Понятие «связи с общественностью» впервые было применено президентом Америки Томасом Джефферсоном [10, с. 9–10] в 1807 году. Появление науки PR относится к самому началу XX века.
Историю науки, кoтoрая именуется как «Public Relations», или «связи с общественностью» учёные рассматривают с начала 1902 года. Именно тогда впервые были применены услуги PR — специалистов на практике.
В середине 1948 года в США создаётся Общество PR, а вскоре, в начале 1955 года в Лондоне появляется Международная Ассоциация PR (International Public Relations Association) [14, с. 12]. В 70e годы XX века PR получает широкое признание и начинает своё распространение по всему миру. Не обошла эта сфeра стороной и Россию, а так жe страны Восточной Европы и страны СНГ.
В начале 1999 года была создана Ассоциация целых компаний — консультантов PR (АКОС) [7, с. 17–18].
Считается, что понятие «PR- специалист» зародилось в Америке в середине 1807 года. Собственно в Америке впервые появилось и представление о связях с общественностью, как о важнейшей системе социального управления. Первая массовая печать возникла в США в 1844 году. В 1900 году основалась первая фирма паблисити в городе Бостон. Явные успехи практической деятельности PR — специалистов способствовали зарождению абсолютно нового направления в знаниях. В 1922 году Эдвард Бернейз [1, с. 23] одним из первых приступил к чтению курсов по данной науке, став её родоначальником.
К середине 30х годов в Америке PR сформировался как независимая отдельная функция менеджмента. PR начал энергично развиваться во многих Европейских странах. В середине 40х годов XX века совершается консолидация пиар — сообществ. В 1961 году на генеральной ассамблее IPRA в Венеции был разработан Профессиональный Кодекс для специалистов PR.
Стремительно набирая признание, разрастаясь во всех смыслах, «связи с общественностью» вскоре стали самостоятельным направлением в международном бизнесе.
Одним из значимых стимулов быстрого развития направления связей с общественностью как отдельной системы была монополизация и концентрация капитала. Новые условия рыночных, а впрочем, и многих других отношений в обществе, призывали к немедленной разработке специальных механизмов для их упорядочения. Одним из таких элементов было зарождение массовой прессы [12, с. 97].
Во время монополизации на больших предприятиях совершаются некоторые изменения. Если прежде все знакомые нам функции пиар-мэна выполнял сам директор, то сейчас всё иначе. К процессу привлекаются специалисты по связям с общественностью. В функции профессиональных пиарщиков входит не только создание благоприятного имиджа компании или отдельной личности и нормализация отношений в трудовом коллективе, но эти специалисты так же обязаны разрабатывать комплекс мероприятий по привлечению клиентов и проводить общий анализ рынка. В их обязанности так же входило и налаживание постоянных отношений с прессой.
Появление большого числа PR-специалистов определялось еще одним характерным обстоятельством, которое тесно связано с массовой прессой. А заключается в том, что желание владельцев частных корпораций при помощи специалистов по связям с общественностью защитить личные интересы в борьбе с конкурентами часто приводило к негативным результатам. В то время, пока шли пропагандистские компании, на глазах у людей выплывала вся «грязь», которую, конечно, старались тщательно скрыть.
Молодая история PR России насчитывает чуть более одного десятилетия. При этом большая часть ученых пришла к выводу, что связи с общественностью стали проявляться как деятельность только в начале 80х годов. В начале 90х годов это направление стало самостоятельным направлением деятельности, первые контракты появились в начале 1991 года.
К начальному этапу развития российского PR относится период 1990–1995 годов. К этому времени причисляют возникновение нового бизнес-направления, заимствование опыта в зарубежных странах, занятие имиджмейкерством. К данному периоду относят:
- издание теоретической базы, в частности, книги С. Блэка «Что такое «паблик рилейшнз»?» на русском языке;
- появление первых PR-агентств;
- создание объединения РАСО [4, с. 76] (1991 г.);
- открытие обучения специальности «Связи с общественностью» на факультете международной информации в МГИМО.
Второй этап учёные часто называют еще и «золотым». Этот период характеризуется демократическим процессом в политике и образование псевдо рынка в экономике, возникновение российской PR-специфики, выделение бюджетов на PR-деятельность и применение методов и технологий PR — 1995–1998 гг.
Новые услуги по продвижению были необходимы и молодому бизнесу, который на тот момент только начал зарождаться в России. Бизнес в основном предпочитал использовать услуги частных PR — специалистов, использовать менее затратную рекламу, которая характеризовалась довольно высокой рентабельностью и низкими расходами. В 1989 году появились агентства: «Никколо М» [5, с. 21], «Миссия Л» [5, с. 22]. В 1990 году была организована фирма «Имиджленд паблик рилейшнз».
Главнейшим элементом профессиональной подготовки PR-специалиста является получение высшего образования по профессии «связи с общественностью», а также последующая или параллельная стажировка или практика в соответствующих подразделениях организаций и фирм.
