В настоящее время вопрос о природе человеческих потребностей, их роли в деятельности человека привлекает внимание многих исследователей, что обусловлено управленческими, правовыми, экономическими и социальными аспектами трендов развития современного общества с его характерным нарастанием темпов технического прогресса, создающего всё больше способов, с одной стороны, удовлетворения, и с другой - навязывания потребностей человеку частными общественными силами, социальным контролем, СМИ и рекламой.
В Древней Греции не только сформировались основные группы человеческих потребностей, как «внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов» [2,с.1], но и началось их теоретическое осмысление в философских учениях.
Один из тех, кто первый предпринял попытку показать иерархию потребностей, по праву признается «второй американский психолог» Абрахам Маслоу - основоположник гуманистической психологии. Его труды «Мотивация и личность», «По направлению к психологии бытия», «Дальние достижения человеческой природы» - наполнены идеями классификации потребностей, личностного роста и здоровом развитии человека,, самоактуализации, метамотивации, позже воспринятые мировым сообществом через доводы научной недостоверности и непригодности для практических задач, как не нашедшие эмпирического подтверждения, на самом деле проникнуты мыслями о потребностях и склонностях, способностях и реализации человека, направленных на благо общества. Сам Маслоу отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение. Сегодня это образец универсальной междисциплинарной концепции в гуманитарных и экономических науках нашел свое применение в улучшении стиля руководства, для анализа потребительского поведения, при проектировании системы мотивации.
Маслоу разделил потребности человека на пять групп, первая из которых исходит из физиологических потребностей, необходимые для выживания потребности в еде, воде, жилье, отдыхе. Вторая группа - это желание иметь постоянные, комфортные и безопасные условия своего существования. Далее социальные потребности человека в общении, совместной деятельности. Четвертую группу составляет потребность в признании, уважении со стороны других людей, достижения успеха, и наконец, духовные потребности — желание самовыражения посредством творчества, стремление к познанию и применения полученных знаний в своей деятельности.
Визуальным образом теории мотивации Маслоу служит спираль, постулаты которой: динамичность, развитие и плавное «перетекание» более высокого уровня в другой «мотивационная спираль начинает новый виток».
«Возникновение высших потребностей непосредственно связано с удовлетворением потребностей низших уровней»[1,с.86], то есть человеку необходимо сначала удовлетворить физиологические потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня. «Энергией обладает лишь неудовлетворенное желание, неудовлетворенная потребность»[1,с.89]. Исключение составляют некоторые творческие личности, которые минуя низший уровень, могут проявлять свой талант и создавать собственную иерархию потребностей.
Потребностью в безопасности объясняется обращение человека к религии, науке и философии, его стремление объяснить принципы мироздания, определив при этом свое место в мире. Потребность в безопасности приобретает особую социальную значимость в ситуациях реальной угрозы экономических, социальных и природных кризисов.
Терзаемый чувством одиночества: в присутствии, в толпе, на празднике – везде чувствующим себя изгоем, человек начинает испытывать потребность в принадлежности и любви, которая является основной предпосылкой здорового развития человека
Потребность в признании вызвана нуждой в высокой оценке собственных достоинств, в уважении как самого себя, включая компетентность, уверенность, достижения, независимость и свободу, а также и окружающих, куда входят понятия престижа, признания, репутации, другими словами «вашим реальным Я, а не идеализированным псевдо-Я»[ 1, с. 100].
Потребность в самоактуализации - высшая ценность человеческой жизни. Неудовлетворенность тем, что человек, не может реализовать свои способности и потенциальные возможности, занимается не тем, к чему предрасположен, порождает эту потребность, заключающуюся в удовлетворении базовых потребностей человека, в стремлении к познанию, к мудрости, к открытию истины, в разрешении загадок вечности бытия. Говоря словами Маслоу, «..музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в миру с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе»[1,с.100]. Самоактуализации достигают менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собственном потенциале, нежелание полностью использовать свои способности, страх перед трудностями, опасение потерять то, что уже есть. Боязнь всего нового – один из признаков комплекса Ионы, что является главным препятствием в самореализации.
В основе человеческой тяги к знанию больше лежат позитивные импульсы, потребность в познании и понимании, что «рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине - лучшими мгновениями человеческой жизни» [1, с. 106].
Итак, опираясь на представление об особенностях поведения человека Маслоу, схематически, тезисно выделенные нами дефициентные и бытийные потребности, демонстрируют принцип формирования творческой личности. Девиз эпикурейцев «Лови день» характеризуется целями сегодняшнего дня и направлен на снятие напряжения и получения удовлетворения. Использование человеком своих способностей в полную силу реализует высшие потребности счастья, зрелости, индивидуальности и наполненности.
Таким образом, отказ от навязанных человеку потребностей, возрождение критического отношения к реальности помогут человеку обрести вновь самого себя, для «удовлетворения базовых потребностей: свободу слова, свободу выбора деятельности, свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком» [1, с. 101]. В приобретении только таких качеств в комплексе процесса развития личности и необходима помощь средств массовой информации, воспитания и общественного мнения.
Литература:
1. Маслоу А. Мотивация и личность. - // http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt
2. Электронный глоссарий. - // http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RPuywlhtuxyo