В статье приводится структура технологии применения футбола в отделении спортивного совершенствования студентов.
Ключевые слова: физическое воспитание, структура, технология, студенты, футбол.
Модернизация образовательной системы в целях достижения её качественного соответствия перспективам развития требует радикальных изменений и в таком звене как физическое совершенствование студентов.
Существующая система физического воспитания не отвечает требованиям современности, а именно наблюдается недостаток двигательной активности студентов, что в свою очередь не способствует улучшению здоровья, особенно в неблагоприятных условиях внешней среды зоны Приаралья.
В связи с этим в сфере физического совершенствования необходимо развивать такое направление, как занятия футболом в отделении спортивного совершенствования, для чего важно использовать научно-обоснованную технологию применения футбола.
Периодизация спортивной тренировки по футболу
В годичном, полугодичном цикле тренировки выделяют три периода:
- подготовительный — период функциональной подготовки;
- соревновательный — период основных соревнований;
- переходный — период между вторым и первым.
В основе такого построения тренировочного макроцикла лежат закономерности приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы.
Соревновательной формой называют состояние оптимальной, наилучшей готовности спортсмена (физическое, психическое, техническое, тактическое) к достижениям. Продолжительность отдельных периодов в макроциклах целесообразно устанавливать в следующих пределах:
- подготовительный период — от 2–3 месяцев главным образом в полугодовых циклах до 5–6 месяцев в годичных циклах;
- соревновательный период — от 1,5–2 до 4–5 месяцев;
- переходный период — от 3–4 до 6 недель.
Подготовительный этап. Основная цель тренировки на этом этапе — создание, расширение и совершенствование предпосылок для формирования спортивной формы. Главным из таких предпосылок является повышение общей физической подготовки; разностороннее развитие физических способностей, функциональных возможностей, двигательных навыков и умений спортсмена. Поэтому часто активной частью тренировки на этом этапе является общая подготовка. Отсюда и название этого этапа.
Специально-подготовительный этап. Тренировка на этом этапе перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Всё содержание тренировки сосредотачивается на развитии специальной тренированности, развитие и окончательное формирование спортивной формы. Одновременно проводятся соревнования, по мере завершения подготовительного периода они занимают более значительное место в тренировке.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволил [4] выделить следующие мезоциклы: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные, что касается микроциклов, автор считает, что в практике спорта можно встретить следующие их виды: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, специализируемые, модельные, подводящие, восстановительные и соревновательные.
В спортивной тренировке футболистов высокой квалификации выделяют [1, 2, 3] мезоциклы: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, соревновательный и восстановительно-поддерживающий. В зависимости от особенностей содержания и места в системе тренировки авторы различают следующие типы микроциклов: подводящие, соревновательные и восстановительные.
Оптимизация тренировочного процесса футболистов определяется совершенствованием специализированных видов физической, тактико-технической и психологической подготовки, которые должны быть подчинены целям предстоящих соревнований. Анализ литературных источников позволяет утверждать, что для каждого этапа спортивной тренировки футболистов характерны своё содержание, объём и интенсивность тренировочных нагрузок, их динамика, соотношение ОФП и СФП, учёт индивидуальных особенностей спортсменов, совершенствование технико-тактического мастерства, психологической подготовки. В этой ситуации тренер обращается к различным видам и источникам информации. Ему необходима педагогическая, медико-биологическая, спортивная и другая информация.
Одним из наиболее значимых аспектов теории и методики спорта и в частности футбола, является методика планирования учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки студентов отделения спортивного совершенствования.
Структура технологии использования футбола в учебно-тренировочном процессе студентов отделения спортивного совершенствования
Научно обоснованная и внедрённая в практику технология использования футбола в учебно-тренировочном процессе студентов отделения спортивного совершенствования состоит из: цели — укрепление и сохранение здоровья средствами занятий футболом; задач направленных на: решение прежде всего удовлетворения потребности занимающихся;совершенствование технических приёмов и тактических действий в одном из видов спорта, пользующегося особой популярностью и влияющего на улучшение физического состояния и способствующего повышению мотивации к занятиям и дальнейшей трудовой деятельности.
Годичный цикл подготовки студентов занимающихся футболом разделён на периоды: подготовительный, соревновательный, переходный, решающие свои целенаправленные задачи с использованием специальных средств развития общей и специальной физической, технической и тактической подготовки, участия в соревнованиях и проведения оздоровительных мероприятий в условиях спортивно-оздоровительного лагеря. Управление подготовленностью футболистов с использованием выявленных надёжных тестов и оценочных нормативов в течение годичного цикла подготовки показано на рисунке 1.
