Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 05.01.2015

Статья просмотрена: 969 раз

Библиографическое описание:

Бойчук, И. И. Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области) / И. И. Бойчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14698/ (дата обращения: 16.11.2024).

В условиях вероятного расширения экономических санкций со стороны США и ЕС вопросы продовольственной безопасности страны выходят на первый план. Тем более что Россия, к сожалению, еще очень сильно зависит от импорта продовольствия, объем которого в прошлом году вырос на 4 % и достиг почти $42 млрд. [5].

Ныне эта тема приобрела особое звучание, во-первых, потому, что продовольственная безопасность — это некий индикатор независимости, а в связи с возможным расширением санкций в отношении России со стороны США и ЕС она не должна пострадать. Во-вторых, грешно сейчас не использовать потенциал Крыма для увеличения объемов производства сельскохозяйственных культур. Например, по данным Минсельхоза, только производство зерна за счет присоединения новых территорий может вырасти на 2 млн. тонн в год.

Без решения проблемы продовольственной безопасности представляется затруднительным решение других острых экономических и социальных проблем. Ее необходимо рассматривать на разных уровнях: мировом, национальном, региональном, уровне домохозяйств и отдельной личности.

К определению категории «продовольственная безопасность» существуют различные подходы. Согласно наиболее распространенному в мире определению, продовольственная безопасность достигается путем обеспечения физического и экономического доступа к безопасному и достаточному продовольствию [1, с. 56].

Критериями продовольственной безопасности страны являются производство 75–80 % общего объема основных видов продовольствия за счет собственного производства, потребление населением биологически полноценной продукции по научно-обоснованным нормам с учетом пола, возраста, условий труда, создание продовольственных запасов на уровне 20 % от общего объема потребления.

Одной из стратегических целей развития нашей страны является достижение продовольственной безопасности — надежное обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием собственного производства. При этом в достижении данной цели растет роль экономической самостоятельности регионов в обеспечении своих территорий продовольственным и сельскохозяйственным сырьем.

Одним из важнейших секторов региональной экономики Самарской области, имеющим стратегическое значение в части обеспечения продовольственной безопасности и, как следствие, сохранения социальной стабильности в регионе является агропромышленный комплекс (АПК). Значительный объем государственной поддержки данного сектора в 2013 году позволил не только сохранить потенциал сельскохозяйственной отрасли, но и достичь существенных успехов в ее развитии. Общий объем финансирования АПК за счет бюджетных средств в 2013 году составил 3,6 млрд. рублей. Почти на треть — выросла государственная поддержка из федерального бюджета, составив около 1 млрд. рублей.

Повышению уровня продовольственной независимости области в 2013 году способствовал рост производственных показателей отрасли. Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2013 году увеличился на 6,2 % и составил 67,7 млрд. рублей.

Таблица 1

Производство основных сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах всех категорий (тысяч тонн)

 

2009

2010

2011

2012

2013

2013 в % к 2012

2013 в % к 2009

Мясо

103,1

92,4

93,1

96,2

103,3

107,4

100,2

Молоко

426,7

398,7

407,5

418,8

421,4

100,6

98,8

Яйца, млн. шт.

243,1

212,6

195,5

195,7

165,2

84,4

68,0

Картофель

549,5

267,2

451,7

500,2

481,3

96,2

87,6

Овощи и бахчевые

289,8

179,1

304,0

351,6

335,5

95,4

115,8

Фрукты и ягоды

74,1

32,5

49,2

51,8

49,2

95,0

66,4

 

После снижения уровня производства в 2010 году основных сельскохозяйственных продуктов, что было следствием засухи, с 2011 года наблюдается наращивание объемов производства (таблица 1).

Так, с 2010 г. по 2013 г. увеличились объемы производства картофеля в 1,8 раза, овощей и бахчевых в 1,9 раза, ягод и фруктов в 1,5 раза. Наряду с этим, наблюдается тенденция снижения количества произведенных в области яиц в связи с сокращением производства.

С сокращением объемов производства доля запасов к нему по отдельным продуктам выросла, составив по: мясу — 8,9 % (8,5 % в 2009 г.), 9,3 % яйцам (6,1 %), картофелю 70,1 % (26,2 %). Доля в запасах области по овощам и бахчевым (49,2 % в 2013г.), а также молоку (7,3 %) снизилась на 60,7 и 0,1 п.п. соответственно. Формирование таких запасов позволяет стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке области и является одним из направлений обеспечения продовольственной безопасности региона.

О продовольственной независимости можно говорить, если внутренние потребности области в пределах 80 % удовлетворяются за счет собственного производства.

Самообеспеченность Самарской области основными сельскохозяйственными продуктами находится на достаточно низком уровне. Несмотря на положительную динамику коэффициента самообеспеченности в 2013 году, свое внутреннее потребление по некоторым продуктам область не способна удовлетворить даже наполовину. Самые низкие значения коэффициента наблюдаются по фруктам и яйцам — 22,7 % и 19,4 % соответственно. Тем не менее, в 2013 году область смогла обеспечить внутреннее потребление картофеля на 93,1 %, а также овощей и бахчевых на 89,0 % (таблица 2).