Помимо досконального знания своей профессии, PR-специалисты обязаны иметь соответствующую подготовку по следующим предметам: психология, конфликтология, демография, право, теория управления, экономика, маркетинг, рекламное дело, политика, логика, документоведение и ряду других.
PR-специалисты обязаны очень хорошо знать и применять на практике навыки устноречевой и письменноречевой коммуникации, владеть искусством ведения телефонных переговоров и, с учетом уровня информатизации общества, переговоров через другие, электронные аналоги Skype, Mail.ru Агент и другие программы, досконально знать особенности и правила организации и проведения специальных PR-мероприятий: различного вида презентаций, конференций, Дней открытых дверей, приемов, выставок. Кроме того, PR-специалисты, работающие в крупных организациях или фирмах, обязаны на достаточном уровне владеть иностранным языком, уметь обращаться с офисной оргтехникой и персональным компьютером, а также с необходимыми доя осуществления своей профессиональной деятельности компьютерными программами, включая программы, разработанные корпорацией Adobe и Microsoft.
Функции PR-специалиста [2, с. 52] можно разделить на внутренние и внешние, в зависимости от целевой аудитории.
1. Внутренний PR — это комплекс мероприятий, направленный на формирование такого имиджа компании, посредством которого компания желает предстать в глазах своих работников в позитивном и выгодном свете.
2. Внешний PR [8, с. 59] — это действия, направленные на улучшение взаимопонимания компании и её окружения, а также мероприятия, способствующие формированию «запланированного и разработанного» общественного мнения о компании.
Немаловажным элементом успешной, качественной работы PR-специалиста является наличие у него определенных личностных качеств, влияющих на грамотное выполнение профессиональных обязанностей. Это, в первую очередь,
- честность;
- порядочность;
- искренность;
- умение ставить перед собой четкие цели и добиваться высоких результатов;
- любовь к труду;
- ответственность;
- способность к общению, установке связей.
Кроме того, достичь карьерных высот PR-специалисту помогут такие его личностные качества, как:
- способность качественно и быстро работать;
- умение и навык убеждения;
- требовательность, в первую очередь, к себе и своим подчиненным;
- доброжелательное, позитивно настроенное отношение к окружающим;
- способность идти на разумный компромисс в тех случаях, когда это необходимо;
- решительность.
Также утвердиться в профессии и стать хорошим сотрудником специалисту по связям с общественностью могут помочь:
- присутствие у него организаторских способностей;
- обладание нестандартным и гибким мышлением;
- наличие образование;
- интеллигентность;
- стрессоустойчивость;
- интуиция и навык работы в условиях, когда задачи или видение ситуации в целом не определено.
Для создания благоприятного отношения к предприятию или отдельному лицу в PR-практике активно применяются всевозможные акции и мероприятия [13, с. 48]. В зависимости от их направленности, отдельные события можно выделить следующим образом:
- активное участие в социальной жизни (проведение различных государственных, межнациональных, культовых праздников; принятие участия в различных общественных мероприятиях, благоустройство парковых зон, уличных просветов, детских площадок и др.);
- организация и проведение различных спортивных мероприятий;
- организация встреч со всем известными людьми (политиками, дипломатами, спортсменами);
- различные профессиональные и тематические события (разнообразные выставки, встречи, мастер- классы, «круглые столы», пресс- конференции);
- события, посвященные внутреннему PR и имеющие официальную направленность (полные отчеты о разрешении различных проблем, озвучивание итогов опросов общественного мнения, социологических исследований; объявление нового политического курса, программ, модификаций в политическом курсе, программах деятельности);
- развлекательные мероприятия (различные соревнования, викторины, парады, конкурсы красоты, презентации, кинофестивали, выезды на природу, коллективное посещение музеев, выставок, концертов);
- благотворительные мероприятия (спонсорские премии, благотворительные вечера);
Особо выделяются такие специальные события как презентации. Значимое место среди специальных событий отводится выставкам и ярмаркам. По мнению специалистов, именно в ходе проведения выставок и ярмарок устанавливаются наиболее эффективные личные контакты с потенциальными клиентами.
Одной из основных задач PR-отдела является сбор всей необходимой информации [15, с. 481] — обо всех готовящихся в текущем году выставках, и дополнительной информации, к которой относятся:
- каталоги предыдущих выставок;
- характеристика посетителей;
- газетные материалы;
- мнения экспертов.
Во время участия фирмы в выставке одной из главных задач PR-специалиста является учет всех возможных контактов в течение всего выставочного дня. Для этого целесообразно использовать специально разработанные анкеты [15,с. 78].
По окончании выставки составляется финальный обзор, отмечающий число посетителей выставки и число посетителей стенда, а также количество заполненных анкет. По подведённым результатам участия в выставке подготавливается аналитическая записка, охватывающая перечень проблем, возникших в ходе организации и проведения мероприятия, а также принятые решения и выводы [16, с. 198].
