Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
Святой Августин
Процессы глобализации, развитие экономики, интеграция России в мировое сообщество, рост конкуренции содействуют расширению деловых и культурных контактов; развитию инженерного труда; порождению потребности в студентах, способных принимать участие в академических обменах, выпускниках, владеющих иностранным языком в своей профессиональной сфере.
Неотъемлемой частью профессиональной компетентности инженера, его конкурентоспособности становится профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция. Иными словами, возрастают требования к уровню владения иностранным языком выпускниками технического вуза, а также к методам обучения.
В процессе формирования той или иной компетентности студента следует использовать методы и средства обучения, соответствующие следующим педагогическим принципам:
- практической направленности;
- личностной направленности обучения;
- вовлеченности в деятельность;
- интегративности;
- непрерывности [11].
В данной статье мы рассмотрим некоторые методы обучения иностранному языку. Обучение профессиональным предметам на иностранном языке является одним из инновационных подходов. Интеграция иностранного языка и специальных предметов позволяет:
- сблизить различные учебные дисциплины;
- формировать интегрированный стиль мышления;
- воспитать заинтересованное отношение к будущей профессиональной деятельности;
- развить познавательную самостоятельность студентов;
- усилить мотивацию изучения иностранного языка [2].
Метод смешанного обучения «blended learning» (работа в аудитории в процессе обучения иностранному языку и использование электронных платформ, Интернет-конференций для самостоятельной работы) позволяет осуществлять учебную деятельность в сочетании с современными технологиями. Использование данного метода способствует:
- формированию навыков и умений работать в информационном пространстве;
- обеспечению дифференцированного подхода к обучению;
- формированию навыков самостоятельного поиска, отбора и анализа информации;
- развитию ответственности студента за результаты своего обучения;
- более успешному и прочному запоминанию учебного материала благодаря интерактивности;
- развитию стремления к самообразованию на протяжении всей жизни [3, 4, 5].
Выбирая данный метод, преподавателю нужно четко определить материал, который будет изучаться в аудитории, а какой будет изучен в дистанционной форме (принимая во внимание сложность материала и время, необходимое для выполнения заданий), стимулировать самостоятельную и групповую работу.
На наш взгляд, данный метод является наиболее приемлемым в условиях обучения иностранному языку в техническом вузе. Специфика условий обучения иностранному языку будущих инженеров заключается в небольшом количестве часов, отводимых на работу в аудитории и значительном количестве времени, предусмотренным для самостоятельной работы.
Метод анализа конкретных примеров «case study» в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе ориентирован на:
- сокращение разрыва между теорией и практикой обучения;
- активизацию мыслительной деятельности обучающихся, развитие интеллектуального потенциала;
- развитие умений формулировать проблему и самостоятельный поиск вариантов ее решения;
- формирование навыков работы в команде;
- формирование правильной стратегии речевого поведения;
- формирование ключевых профессиональных компетенций [8, 9, 10].
Ведение языкового портфолио «language portfolio» (совокупность документов, отражающих опыт студента в изучении иностранного языка) обеспечивает:
- практическую направленность обучения;
- преемственность в процессе обучения;
- расширение возможностей для обучения и самообразования;
- повышение мотивации самостоятельной учебной деятельности;
- представление о динамике учебной и творческой активности студента [1, 6, 7].
Таким образом, современные методы обучения призваны содействовать эффективной профессиональной иноязычной подготовке будущих специалистов; развитию их творческого потенциала; активному включению студентов в учебно-исследовательскую деятельность; повышению мотивации изучения иностранного языка; развитию умений нестандартно мыслить; подготовке выпускников, способных работать в команде и быстро адаптироваться к меняющимся социальным и экономическим условиям.
Литература:
1. Алехина Н. В. Использование технологии «портфолио» в преподавании иностранных языков // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2014. № 27. С. 4–7.
2. Бессмельцева Е. С. Межпредметная интеграция в обучении студентов неязыковых факультетов иностранному языку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8. № 27. С. 106–109.
3. Бондарев М. Г. Модель смешанного обучения иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде технического вуза // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. № 10 (135). С. 41–48.
4. Бондарев М. Г., Трач А. С. Принципы смешанного обучения английскому языку для специальных целей // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 10 (147). С. 41–48.
5. Варенина Л. П. Эффективность смешанного метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 48–52.
6. Игнатьева Е. А. Использование языкового портфолио в техническом вузе в контексте компетентностного подхода // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2012. № 35. С. 14–18.
7. Куимова М. В. Об эффективности ведения языкового портфолио в процессе изучения профессионального иностранного языка // В мире научных открытий. 2012. № 9. С. 162–169.
8. Куимова М. В., Евдокимов Д. Е., Федоров К. В. Метод case-study в обучении иностранному языку студентов старших курсов неязыковых специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 3–1 (21). С. 88–90.
9. Матюшенко В. В. Метод case study в обучении иностранному языку студентов нелингвистических вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 4. С. 128–132.
10. Тулепбергенова Д. Ю. Особенности использования «кейс-стади» в обучении студентов иностранному языку: аналитический обзор // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2013. № 2 (56). С. 135–144.
11. Хорешман В. С. Развитие учебно-познавательной компетенции студентов при помощи учебного пособия по предмету «Иностранный язык для специальный целей» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 10 (147). С. 153–163.