Таблица 2

Уровень самообеспеченности населения основными сельскохозяйственными продуктами (на душу населения в год, процентов)

2009

2010

2011

2012

2013

Мясо и мясопродукты

55,8

49,1

49,0

49,4

50,3

Молоко и молокопродукты

53,6

49,1

50,0

52,6

51,9

Яйца

29

25

22

22,2

19,4

Картофель

96,6

60,1

101,1

94,5

93,1

Овощи и бахчевые

80,4

57,4

92,4

93,9

89,0

Фрукты

33,8

15,0

22,1

23,2

21,7

 

Недостаток в удовлетворении внутреннего потребления области компенсируется главным образом за счет ввоза сельскохозяйственной продукции из других регионов и частично за счет импорта. В рассматриваемом периоде объемы ввоза, включая импорт, растут. Наибольшие темпы роста в 2013 году в динамике с 2009 годом приходятся на картофель — почти в 2 раза, и фрукты и ягоды — 1,5 раза (таблица 3).

Таблица 3

Ввоз, включая импорт (тысяч тонн)

2009

2012

2013

2013 в % к 2009

2013 в % к 2012

Мясо

83,3

100,4

106,9

128,3

106,5

Молоко

420,0

411,7

420,9

100,2

102,2

Яйца

616,3

701,6

698,9

113,4

99,6

Картофель

45,4

80,8

90,3

198,9

111,8

Овощи и бахчевые

63,3

46,6

52,7

83,3

113,1

Фрукты

146,6

183,6

225,5

153,8

122,8

 

Стратегическое значение в обеспечении продовольственной безопасности региона также имеет пищевая промышленность. В целом за пятилетний период наблюдается тенденция снижения объемов производства пищевых предприятий. В 2013 году в области увеличилось производство масла растительного в 2,5 раза, колбасных изделий на 16,4 %.

Пищевые предприятия области используют свои производственные мощности не полностью, многие не загружают их даже на 50 %. Причиной этого является недостаточный спрос на производимую предприятиями области продукцию, изношенность оборудования, отсутствие инноваций в производстве и работе с потребителями, недостаточный уровень конкурентоспособности предприятий.

Сегодня в условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране в связи с введением запрета на ввоз продукции из Европы и США, опасности наступления мирового финансового кризиса и частых природных катаклизмах обеспечение продовольственной безопасности призвано нейтрализовать существующие и вновь возникающие угрозы, которые могут привести к уменьшению объемов производства, ухудшению доступности населения к жизненно важным видам продовольствия.

Основой для разработки правовых нормативных документов, концепций и программ, обеспечивающих развитие отношений продовольственной безопасности страны, является утвержденная указом президента от 30 января 2010 года Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. В доктрине выделены следующие основные направления:

-          повышение экономической доступности продовольствия для всех групп населения через снижение уровня бедности, адресную поддержку наиболее нуждающихся слоев населения, обеспечение сбалансированного питания беременных и кормящих женщин и особенно детей дошкольного и школьного возраста;

-          обеспечение физической доступности продовольствия, для чего необходимо поддерживать отдельные регионы страны, развивать транспортную и торговую сеть, особенно в сельской местности;

-          улучшение качества продовольствия, через принятие мер к обеспечению соответствия продовольствия требованиям технических регламентов на всех стадиях производства;

-          во внешнеэкономической политике балансировать объемы экспорта и импорта продукции АПК, чтобы не создавать неоправданного давления на внутренний агропродовольственный рынок. Ситуация осложнилась при вступлении России в ВТО, когда отечественные производители вынуждены приобретать энергоресурсы по мировым ценам, конкурировать с импортерами в качестве, себестоимости и, соответственно, в цене [2].

Правительство Самарской области одобрило Cтратегию развития агропромышленного комплекса губернии на период до 2020 года [3]. Ее реализация позволит значительно повысить объемы производства мяса, молока и яиц и обеспечить таким образом продовольственную безопасность нашего региона.

Стратегии будет осуществляться в три этапа.

Первый этап реализации Стратегии ориентирован на стабилизацию ситуации в аграрном секторе экономики Самарской области, создание организационно-экономических условий для устойчивого развития АПК региона в средне- и долгосрочной перспективе.

Второй этап предполагает реализацию мероприятий по обеспечению сбалансированного развития регионального АПК, модернизацию производственно-технической базы сельского хозяйства и, как результат, достижение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции.

Третий этап нацелен на решение задач инновационного развития АПК, достижение уровня сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность региона и конкурентоспособность в условиях глобального рынка.

Конечной целью реализации Стратегии является достижение объёмов собственного производства основных видов продуктов питания, гарантирующих продовольственное самообеспечение региона с учётом параметров, заложенных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

 

Литература:

 

1.         Внешняя торговля РФ: Учеб. пособие (Гриф УМО РФ) / Под ред. В. Н. Бурмистрова. — М.: ЮРИСТЬ, 2001. — 384 с.

2.         Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента от 30.01.2010 № 120.

3.         Постановление Правительства Самарской области от 12 мая 2011 г. N 175 «О Стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 года».

4.         Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. Пособие / И. А. Спиридонов. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 256 с.

5.         Официальный портал федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): продовольственная безопасность, Самарская область, сельскохозяйственная продукция, собственное производство, продовольственная безопасность региона, продовольственная безопасность страны, государственная поддержка, Российская Федерация, сторона США, Стратегическое значение.


Похожие статьи

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Аудит эффективности использования бюджетных средств субъекта РФ (на примере Белгородской области)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области)

Факторы устойчивости региональной банковской системы (на примере Ивановской области)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Обзор молочной отрасли. Региональный аспект (на примере Владимирской области)

Похожие статьи

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Аудит эффективности использования бюджетных средств субъекта РФ (на примере Белгородской области)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области)

Факторы устойчивости региональной банковской системы (на примере Ивановской области)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Обзор молочной отрасли. Региональный аспект (на примере Владимирской области)

Задать вопрос