Цель |
||||||
Содействовать сохранению и улучшению здоровья студентов отделения спортивного совершенствования по футболу |
||||||
Задачи |
||||||
1 |
Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки |
|||||
2 |
Развитие сообразительности, ловкости, наблюдательности. Рационально распределять силы для достижения конечной цели |
|||||
3 |
Закрепление морально волевых качеств |
|||||
4 |
Совершенствование технических приёмов и индивидуальных, групповых и командных действий |
|||||
Периоды подготовки |
||||||
Подготовительный |
Соревновательный |
Переходный |
||||
Этапы |
||||||
Общеподготовительный |
Специально-подготовительный |
Предсоревновательный |
||||
2/XI — 30/XII |
2/I — 29/II |
1/II — 30/III |
1/IV — 30/VI |
1/VII — 30/VII |
||
В условиях спортивного зала |
На футбольном поле |
В спортивно-оздоровительном лагере |
||||
Развитие силы, общей выносливости, подвижности в суставах, прыгучести |
Развитие специальной выносливости, быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств |
Развитие координационных способностей, мышления, взаимодействия |
Совершенствование индивидуальных, групповых, командных тактических действий. Розыгрыш стандартных команд |
Улучшение и сохранение здоровья |
||
Средства |
||||||
ОФП |
СФП |
|
|
|
||
Упражнения направленные на развитие силы: с гантелями; набивными мячами; весом партнера. Спортивные и подвижные игры, эстафеты. ОФП в тренажерном зале. |
Специальные упражнения технико-тактической направленности, выполняемые на высокой скорости. Стретчинг. |
Товарищеские игры. Специфические упражнения высокой интенсивности, координационной сложности в аэробно-анаэробных условиях (ЧСС = 156–170 уд\мин) |
Официальные игры. Специфические упражнения с учётом игровой функции в анаэробных условиях (ЧСС = 171–200 уд\мин). Стретчинг. |
Спортивные, подвижные игры, плавание, туристические походы. Участие в соревнованиях между спортивно-оздоровительными студенческими лагерями. |
||
Мониторинг |
||||||
Прыжок в длину с места. Подъем переворотом. Бег 100м, 3000 м. |
Бег 7х50м. Вбрасывание мяча. Удар на дальность. ИМТ. |
Оценка ТТД: общее количество; двигательная активность; эффективность ТТД |
||||
Рис. 1. Схема технологии использования футбола в годичном цикле для студентов отделения спортивного совершенствовании
Разработанная технология и реализация занятий по футболу студентов отделения спортивного совершенствования, основывались на следующих положениях:
1. Цикличность построения учебно-тренировочного процесса в отделении спортивного совершенствования осуществляется с учётом семестрового построения учебного процесса и мониторинговом контроле.
2. Планирование учебно-тренировочного процесса строилось на основе информации о структуре соревновательно-игровой деятельности студентов отделения спортивного совершенствования по футболу и их участии в соревнованиях.
3. Соревнования рассматривались как вариационный компонент учебно-тренировочного процесса, для чего были обоснованы средства мониторинга физического развития, специальной двигательной подготовленности к соревнованиям и периоды подготовки.
4. Методика интегральной подготовки студентов отделения спортивного совершенствования представляла собой многоуровневую систему возрастающей по сложности, направленности воздействий тренировочных заданий и товарищеских игр, с учётом игровой специализации (защитников, полузащитников, нападающих), которые рационально распределялись по этапам и обеспечивали условия целостной реализации всех компонентов подготовленности студентов к соревновательной деятельности.
5. Осуществление мониторинга динамики физического развития, двигательной и специальной физической подготовленности, соревновательной деятельности самими студентами, ведение ими дневников самоконтроля, включая дополнительную справочно-методическую информацию по физической культуре и спорту, в том числе по футболу.
6. Разработка системы домашних заданий совместно с каждым студентом, с учётом результатов тестирования, позволяют не только преодолевать недостатки в физической и соревновательной деятельности, но и увеличить двигательную активность до 5–6 часов в неделю.
Литература:
1. Атаев О. Р. Оптимизация нагрузок различной направленности в межигровых циклах соревновательного периода квалифицированных футболистов: Дис… канд. пед. наук. Ташкент. УзГИФК — 2010. — 128 с.
2. Искусство подготовки высококлассных футболистов: научно-метод. пособие./ Под ред. проф. Н. М. Люкшинова. -М.: Советский спорт. 2003. — 416 с.
3. Кошбахтиев И. А. Управление подготовкой футболистов. Ташкент. 2001. — 124 с.
4. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев. Олимпийская литература. 1997. — 583 с.