (Он сын попа). Кто такой поп? (Он священнослужитель). Как зовут врага Алеши? (Тугарин Змеевич). Как угрожает Тугарин Алеше? (Огнем спалю, конем стопчу, копьем заколю). Какую хитрость придумал Алеша? (Заставил Тугарина оглянуться). Ребята, какой он Алеша Попович? (Сообразительный, находчивый). Алеша Попович не такой сильный, как Илья и Добрыня, но находчивый, обладает смекалкой.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, что объединяет этих героев: один сын крестьянина, другой сын богача, третий сын попа. (Любовь к Родине, желание защитить своих матерей, сестер).

Итог урока.

- Ребята, эти богатыри настоящие патриоты своей Родины, они любят свою страну, они смелые, сильные, отважные. В жизни, ребята, всегда есть место подвигу. Героический поступок это не только с оружием в руках защищать свою Родину.  Кто мне может рассказать случай из вашей жизни, когда вы спасли кого-нибудь от опасности. Давайте, вспомним профессии людей, которые спасают других? (Пожарные, военные, полиция, МЧС, врачи).

Силу русского духа воспевали не только в произведениях устного народного творчества, но и художники и композиторы. Они это делали с помощью звуков и красок.

Раньше на Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, подходили богатыри к дубу, брали с собой лист дуба и горсть родной землицы. Дуб почитался за могущество, давал силу людям, ему поклонялись. Я вам дарю талисман «Листочек дуба», чтобы вы тоже выросли достойными, добрыми, смелыми, отважными, как эти русские богатыри.

На этом уроке через образы русских богатырей я старалась воспитать в детях чувство патриотизма, силу духа.

Нравственные функции образовательного процесса – явление объективное и закономерное. Ведь каждый ребенок в любую минуту своей жизни не только учится чему-либо, но и развивается нравственно, эстетически, растет духовно. Учитель об этом должен помнить постоянно. Личностные качества учителя, его профессиональная зоркость, способность сделать любой материал нравственным – вот залог успеха духовного воспитания учащихся. [1 с.20]

 

Литература:

1.                 Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 1984.

2.                 Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Просвещение, 1990.

3.                 Тарасова Г. И. Нравственная значимость современного урока.//Начальная школа. – 2010. - № 1 – С. 4-5.

Основные термины (генерируются автоматически): богатырь, ребята, картина, урок, былина, ребенок, вороной конь, профессия людей, Русь, устное народное творчество.


Похожие статьи

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Задать вопрос