Из всего вышеописанного можно сказать, что главными инструментами PR являются:
- Публикации — это статьи, различные отчеты, информационные бюллетени, журналы, брошюры.
- Мероприятия. Предприятие привлекает потребителей к продуктам и услугам на выставках, различных семинарах, конференциях, конкурсах, презентациях, которые охватывают как широкую общественность, так и целевые аудитории.
- Новости. Одной из главных задач специалистов PR — предоставить интересные и благоприятные новости о компании и об её услугах. В этом ключе специалисты PR обязаны обладать хорошими журналистскими навыками, для того, чтобы грамотно сформировать идею обращения к аудитории и представить в редакции газет и журналов пресс-релизы о деятельности и перспективах развития предприятия, которое они представляют. Пресс-релиз представляет собой заранее подготовленный краткий информационный материал о товаре, услуге или фирме для возможной бесплатной публикации в прессе.
- Выступления. Это один из способов сделать фирму и её услуги известными. Данный вид деятельности зачастую является прерогативой руководителей предприятий. Навыки публичных выступлений, во время которых необходимо быть убедительным, уметь приводить весомые аргументы в пользу своего бизнеса, крайне важные навыки для менеджеров компаний. Крупные предприятия и компании, осознавая всю важность данного инструмента, пользуются услугами профессионалов в области PR технологий, осознавая, что престиж организации есть важнейший капитал организации, который наращивается годами, формируя благоприятное отношение у разных поколений потребителей [11, с. 175].
Таким образом, применение различных инструментов PR должно способствовать выполнению намеченных коммерческих целей, а именно:
- повышение уровня осведомленности потребителя;
- укрепление доверия к фирме и ее услугам;
- стимулированию сбыта продуктов и услуг;
- снижению затрат на рекламу и стимулирование сбыта;
Разнообразие и сложность поставленных целей подчеркивает широту формата действия — PR-технологий. Кроме того, помимо основного и очень качественного образования по специальности PR-специалисту необходимо иметь багаж знаний в самых различных областях, который бы дополнял и оттенял профессиоанлизм специалиста по связям с общественностью.
Литература:
1. PR: международная PRактика: Пер. с англ. [Текст] / Под ред. С.Блэка. — М.: Изд. дом «Довгань», 1997. — 180 с.
2. Антипов, К.В., Баженов, Ю. К. Паблик рилейшнз: учеб. пособие [Текст] / К. В. Антипов, Ю. К. Баженов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-ий дом «Дашков и К», 2000. — 113с.
3. Берлов, А. PR для маленькой такой компании [Текст] / А. Берлов // «Советник», 2005. — N 4. — С. 25–26.
4. Блэк, С. Public relations. Что это такое? [Текст] / С. Блэк. — М.: Модино-Пресс, 1990. — 240 с.
5. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз [Текст] / С. Блэк. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 318 с.
6. Блэк, С. Конкретный и конкурентный PR: прямое и эффективное руководство для специалиста по PR, имиджу и рекламе: пер. с англ. [Текст] / С. Блэк. — М.: ЭКСМО, 2004. — 120 с.
7. Варакута, С.А., Егоров, Ю. Н. Связь с общественностью [Текст] / С. А. Варакута, Ю. Н. Егоров. Учебник. — М: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 246 с.
8. Василенко, А. Б. Пиар крупных российских корпораций [Текст] / А. Б. Василенко — М. ГУ ВШЭ, 2007. — 304 с.
9. Галумов, Э. А. Основы PR [Текст] / Э. А. Галумов. — М.: Летопись XXI, 2004. — 244 с.
10. Гундарин, М. В. Книга руководителя отдела PR [Текст] / М. В. Гундарин. — СПб.: «Питер», 2006. — 368 с.
11. Джефкинс, Фрэнк, Ядин, Дэниэл. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: Учебное пособие для вузов [Текст] / Перевод с английского под редакцией Б. Л. Еремина. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 416 с.
12. Маслова, В. М. Связи с общественностью в управлении персоналом: учеб. пособие [Текст] / В. М. Маслова. — М.: Вузов. учеб., 2005. — 126 с.
13. Тимофеев, М.И. «Связи с общественностью (Паблик рилейшнз)»: Учебное пособие [Текст] / М. И. Тимофеев. — М.: Издательство РИОР, 2005. — 158 с.
14. Филипп А. Буари. Паблик рилейшнз или стратегия доверия [Текст] / Филипп А. Буари. — М.: Инфра-М, 2001. — 178 с.
15. Чумиков, А. Н., Бочаров, М. П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие/ А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — 3-е изд.. перераб. и доп. — М.: Дело, 2006. — 552 с.
16. Шарков, Ф. И. Паблик рилейшнз: Учебник [Текст] / Ф. И. Шарков. — 3 изд. — М.: Издат.-торгов. Корпорация «Дашков и К», 2009. — 332 с.